Перечень рекомендуемой литературы:посмотреть свежую за 5 лет

а) основная литература:

1. .Антология культурологической мысли/Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А. С. Мамонтов – М.: Изд-во РОУ, 1996.- 352 с.

2. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В.Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. –669 с.

3. Кравченко, А.И. Культурология: учеб. пос. для вузов /А.И. Кравченко– 3-е изд. – М.: Академический проект, 2002. –496с.

4. Культурология: учебник для вузов /Кармин А.С. – М.: Спецкнига, 2004. – 464с.

5. Культурология: уч. курс //Столяренко Л.Д. – М.: Спецкнига, 2004. – 352с.

6. Культурология: уч. пос. /Под. ред. Марковой А.Н. - 3-е изд. – М.: Спецкнига, 2004.-319с.

7. Хорунженко, К.М. Культурология : Энциклопедический словарь /К.М. Хорунженко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.

б) дополнительная литература

  1. Алексина, Т. А. Ценность времени и вечности в культурах разного типа / Т. А. Алексина // Человек. - 2008. - №2. - С. 70-79
  2. Антонов, А. С. "Cultura sociologu": Культурная социология / А. С. Антонов // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2008. - №1(44). - С. 27-33.
  3. Бабушкин, А. П. Стереотипы как средство понимания фактов "чужой" культуры / А. П. Бабушкин // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №3(34). - С.147-148. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  4. Бенедикт, Рут. Модели культуры / Р. Бенедикт // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №1(32). - С.108-134. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  5. Бертон, Р. Анатомия меланхолии // Культурология: учеб. пос. /Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1995. – С.499-516.
  6. Бирженюк, Г. М. Диалог культур и цивилизаций в современном мире / Г. М. Бирженюк, М. А. Мануильский // Человек. - 2007. - №6. - С. 176-178
  7. Борзенков, В. Г. О природе человека / В. Г. Борзенков // Человек. - 2008. - №2. - С. 5-18
  8. Воронкова, Л. П. Проблемы систематизации культурологипческих учений : научно-популярная литература / Л.П. Воронкова // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2004. - №2. - С. 117-121.
  9. Выжлецов, Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал.-1994. – № 11-12. – С. 16-32.
  10. Высоцкая, Наталья. Транскультура или культура в трансе?[Проблемы мультикультурализма] : научно-популярная литература / Н. Высоцкая // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №4(35). - С.11-13. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  11. Галинская, И. Л. Глобализация и постглобализация (Обзор) / И. Л. Галинская // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2006. - № 4 (39). - С. 73-76.
  12. Галинская, И. Л. Дебаты о мультикультурализме :[Теория культуры] : научно-популярная литература / И. Л. Галинская // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №3(30). - С.13-16. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  13. Галинская, И. Л. Мультикультурализм и межкультурная коммуникация: научно-популярная литература / И. Л. Галинская // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2005. - №4(35). - С.6-10. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  14. Галинская, И. Л. Постмодернизм: pro et contra / И.Л. Галинская // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2004. - №2. - С. 36-40.
  15. Глаголев, М. В. Культурные ценности в современном информационном пространстве: культурологический аспект / М. В. Глаголев // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - М., 2005. - №3. - С.68-73.
  16. Гудима, Т. М. Культурная политика: поворот к рынку или вложения в человека / Т. М. Гудима // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2007. - №2. - С. 20-25. - Примеч. в тексте
  17. Гусейнов, Абдусалам. Диалог культур: возможности и пределы / А. Гусейнов // Литературная учёба (ЛУ) : литературно-философский журнал. - М., 2008. - Кн. 5. - С. 190-199
  18. Демцов, В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? //Вопросы философии. – 1996. – № 11.
  19. Джон Дж. Хонигманн Личность в культуре: к изучению дисциплины / Джон Дж. Хонигманн // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2006. - №6. - С. 21-29. - Библиогр. в конце ст.
  20. Душенко , К. В. Либеральные реформы и либеральная культура: [Массовая культура] / К. В. Душенко // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №3(30). - С.162-175. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  21. Запесоцкий, Александр СергеевичКультурология Дмитрия Лихачева : к изучению дисциплины / А. С. Запесоцкий // ОНС. - 2007. - №1. - С. 167-173. -
  22. Ильин, И. Сущность и своеобразие русской культуры //Москва. – 1995. – № 11, 1996. – № 6. –С. 6-8.
  23. Кантор, В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С.24-34.
  24. Каплан, А. Б. Предглобалистские тенденции и столкновение разных культур в XYI веке / А. Б. Каплан // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №3(34). - С.116-125. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  25. Кассирер, Эрнст. Миф как форма созерцания / Э. Кассирер // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №4(31). - С.20-26. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  26. Клемен, Карл Христиан. Жизнь мертвых в религиях человечества: / К. Х. Клемен // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №3(30). - С.151-154. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  27. Костина, А. В. Идея прогресса в контексте динамики европейской цивилизации: обзор концепций: к изучению дисциплины / А. В. Костина // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2007. - №1. - С. 4-12
  28. Культура и общество / И.Л. Галинская // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии : М., 2004. - №2. - С. 16-18.
  29. Культура постсоветского общества // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №3 (34). - С.22-25. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  30. Кутырев, В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии . – 1996. – № 11. –С. 23-31.
  31. Лапина, Т. С. Аксиология культуры / Т. С. Лапина // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2008. - №1(44). - С. 34-44. - примечания С. 43-44
  32. Липовецкий, М.Утопия свободной марионетки, или как сделан архетип: ["Золотой ключик" А.Толстого, как первый "проект"] : научно-популярная литература / М. Липовецкий // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №3(30). - С.42-47. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  33. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских //Вопросы философии. – 1990,. –№ 4. – С.3-6.
  34. Лурье, С.В. Культурная антропология в России и на Западе: Концептуальные различия [Текст] //Общественные науки и современность. – 1997. – №2.
  35. Магун, В.С. Трудовые ценности российского общества //Общественные науки и современность. – 1996. – № 6. –С 17-28.
  36. Малиновский, Б.Миф в примитивной психологии : научно-популярная литература / Б. Малиновский // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2004. - №1. - С. 41-96. - (Теория и история культуры)
  37. Межуев, В. М. Диалог между цивилизациями как философская проблема / В. М. Межуев // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №3 (34). - С.17-21. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  38. Межуев, В. М. Россия в диалоге с Европой / В. М. Межуев // Обсерватория культуры. - 2007. - №4. - С. 4-12
  39. Межуев, В. М. Россия в диалоге с Европой : к изучению дисциплины / В. М. Межуев // Обсерватория культуры. - 2007. - №3. - С. 4-10
  40. Мосейко, А. Н. Роль духовного наследия российского зарубежья в формировании образа России в западной культуре / А. Н. Мосейко // ОНС. - 2008. - №2. - С. 78-90. - Библиогр. в конце ст.
  41. Никольский, С. А. О русском мировоззрении: к изучению дисциплины / С. А. Никольский // Человек. - 2007. - №4. - С. 32-43
  42. Павленко, А. Н. Цивилизация: человек и техника / А. Н. Павленко // Человек. - 2008. - № 5. - С. 25-38
  43. Пелипенко, А. А. Как мы эмигрировали из природы: человек и культура / А. А. Пелипенко // Человек. - 2008. - №2. - С. 54-69
  44. Петякшева, Н.И. Диалог цивилизаций: Восток – Запад //Вопросы философии . –1993. – № 6. – С. 173-176.
  45. Политыко, С. Д. Антропология творчества / С.Д. Политыко // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2004. - №2 (29). - С. 8-10.
  46. Попов, И. И. Культура и культурология / И.И. Попов // Наука в России. - 2004. - №4. - С. 71-76.
  47. Рахимова, М. В. Феномен популярной культуры: статья Оскара Хендлина "Комментарии по поводу массовой и популярной культуры" / М. В. Рахимова // Обсерватория культуры. - 2007. - №4. - С. 109-113
  48. Россия и Запад: взаимодействие культур: Материалы круглого стола //Вопросы философии. – 1992. – №6. – С. 36-48.
  49. Савинков, В. И. Развитие человеческого потенциала как показатель оценки социокультурной составляющей условий жизни: к изучению дисциплины / В. И. Савинков // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2007. - №1. - С. 40-43
  50. Савицкая, Т. Е. "Африка внутри нас": Парадоксы современных процессов визуализации культуры : к изучению дисциплины / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2006. - №6. - С. 30-35. - Библиогр. в конце ст.
  51. Савицкая, Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2008. - №2. - С. 32-41. - Библиогр. в конце ст.
  52. Савицкая, Т. Е. Дети "Нью эйджа": новая исповедь "потерянного поколения": по страницам европейского бестселлера / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2007. - №2. - С. 117-121. - Библиогр. в тексте
  53. Сагатчук, Светлана. Россия-Запад: Историко-культурные параллели. Кинематограф второй половины ХХ века / С. Сагатчук // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2008. - № 2. - С. 165-172. - Библиогр. в конце ст.
  54. Садохин, А. П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации / А. П. Садохин // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2008. - №2. - С. 26-31. - Библиогр. в конце ст.
  55. Садохин, А. П. Метод тренинга в формировании межкультурной компетентности: к изучению дисциплины / А. П. Садохин // Обсерватория культуры. - 2007. - №3. - С. 90-94. - Библиогр. в конце ст.
  56. Седов, Л.А. Место русской культуры среди мировых культур //Полис. – 1994. – № 4. – С. 97-110.
  57. Семенов, В. Е. Эрнест Кассирер: трансцендентальное обоснование Культуры / В. Е. Семенов // Обсерватория культуры. - 2008. - № 4. - С. 15-21. - Библиогр. в конце ст.
  58. Сидоров, А. М. Проблема идентичности в современной культуре / А. М. Сидоров // Обсерватория культуры. - 2008. - № 4. - С. 4-8. - Библиогр. в конце ст.
  59. Сладкова, О. Б. Манипулирование общественным сознанием в информационном обществе: к изучению дисциплины / О. Б. Сладкова // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2006. - №6. - С. 4-12. - Библиогр. в конце ст.
  60. Сорокин, П. Человек : Цивилизация: Общество. – М .: Мысль, 1992. – 542 с.
  61. Сумерки богов /Под ред. А. А Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. – 398 с.
  62. Теория культурно-исторических типов / А.В. Белов // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2004. - №2. - С. 41-44.
  63. Терещенко, Н. А. Постмодерн как ситуация философствования / Н. А. Терещенко, Т. М. Шатунова // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №2(33). - С.21-28. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  64. Тульчинский, Г. Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология / Г. Л. Тульчинский // Человек. - 2008. - №1. - С. 43-57
  65. Флиер, А. Я. Культурная революция / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2007. - №2. - С. 20-25. - Примеч. в тексте
  66. Флиер, А. Я. Мультикультуральность: сведение о понятии глобализация / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - 2008. - №2. - С. 22-26. - Библиогр. в конце ст.
  67. Флэш-моб в мире и в России:[Движение молодежной субкультуры "мгновенная толпа"] // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2004. - №4 (31). - С.133-135. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  68. Халлоуэл, А. И. Культура, личность и общество: научно-популярная литература / А.И. Халлоуэл // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - М., 2004. - №1. - С. 4-40. - (Теория и история культуры)
  69. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? //Полис. – 1994. – № 1. – С.33-58.
  70. Херсковиц, Мелвилл Дж.. Процессы культурного изменения / М. Дж. Херсковиц // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №1(32). - С.4-39. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  71. Чумаков, А. Н. Исторический процесс в категориях "культура", "цивилизация", "глобализация" / А. Н. Чумаков // Культурология : дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. - 2005. - №2(33). - С.29-31. - (Теория и история культуры / Ред.совет: Л.В.Скворцов и др.)
  72. Шапинская, Е. Н. Проблема другого в современной культуре и культурологии. / Е. Н. Шапинская // Обсерватория культуры / РГБ. Информкультура. - М., 2005. - №1.. - С.24-33.
  73. Шеметова, Т. Н. Современная экранная культура с позиции эстетики катексиса / Т. Н. Шеметова // Обсерватория культуры. - 2007. - №5. - С. 65-69. - Библиогр. в конце ст.
  74. Шемякина, О.Д. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4. –С.13-24.
  75. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: Гештальд и действительность / Освальд Шпенглер ; перевод с нем.[вст. ст. и прим. К.А. Свасьяна]. – М.: Мысль, 1993. – 663 с.
  76. Экономика культуры в Европе // Обсерватория культуры. - 2007. - №5. - С. 58-62
  77. Юнг, К.Г. Различие восточного и западного мышления //Философские науки. – 1988. – № 10. –С. 92-103.
  78. Янковская, Татьяна. Культура шока и скандала: к вопросу о влиянии дегуманизации культуры на общество / Т. Янковская // Нева. - 2008. - №5. - С. 190-203

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:





Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Рекомендации по использованию информационных технологий

С целью повышения эффективности и качества изучения дисциплины рекомендуется использовать мультимедийные технологии:

1. При изложении материала лекции-презентации, Культурология: Рабочая программа. Учебный словарь. Презентации лекций /сост. Ибрагимова В.Г. [электронный ресурс]. – Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. – 1 электрон. опт. диск (CD).– Абакан: Изд-во ХГУ, 2009.

2. При выявлении и оценке знаний по культурологии для обеспечения в сжатые сроки качественного и объективного контроля за ходом усвоения изученного материала, можно использовать компьютерное тестирование. Репетиционный тест находится в отделе компьютерного тестирования ХГУ.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для организации лекций-презентаций необходим ноутбук, проектор, экран, сетевой фильтр.

Для проведения компьютерного тестирования компьютерный класс.

14. Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины:

Для успешного освоения всего объёма знаний студент должен:

v Посещать и конспектировать лекции,

v Посещать семинары,

v Работать на семинарских занятиях:

· составить конспекты ответа на вопросы,

· подготовить и защитить доклад,

· составить схему, таблицу, дать письменный ответ по заданиям для самостоятельной работы.

v Освоить темы, вынесенные на самостоятельное изучение, выполнить задания к ним.

v Выполнить контрольную работу.

v Выполнить тесты по дидактическим единицам.

При подготовке к вопросам семинарских занятий студент должен прочитать соответствующий раздел, главу, параграф учебника, выделить главное, составить конспект ответа своими словами.

При подготовке к докладу желательно использовать не только учебник, но дополнительную литературу. В конспекте доклада материал излагается своими словами.

Требования к ответу:

1. Структура ответа:

· постановка проблемы;

· формулировка цели и задач (план ответа);

· перечень литературы, использованной при подготовке ответа;

· характеристика источников;

· аргументированное логичное изложение результатов исследования проблемы, опирающееся на грамотное использование профессиональной лексики (раскрытие, понимание используемых терминов);

· выводы (в тезисной форме, по задачам).

2. Изложения материала –стиль, поведение, использование наглядности и т.д.

3. Регламент ответов и дополнений: ответ не должен превышать 10-15 минут, оставшееся время используется для ответа на задаваемые вопросы и дополнения к ответу; дополнение не должно превышать 5 минут.

Для подготовки к контрольной работе (тесту) выучить по учебному словарю (Учебно-методический комплекс по дисциплине: учебный словарь /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. – 72 с.) основные понятия темы .

После изучения на практических занятиях тем проводится тест, для подготовки к нему студент должен предварительно ознакомиться с соответствующими вопросами примерного теста, номера вопросов указаны в программе самостоятельной познавательной деятельности.

Организация познавательного процесса изложена в «Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов-заочников /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. – 68 с.»

Для подготовки к контрольной работе (тесту) выписать основные понятия, имена, дать им определение по словарю, выучить их.

После изучения на практических занятиях тем №1, 2,3,5, 7.8. проводится тест, для подготовки к нему студент должен предварительно ознакомиться с соответствующими вопросами примерного теста.

Организация познавательного процесса изложена в «Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов-заочников /сост. Ибрагимова В.Г. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. – 68 с.»

Подготовка контрольной работы

Рекомендуется следующий порядок выполнения контрольной работы:

1. После выбора темы контрольной работы, внимательно прочитайте содержание соответствующей темы курса, выясните круг вопросов, входящих в нее. Это поможет вам корректно составить план работы.

2. Ознакомьтесь с эпохой, о которой предстоит писать, по учебнику.

3. Знакомство с рекомендованной дополнительной литературой.

4. Составление плана работы, включающего введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность освещения вопросов темы и ее цель.

Основная часть составляет примерно 2/3 всей работы. Каждый раздел должен содержать разбор одного большого вопроса и краткие выводы.

Общие выводы по всей работе необходимо оформить в заключении. Здесь студент должен показать умение обобщать материал.

Требования к оформлению контрольной работы.

В центре титульного листа необходимо указать тему контрольной работы, предмет изучения. Фамилию, имя и отчество студента, институт (структурное подразделение), специальность, форму обучения, курс, группу указывают в нижнем правом углу. Там же пишут ФИО преподавателя, который будет проверять работу, Место и год написания пишется внизу страницы в центре.

На первой странице указывается тема работы и план с указанием страниц. Пункты плана вносятся затем в текст на соответствующие страницы в виде наименований разделов работы. Изложение материала должно идти строго по плану.

Объем работы установлен в пределах 20-25 рукописных страниц бумаги формата А-4 или 20 страниц 14 шрифта компьютерного набора.

Если в работе приводятся цитаты из книг, документов и другой литературы, то их необходимо брать в кавычки и давать затекстовые ссылки на источник. Такие же ссылки на использованную литературу следует давать, если в работе приводятся конкретные факты, цифры, таблицы, схемы и т п. материалы, с указанием автора, названия книги, места издательства, года издания и страницы.

Характерные ошибки при написании контрольной работы:

* переписывание частей из источников без собственного анализа и обобщения;

* отсутствие четкой структуры работы (плана, выделения основных мыслей, выводов), бездоказательность изложения;

* несоответствие темы работы ее содержанию;

* неполный или неправильно оформленный список литературы, отсутствие или неправильное оформление ссылок в тексте;

* использование готовых работ из Интернета или других источников;

* отсутствие собственной позиции автора по изучаемому вопросу;

Работа должна быть сдана на проверку не позднее недельного срока до проведения зачета. Если контрольная работа не будет зачтена преподавателем, студент должен учесть все замечания и представить ее вновь в исправленном виде. Без зачтения контрольной работы студент не допускается к зачету.

· рекомендации по использованию материалов УМКД;

· рекомендации по работе с электронными образовательными ресурсами;

· разъяснения по организации модульно-рейтингового контроля учебных достижений студента.

16. Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине

Формы, методы обучения

В соответствии с требованиями ФГОС обучение проводится с использованием интерактивных форм обучения:

  • лекций-презентаций,
  • практических групповых и индивидуальных упражнений,
  • групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами,
  • обсуждение видеозаписей
  • учебные проекты (составить свой вариант хрестоматии).

Для активации самостоятельной познавательной и инновационной деятельности студентов используются индивидуальные задания:

· составление хотлистов (список Интернет сайтов по изучаемой теме).

· составление мултимедиа скрэпбуков (коллекций мультимедийных ресурсов – ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию)

№ п/п Наименование тем, разделов дисциплины (модуля) в соответствии с тематическим планом Виды учебной работы Средства активации познавательной и инновационной деятельности студентов; использование современных и новых технологий организации учебного процесса, научно-инновационные технологии
Культурология в системе гуманитарного знания лекция презентация
Сущность и основные функции культуры лекция самоподготовка презентация Составление и описание Интернет сайтов по изучаемой теме
Структура культуры Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Этническая и региональная типология культур Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Массовая и элитарная культура Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Культурогенез и динамика культуры лекция самоподготовка презентация Составление и описание Интернет сайтов по изучаемой теме
Историческая типология культур Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Особенности русской культуры Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Культура личности Лекция Практические занятия самоподготовкка Презентация Упражнения, тренинги   Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме
Культура в современном мире Лекция самоподготовкка Презентация Составление и описание мультимедийных ресурсов по изучаемой теме

Преподавание культурологии реализует цели ВПО в области обучения и воспитания личности, дает разностороннюю возможность для развития у студентов:

1. общенаучных компетенций – логического мышления,

2. инструментальных компетенций –умений решать проблемы, возникающие:

· в познании и объяснении действительности,

· во взаимоотношении людей,

· при рефлексии собственных жизненных проблем,

· при выборе стиля и образа жизни,

· разрешении конфликтов,

3. социально-личностных и общекультурных компетенций – социально-личностных качеств:

· целеустремленности,

· организованности,

· трудолюбия,

· ответственности,

· гражданственности,

· коммуникативности,

· толерантности,

· повышения общей культуры.

Изучение культуры предполагает применение в различных комбинациях конкретно-образного, обобщенно-образного, теоретического и действенного мышления, т.е. используются теоретическое, образное обобщение и самостоятельное применение всей системы знаний и понятий.

Продуктивно использовать образную наглядность: репродукции картин, слайды, схемы иллюстрации. С помощью этих средств делаются сравнения, устанавливаются различия, производятся обобщения.

Например, сравнить представление о красоте в разные эпохи. Используется анализ и синтез в их единстве.

Необходимо обратить внимание на способность студентов выделить общие и существенные признаки и дать точное определение, часто студенты ограничиваются только указанием рода, не называя видовых отличий.

Использование графической, условной наглядности – схем, планов, таблиц вырабатывает понимание закономерностей культурного процесса, роли творческих личностей. Для запоминания последовательности событий полезно давать задания студентам на составление хронологических таблиц наиболее важных событий. Это развивает умение выделять главное, существенное.

Метод сравнения широко используется для сопоставления культурных фактов и явлений. Студентам предлагаются вопросы проблемного характера – познавательные поисковые задачи. Работа на занятии строится с опорой на самостоятельные высказывания студентов по этим вопросам.

Чем мотивируется деятельность изобретателя в социальном плане?

Чем отличается народная и массовая культура?

Что лежит в основе конфликта западной и восточной культур?

Как нашло отражение в общественной мысли отношение к развитию науки и техники?

Какова идея глобализации?

Вопросы проблемно-проверочного характера ставятся для выяснения особенностей мышления. Необходимо обратить внимание на сопоставительном анализе, на обобщении.

Что такое культурный тип? Показать на конкретном примере.

Что Вы узнали о русской культуре, прочитав отрывок из работы Н. Бердяева «Антиномии русской культуры»?

Каковы основные особенности культур Севера и Юга? В чем Вы видите сходство и различие? Покажите на конкретном примере.

К темам, посвященным современной культуре можно применить более сложные вопросы. Прежде всего вопросы на установление причинно-следственных связей. Следует обратить внимание на распространенную ошибку смешения повода и причины события.

Почему каждое новое поколение вступает в конфликт с предшествующим?

Какие события, идеи предшествуют появлению модернизма и как они влияют на него?

Сопоставьте понимание человека, организационную модель культуры М.Фуко и У. Эко.

Сопоставьте на конкретных художественных примерах симулякры-подделки эпохи Возрождения и симулякры-продукции индустриальной эпохи Ж. Бодрийяра.

Как и в каких оценках оценивается в современной культуре отношения человека и природы.

В чем заключается опасность разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами?

В чем состоит противоречивость процесса развития плюрализма и унификации в современной культуре?

Наши рекомендации