Проблемы осуществления социально-демографической политики развития городского округа.

Городской округ Заречный на настоящий период (первое полугодие 2013 г.) имеет численность постоянного населения 30,4 тыс. человек. Наметилась тенденция снижения естественной убыли населения и проявились признаки пусть небольшого, но преобладания рождаемости над естественной убылью населения. Судя по демографическому прогнозу, численность населения городского округа будет увеличиваться и должна вырасти к 2020 г. до 31,7 тыс. жителей, что обусловлено достаточно благоприятной полово-возростной ситуацией населения городского округа Заречный. На складывающуюся ситуацию естественного для города 1-1,5 процентного роста населения накладывается процесс значительного увеличения численности населения, обусловленного созданием и пуском в эксплуатацию четвертого энергоблока с реактором БН-800, БН-1200) в период 2013-2014 г.г. и сохраняющейся перспективой создания 5-го энергоблока с реактором на быстрых нейтронах БН-1200 (решение об инвестировании проекта будет принято в 2015-2016 году).

В случае принятия решения о создании 5-го энергоблока предполагается его физический пуск в 2020 году, а, следовательно, набор специалистов будет уже завершён к прогнозируемому периоду. Эти факторы, а также прогнозируемые действия по созданию комплекса новых производств с учетом коэффициента семейности позволяют предполагать рост численности населения к 2020 году до 39 – 40 тысяч жителей. Данная динамика роста численности населения отражена в инновационном сценарии социально-экономического развития городского округа, в отличие от инерционного сценария, в рамках которого учтены лишь те предприятия, которые уже ведут производственную деятельность на территории городского округа, включая 4-й энергоблок с реактором БН-800. Согласно инерционному сценарию численность населения городского округа не будет превышать 34-35 тысяч на период до 2020 года (Табл. 18). Тем не менее, даже данная (по инерционному сценарию развития) динамика роста численности населения предполагает существенную нагрузку на развитие социального, жилищного и инфраструктурного сектора городского округа.

Высокая динамика роста численности населения ставит определённые и достаточно сложные задачи перед местными органами власти по всему комплексу вопросов социально-демографического и социально-экономического развития городского округа, необходимости обеспечения соответствующего уровня, качества жизни населения, качества и доступности медицинского обслуживания, необходимости ввода на территорию новых производств с целью обеспечения занятости, с адекватного времени уровнем заработной платы.

Рост численности населения потребует значительного роста детских дошкольных учреждений (общей вместимостью от 2,5 тыс. мест до 3,5 тыс. мест в период с 2012 до 2017 г.); роста вместимости школ (младших классов от 7 до 10 лет с 1,2 до 2,3 тыс. мест в период с 2013 до 2019 г., старших и средних классов от 10 до 17 лет с 1,2 до 2,2 тыс. мест в период с 2014 до 2020 г.). Общая динамика роста численности населения потребует значительного обновления объема предоставляемых услуг в сфере здравоохранения; прежде всего увеличения коечного фонда, значительного увеличения возможностей предоставления медицинских услуг детского и подросткового возрастов (в т.ч. школьной медицины). В связи с интенсивным ростом как детского, так и взрослого населения трудоспособного возраста и ростом требований к медицинскому обеспечению необходимо развить так современные методы диагностики так и современные лечебные и профилактические технологии. Рост потребности обеспечения в сфере культуры, досуга, спорта как детского, так и взрослого должен соответствовать уровню требований времени и быть адекватным росту численности населения по всем возрастным категориям.

Согласно прогнозу демографического развития следует ожидать значительный рост численности населения в возрасте 60-80 лет – «послерабочий» период, этот рост составит от 4,9 тыс. до 7,1 тыс. жителей в период с 2012 до 2020 г., что потребует дополнительных усилий по развитию, как медицинского обслуживания, так и соцобеспечения.

В целом вышеозначенная проблема динамичного демографического развития территории в достаточно коротком временном интервале определяет целый комплекс проблем. Долговременный среднегодовой прирост населения Заречного может стать достаточно неблагоприятным, сложным фактором и в социально-экономическом плане, и с позиции инвестиционных программ, следует учитывать, что рост численности не снимает, а только увеличивает антропогенную нагрузку на территорию, демографическое давление на социальную инфраструктуру и локальный рынок труда и объективно поощряет увеличение размаха маятниковой миграции. Все эти проблемы снижают уровень управляемости территории, необходима активизация деятельности всех местных властных структур по обеспечению продвижения в решении возникающих достаточно сложных проблем.



Наши рекомендации