Работа № 2. Методы изучения антибиотикочувствительности

Цель:изучить методы изучения чувствительности бактерий к антибиотикам

  • Метод бумажных дисков

Самостоятельная работа: а) определить чувствительность бактериальной культуры к антибиотикам методом бумажных дисков (см. справочную таблицу к работе № 2 в теоретической справке). Зарисовать, сделать вывод.

 
  Работа № 2. Методы изучения антибиотикочувствительности - student2.ru

Результат:

Вывод: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Метод серийных разведений (см. теоретическую справку)

б) классифицировать предложенные антибиотики по схеме:

Название   Действующее начало Получение   Применение   Способ применения
         
         

Работа № 3. Методы изучения бактериальных вирусов (фагов). Реакция фаголизабельности

Цель: определить родовую принадлежность исследуемой культуры, выделенной от больного, с помощью диагностических бактериофагов.

Самостоятельная работа:а)учесть результат реакции фаголизабельности, поставленной с исследуемой культурой и внесенными диагностическими бактериофагами. Зарисовать, сделать вывод.

Работа № 2. Методы изучения антибиотикочувствительности - student2.ru Результат:

Вывод: ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Классифицировать набор предложенных бактериофагов по схеме:

Название   Действующее начало Получение   Применение   Способ применения
         
         
         

Подпись преподавателя__________________________________________

Самостоятельная работа студента во внеурочное время:

Классифицировать препараты по схеме (см. теоретическую справку):

Лактобактерин

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Линекс

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Бифиформ

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Карбенициллин

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Цефотаксим

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Мазь тетрациклиновая

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Таблетированный левомицетин

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Диски с полимиксином

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Рифампицин

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Коли-бактериофаг

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Брюшнотифозный бактериофаг в таблетках

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

Холерный классический бактериофаг ДРТ 10-3

Классификационное положение_____________________________________________________

Действующее начало______________________________________________________________

Получение_______________________________________________________________________

Применение______________________________________________________________________

Способ применения_______________________________________________________________

2. Фаготипирование бактерий:

цель: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

диагностическая значимость:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

препараты, используемые для фаготипирования:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Побочные реакции при применении антибиотиков:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Принципы рациональной антибиотикотерапии:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя__________________________________________

Теоретическая справка

К работе № 1

Микробный антагонизм

При посеве исследуемого материала или смеси микробов присутствие микробов-антагонистов обнаруживается по светлым зонам, окружающим их колонии. Эти зоны свидетельствуют о подавлении роста угнетаемого микроба, причем величина зоны угнетения определяет ту или иную степень активности антагониста. Механизмы микробного антагонизма: 1) разная скорость роста микроорганизмов; 2) синтез метаболитов: экзотоксинов и бактериоцинов.

Методика.

На чашку с МПА широкой полосой засевают суточную бульонную культуру E.coli М-17. Перпендикулярно посеву вплотную подсевают суточную бульонную культуру угнетаемого микроба (вибрион). Результат учитывают через сутки пребывания в термостате: рост угнетаемого микроба отступает от полосы, заселенной антагонистом.

Практическое значение антагонизма для медицины:1) использование микробов-антагонистов для производства антибиотиков; 2) применение эубиотиков (пробиотиков) - бактериальных препаратов, содержащих живые, антагонистически действующие микроорганизмы для угнетения патогенных и условно-патогенных микробов и лечения нарушений нормального микробиоценоза кишечника (дисбактериоза): колибактерин, бифидумбактерин, лактобактерин, бификол.

Механизм действия пробиотиков (эубиотиков): лечебный эффект обусловлен антагонистическим действием эубиотиков к патогенным и условно-патогенным микроорганизмам. Иммунотропное действие проявляется стимуляцией макрофагального фагоцитоза, нормализацией соотношения Т-хелперов, Т-супрессоров, активацией Т-киллеров, индукцией интерферона. Нормализуют микробиоценоз, стимулируют местные репаративные процессы в кишечнике, обеспечивают организм витаминами групп В и К, способствуют полноценному перевариванию пищи.

Схема описания пробиотиков:

Название препарата ………………….

Классификационное положение:пробиотик

Действующее начало: метаболиты - бактериоцины

Получение: из живых представителей нормальной микрофлоры организма человека, высушенных лиофильно

Применение: для лечения дисбактериоза, нормализации кишечного

микробиоценоза

Способ применения: перорально

К работе № 2

Антибиотики

Антибиотики –химические соединения биологического происхождения, оказывающие избирательно повреждающее или губительное действие на микроорганизмы. Антибиотики, применяемые в медицинской практике, продуцируются актиномицетами (лучистыми грибами), плесневыми грибами, а также некоторыми бактериями. К этой группе относят также и синтетические аналоги и производные природных антибиотиков.

По спектру микробного действия антибиотики отличаются: одни влияют преимущественно на Гр+ бактерии (биосинтетические пенициллины, макролиды), другие – в основном на Гр- бактерии (полимиксины). Ряд антибиотиков обладает широким спектром действия (полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетин, рифампицин и т.д.).

Антибиотики воздействуют на микроорганизмы, оказывая бактериостатический эффект, подавляя их размножение, или бактерицидный эффект, вызывая гибель микробов.

Известны следующие основные механизмы антимикробного действия антибиотиков:

a. нарушение синтеза клеточной стенки бактерий (пенициллины, цефалоспорины);

b. нарушение проницаемости цитоплазматической мембраны (полимиксины);

c. нарушение биосинтеза белка (тетрациклины, аминогликозиды, левомицетин и др.);

d. нарушение синтеза ДНК (рифампицин).

Работа № 2. Методы изучения антибиотикочувствительности - student2.ru

Наши рекомендации