Стратегическая программа «Заречный – территория здоровья»
Краткое описание
Показатели здоровья населения в мировой практике принято считать одним из основных критериев качества жизни. Приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
В настоящее время важнейшее значение приобретает задача сохранения положительных тенденций в развитии человеческого потенциала (его здоровья, высокой физической и умственной работоспособности).
Эффективное функционирование системы здравоохранения города определяется следующими системообразующими факторами:
- формированием у населения ответственного отношения к своему здоровью;
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить оказание доступной и качественной медицинской помощи жителям города в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением города.
Цель программы
Сохранение и укрепление здоровья жителей городского округа.
Основные задачи
- Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, профилактика и лечение социально значимых заболеваний; улучшение здоровья матери и ребенка;
- Формирование эффективной технологической модели организации медицинской помощи населению;
- Повышение квалификации медицинских работников и создание условий для мотивированного труда медицинского персонала;
- Совершенствование материально-технической базы учреждений муниципального здравоохранения, его информатизация.
Программные мероприятия
Развитие качественного медицинского обслуживания населения городского округа в настоящее время и в перспективе будет обеспечиваться силами федерального учреждения ФБУЗ МСЧ - 32, являющегося структурным подразделением Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА России). В перспективе следует учитывать рост частных структур медицинского профиля. Значительное влияние на развитие медицины городского округа должна оказать перспектива развития производственных и лечебно-диагностических направлений в сфере «ядерной медицины».
В настоящее время территориальное развитие медицины должно во многом ориентироваться и использовать достаточно высокий уровень развития ведущих высокотехнологичных клиник Свердловской области (преимущественно сконцентрированных в г. Екатеринбурге).
Исходя из этого, в среднесрочной перспективе следует считать приоритетными выполнение следующих мероприятий.
1. Повышение мотивации населения, направленной на ответственное отношение к своему здоровью, для чего планируется:
- формирование положительного имиджа здравоохранения; формирование у населения здорового образа жизни;
- создание центров здорового образа жизни в лечебно-профилактических учреждениях города;
- активизация санитарно-просветительной работы среди населения (с широким привлечением СМИ) в целях формирования у граждан потребности заботиться о собственном здоровье, убеждения в необходимости ранней диагностики злокачественных новообразований и их излечимости; организация работы «Школ здоровья»;
- проведение массовых акций, посвященных здоровому образу жизни.
2. Развитие дополнительных возможностей по высокотехнологичной ранней диагностике и лечения населения, включая профессиональные обследования работников атомной промышленности. Организация отделения профилактических осмотров.
3. Профилактика и эффективное лечение сердечно-сосудистых заболеваний, которые предполагают:
- совершенствование амбулаторно-поликлинической, кардиологической служб;
- расширение сети школ самоконтроля больных гипертонией; развитие малоинвазивной кардиологии;
- организацию и проведение периодических профилактических осмотров в группах риска, дополнительной диспансеризации, углубленных периодических осмотров;
- отработку единых алгоритмов оказания неотложной медицинской помощи больным на догоспитальном («скорая помощь», поликлиника) и госпитальном этапах;
создание эффективной системы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда и инсульт, направленной на снижение инвалидизации, особенно в трудоспособном возрасте.
4. Профилактика и лечение травматологических заболеваний, требующие дальнейшего:
- внедрения межведомственного подхода к профилактике травматизма (сотрудничество с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, службами жилищно-коммунального хозяйства, системой социального обеспечения и др.);
- использования новых медицинских технологий, применения малоинвазивных вмешательств;
- совершенствования некоторых видов специализированной (ожоговая травма, травма глаза, травма кисти) и ортопедической помощи; внедрения системы мониторинга травматизма;
- создания информационного поля по проблеме профилактики травматизма;
- укрепления материальной базы травматологических пунктов;
- развития реабилитационной службы для больных ортопедотравматологического профиля;
- дальнейшее внедрение и развитие современной эндоскопической хирургии; современных стоматологических технологий.
5. Профилактика и лечение онкологических заболеваний, которые предполагают:
- работу по повышению онконастороженности медицинских работников и населения;
- разработку и внедрение алгоритмов обследования для первичного осмотра больного в смотровых кабинетах, на приеме у любого специалиста в поликлинике и в стационаре;
- диспансеризацию группы риска по онкологии.
6. Профилактика социально обусловленных заболеваний (ВИЧ- инфекция, туберкулез, гепатит, инфекции, передающиеся половым путем, наркомания) предполагает:
- разработку мер первичной профилактики ВИЧ, туберкулеза, наркомании, кожвензаболеваний, межведомственное взаимодействие по ограничению распространения заболеваний данной группы;
- повышение санитарной культуры населения;
- совершенствование системы безопасности медицинских манипуляций.
7. Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинопрофилактика.
8. Дальнейшее расширение объемов специфической профилактики.
9. Меры по улучшению здоровья матери и ребенка:
- развитие детской и акушерско-гинекологической амбулаторно-поликлинической службы;
- создание отделений реабилитации и восстановительного лечения в детской поликлинике;
- развитие стационар замещающих технологий: создание системы дневных стационаров;
- совершенствование системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях («школьная» медицина). Лицензирование медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, развитие новых технологий, просветительская работа, кадровое обеспечение; укрепление и развитие системы охраны репродуктивного здоровья.
10. Формирование эффективной технологической модели организации медицинской помощи населению:
- совершенствование Интернет - записи на прием к врачам;
- оптимизация мощностей и структуры стационарной помощи города, а также развитие стационар замещающих технологий;
- перенос акцентов из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинический с выделением сети дневных стационаров, новых организационных форм медицинской помощи, стационара одного дня, краткосрочных стационаров;
- развитие отделений профилактики и центров реабилитации; развитие специализированных центров амбулаторной хирургии и гинекологии;
- управление качеством медицинской помощи и обеспечение ее безопасности на основе стандартизации;
- создание 3-х уровневой системы организации лабораторно-инструментальной диагностики;
- выведение из системы здравоохранения неэффективно используемых мощностей;
- оптимизация объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, в соответствии с имеющимися ресурсами.
11. Повышение квалификации медицинских работников и создание условий для мотивированного труда медицинского персонала:
- развитие кадрового потенциала в МСЧ-32;
- приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами. Устранение дублирования функций, их перераспределение между различными профессиональными группами (врачи и сестринский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры);
- повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы образования медицинских, фармацевтических работников;
- внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинского персонала, ориентированной на результат (в соответствии со сложностью, объемом и качеством оказания медицинской помощи), в т.ч. за счет средств местного бюджета;
- модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников;
- повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, основанное на осознании медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества;
- социальная поддержка работников муниципальных учреждений здравоохранения;
- строительство муниципального жилья для обеспечения медицинских работников.
12. Совершенствование материально-технической базы МСЧ-32, информатизация здравоохранения, которые предполагают:
- капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, ввод в эксплуатацию здания нового роддома, ремонт здания старого роддома; технологическое и медико-техническое оснащение отделений стационаров, поликлиник, подстанций скорой медицинской помощи;
- осуществление централизованных закупок лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания, проведение капитальных ремонтов на конкурсной основе;
- развитие программного продукта, способного решать задачи по анализу и прогнозированию ключевых показателей развития отрасли, повышению качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации:
- мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения; оценки эффективности управления кадровыми ресурсами; определения объемов и структуры медицинской помощи на основе данных об обращениях граждан в учреждения здравоохранения;
- маршрутизации пациентов внутри лечебно-профилактического учреждения и между учреждениями;
- прогнозирования потребности в назначении лекарственных препаратов гражданам, в том числе по программе лекарственного страхования, на основе данных территориально-популяционных регистров;
- прогнозирования затрат на медицинскую помощь, оказанную в рамках программы государственных гарантий;
- оснащение рабочих мест врачей интерактивными средствами коммуникаций; оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений;
- Расширение реанимационного отделения до 6 коек в 2015 – 2016 году;
- Строительство нового здания ОВП с блоком служебного жилья для медиков.
13. Повышение доступности медицинских услуг населению на сельской территории, которое предполагает восстановление полной работоспособности фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), в т.ч.:
- Ремонт ФАП в д. Курманка – замена окон, подключение к газовой котельной 2015 год.
14. Организация программного взаимодействия между ФМБА России и Министерством здравоохранения Российской Федерации в части увеличения объема и качества услуг населению города в сфере здравоохранения.
15. Организация санаторно-курортного лечения жителей города в санатории - профилактории БАЭС (СПФ БАЭС).
16. В соответствии со ставящимися задачами дальнейшего развития медицинского обслуживания населения, обеспечения профилактики заболеваемости по основным категориям заболеваний (сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям) целесообразно находить новые формы организации медицинского обслуживания. Такой формой может быть организация частных структур, организующих лечебно - поликлинические учреждения с привлечением западных диагностических и лечебных технологий.
Ожидаемые результаты
К ним относятся:
- уровень рождаемости в 2030 году - 12,5;
- общая смертность не выше 10,5 промилле;
- коэффициент смертности в трудоспособном возрасте не выше 5,5 случаев на 1000 жителей;
- коэффициент младенческой смертности не выше 5,4 случая на 1000 детей, родившихся живыми;
- коэффициент материнской смертности не выше 18,6 случая на 100000 детей, родившихся живыми;
- уровень госпитализации - 175 случаев на 1000 населения;
- число посещений амбулаторно-поликлинической службы - на уровне 15,0 посещений на 1 жителя;
- уменьшение первичной заболеваемости социально значимыми болезнями;
- искоренение на территории городского округа заболеваемости корью, доведение до единичных случаев заболеваемости коклюшем, паротитом, краснухой, дифтерией, гепатитами А и В.