Культура Ближнего Востока в древности
Большая часть древнейших цивилизаций мира располагалась на территории Ближнего Востока, включавшей Месопотамию (современные Ирак, юго-восточная Турция, северо-восточная Сирия), древний Египет, древний Иран (Элам, Мидия, Парфия и древняя Персия), Анатолию (современная Турция), Левант (современные Сирия, Ливан, Израиль, Палестина и Иордания), Мальту и древнюю Аравию.
В XX в. до н. э. пала держава царей Ура в Двуречье. Началось смутное время. Политическая карта цивилизованного мира Передней Азии (Ближнего востока) тогда представляла собой пёструю картину. На берегах Тигра и Евфрата (Междуречье) ещё продолжали существовать шумеро-аккадские города-государства, власть которых распространялась лишь на небольшую округу за городскими стенами. Только в верхней части страны местные, а затем пришлые касситские династии в Вавилоне и хурриты в Митанни сумели объединить довольно значительную территорию под своей властью. В горных долинах Анатолии происходило становление первой империи хеттов. На Палестину, тоже разделённую на мелкие, враждующие с пришлыми семитскими династиями царства, с вожделением смотрели фараоны с берегов Нила.
Разнообразным было и население цивилизаций древнего Ближнего Востока. С юга волна за волной наступали орды кочевников-семитов — амореев и арамеев, оседая в городах и растворяя в своей массе их древних обитателей. С севера в плодородные долины Двуречья спускались разноязыкие племена касситов, луллубеев, гугиев, хурритов... С востока усилился натиск первых индоевропейцев, потомками которых стали хетты и родственные им племена Малой Азии. С запада на побережье совершали набеги легендарные народы моря (группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам древнего Египта и государства хеттов, предположительно из региона Микенской цивилизации), сыгравшие основную роль в гибели хеттской державы и в истории древнего Египта периода Нового царства.
Смутное время продолжалось почти тысячу лет. Быт горожан и земледельцев стал проще и суровее: сказались традиции более диких кочевников. Изменились вооружение и способы ведения войны: главными стали колесницы, всадники, а также лук и стрелы, принесённые воинственными скотоводами. Но храмы древних богов сохранили наследие прошлого: мифы и сказания, литературу и письменность, математику и астрономию...
Именно в этот период появились знаменитые законы вавилонского царя Хаммурапи, в которых было сведено воедино все правовое наследие шумеро-аккадской цивилизации.
В итоге это был новый мир, похожий и непохожий на цивилизацию, созданную на берегах рек Тигра и Евфрата (территория Месопотамии) в III тыс. до н. э. Этот разноликий мир и стал творцом новых государств — империй Ближнего Востока: Ассирийской, Вавилонской и Персидской.
Судьба каждой из них представляет собой яркую и самобытную страницу истории. Их создатели были народами, совершенно непохожими друг на друга ни по образу жизни, ни по верованиям, ни по языку. Но постепенно, шаг за шагом пёстрая мозаика культур и народов Передней Азии превращалась в нечто целое, усваивая наследие далёкого прошлого и своих предшественников, создав в итоге колоритный, неповторимый образ Востока, обычаям которого удивлялись соседи, а роскошь восхищала весь окружающий мир.
Культура Древней Греции
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.
Эллада сталародиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла. В Греции впервыеотчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.
Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявшийформу полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики -принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.
Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь тоОлимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.
Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила Грекам в полной мере наслаждаться духомсвободы, которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.
Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, какистина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касаетсяфилософии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.
Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. Вастрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современнойклинической медицины, Геродот по праву считается отцомистории как науки. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится кскульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.
В равной мере это относитсяк литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родиласьордерная архитектура,
Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.
Верховным божеством становится Зевс — владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон — покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис— бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом солнца был Гелиос.
В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяютпять периодов:
§ Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. Великолепным памятником светскойархитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла такжеживопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов.
§ Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называтьгомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада» и«Одиссея». Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции. В частности,была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широкимприменение железа
§ Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).
Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений котношениям классического рабства. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюсясистему денежного обращения. Начавшаясячеканка монет ускоряет эти процессы.
Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло созданиеалфавитного письма
§ Классический период (V-IV вв. до н.э.).
Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом». Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь -архитектура иградостроительство.
§ Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского. где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то. что именуется культурой эллинизма.
Культура Древнего Рима
Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создалисвою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.
Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Что касаетсядуховной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римскиерелигиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Многие римскиехудожники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Вскульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римскиеписатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римскиезодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.
В результате успехов и побед Рим к началу III в. до н.э. превращается вгражданскую общину, основными чертами которой стати равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т.д. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяетсянобилитет - круг знатных семей, возникает еше одно привилегированное сословие — всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.
В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римскойфилософии — эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.
форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый — форум Романум — был сооружен в VI в. до н.э. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитыйКолизей В повседневной жизни Империи в моду входяттермы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. Что касаетсяримской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.
Культура Византии
Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь,названная по имени императора Константина. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.
Византия стала достойной наследницей античной культуры.Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин
Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм. Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культураВизантии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей. Византийский храм существенно отличается от античного классического храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Высокого уровня достигает в Византиииконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи.
В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего черезутверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.