Раздел I. Теоретико-методологические аспекты исследования социально-культурной деятельности
Тема 1. Сущность научного исследования социально-культурной деятельности. Научное педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Социально-культурная деятельность – составная часть педагогической теории и практики. Специфика объекта и предмета теории социально-культурной деятельности. Взаимосвязь культурно-исторического контекста развития общества и закономерностей педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Характеристика современных концепций организации целостного педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Факторы усиления развивающего и воспитательного эффекта организованной культурной деятельности.
Тема 2. Основные направления исследования социально-культурной деятельности. Исследование истории и современных трендов развития социально-культурной деятельности. Изучение и реализация потенциала социально-культурной деятельности в развитии и формировании личности. Изучение региональных особенностей социально-культурной деятельности: история и современное состояние. Влияние контекста конкретно-исторического периода развития общества на динамику закономерностей, функций, принципов социально-культурной деятельности; направлений, форм, средств, методов и приемов ее организации. Исследование движущих сил, закономерностей функционирования педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Характеристика современных концепций организации целостного педагогического процесса в социально-культурной деятельности. Исследование факторов (культурогенеза, глобализации, развития экономики, новых технологий, социальной динамики, антропологических сдвигов, приоритетов культурной политики и т.д.), определяющих принципы организации социально-культурной деятельности и обусловливающих развитие и формирование личности. Изучение современных технологий построения педагогического процесса, организации социально-культурной деятельности. Изучение современных подходов к исследованию социально-культурной деятельности (культурно-смыслового, системно-синергетического и т. д.). Изучение синергетической природы социально-культурной деятельности и специфики процесса организации социально-культурной деятельности, опосредованной культурно-досуговым событием. Исследование потенциала технологии модерации как педагогического проекта опосредованного, латентного, мягкого педагогического управления развитием личности и консолидации субъектов социально-культурной деятельности. Исследование возможностей социально-культурной деятельности в организации конструктивного досугового общения, межкультурных коммуникаций. Изучение эффективных способов управления предприятиями социально-культурной сферы.
Тема 3. Методология научного знания.Методологиянаучного познаниякакнаука о наиболее общих принципах познания, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также познания и преобразования объективной действительности. Методологии как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Методология в широком смысле слова– совокупность наиболее общих, мировоззренческих принципов и обоснование их применения к решению сложных теоретических и практических задач. Методология в узком смысле этого слова – учение о методах научного исследования.
Методология как инструмент поиска нового знания. Эвристическое значение методологии. Основные методологические функции теории: ориентирующая, прогнозная, функция классификации, логико-гносеологическая функция.
Уровни методологии: философский, общенаучный, частнонаучный. Основные функции методологии: внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-либо объекта; определение способов получения научных знаний, которые отражают динамику изучаемых процессов и явлений; систематизация, обогащение терминологического аппарата науки; создание системы научной информации; логико-инструментальная функция методологии.
Методология исследования социально-культурной деятельности. Междисциплинарный принцип исследования социально-культурной деятельности. Продуктивность синтеза педагогического, психологического, культурологического, социологического, системного, синергетического подходов к исследованию социально-культурной деятельности.
Ведущие принципы научного исследования социально-культурной деятельности: объективности, альтернативности научного поиска в сфере теории и практики социокультурных явлений, принцип научности, единства логического и исторического, принцип преемственности, учета накопленного социально-культурного опыта, традиций педагогической практики, принцип концептуального единства научного исследования социально-культурной деятельности.
Тема 4. Методы научного исследования. Метод(греч. – способ познания) – «путь к чему-либо», способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.
Метод как основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура как последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Взаимосвязь и взаимозависимость методологии и методики научного исследования. Методика исследования как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта; совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Понятие «научный метод» как «целенаправленный подход», путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.
Методы научного исследования социально-культурной деятельности – способы изучения социальных, культурных явлений, достижения достоверной научной информации о них.
Классификация методов научного исследования, их характеристика. Методы эмпирического познания социально-культурных явлений и фактов. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений. Математические и статистические методы.
Тема 5. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений. Сущностный смысл теоретического анализа научных исследований социально-культурной деятельности. Общенаучные логические методы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация,обобщение,индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Значимость теоретических методов для определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценивания собранных фактов.
Работа с понятийным аппаратом исследования. Этапы работы с понятийным аппаратом исследования: накопление информации (работа с общенаучными и отраслевыми энциклопедическими словарями, научными разработками ведущих специалистов в исследуемой области; отбор необходимой информации, соответствующей теме исследования, концепции автора; авторская интерпретация (операционализация) отдельных понятий.
Связь теоретических методов с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и социально-культурной деятельности в частности; специальных работ по истории, теории и методике организации социально-культурной деятельности; периодической педагогической печати; нормативной литературы; учебников и учебных пособий по социально-культурной деятельности, педагогике досуга и смежным наукам (социологии, социальной психологии, культурологии).
Тема 6. Метод моделирования в научных исследованиях социально-культурной деятельности. Метод моделирования – теоретический метод познания. Понятие модели как объекта, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа. Модель как вспомогательный объект, дающий новую информацию об исследуемом социально-культурном явлении. Моделирование – конструирование нового, не существующего в социальной практике. Модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами социально-культурного объекта. Превращение моделей-гипотез в научные теории. Мысленный эксперимент – особый вид модели. Целевое назначение мысленного эксперимента. Конструирование нормативной модели социально-культурного проекта.
Тема 7. Методы эмпирического исследования социально-культурных явлений. Изучение литературы и других источников. Алгоритм работы с литературой: составление списка источников информации, подлежащих изучению (книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры, исторические и текущие архивы, авторефераты диссертаций и диссертации; определение способа обработки содержания: изучение с конспектированием, выборочное чтение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление и т.п.; результаты изучения литературы по каждому вопросу, их оформление в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, излагается суть отдельных положений, выявляются основные точки зрения, вскрываются совпадающие позиции и различия в них, обозначаются мало разработанные, неясные и дискуссионные положения; подчеркивается, что нового, оригинального вносит автор работы, высказывается свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам.
Методы эмпирического познания социально-культурных явлений – способы исследования реально существующего опыта организации педагогического процесса в социально-культурных институтах. Методы изучения социально-культурной деятельности: психолого-педагогическая беседа, включенное и невключенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение документации (учреждений культуры, дополнительного образования, других учреждений, занимающихся организацией социально-культурной деятельности), эксперимент.