Анализ исходной ситуации (swot-анализ)
Сильные стороны города:
- наличие и устойчивое развитие на территории городского округа предприятий Государственной Корпорации «Росатом», реализующих приоритетные направления государственной политики в области атомной энергетики;
- высокий уровень социально-экономического сотрудничества между Правительством Свердловской области, Государственной корпорацией «Росатом» и администрацией городского округа Заречный;
- благоприятное экономико-географическое положение городского округа в центре Урала в непосредственной близости от административного центра Свердловской области и Уральского федерального округа - города Екатеринбурга, который является региональным экономическим центром уральского экономического региона, научным и образовательным центром региона;
- наличие транспортных путей сообщения федерального и регионального значения;
- наличие существенной минерально-сырьевой базы;
- наличие водных и лесных ресурсов;
- наличие запаса земель сельскохозяйственного назначения;
- значительный научно-технический потенциал, накопленный фонд инноваций и благоприятный инвестиционный климат;
- наличие развитого агропромышленного сектора экономики;
- значительный удельный вес малого бизнеса в городской экономике;
- емкий потребительский рынок;
- высокий интеллектуальный и культурный уровень развития населения, высококвалифицированный кадровый потенциал;
- активность и предприимчивость населения;
- развитая социальная инфраструктура;
- высокий уровень развития социокультурной среды и удовлетворения спроса на ее услуги, в т.ч. в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, культурно-досуговой и спортивной сферах;
- обеспеченность населения жильем, высокая динамика жилищного строительства любого типа: многоквартирного, индивидуального, и т.д.;
- высокий уровень жизни граждан;
- отсутствие этно-национальных конфликтов;
- сотрудничество городской власти и всех основных конфессий, межконфессиональное взаимодействие;
- эффективное партнерство власти и городского сообщества;
- высокий уровень экологической безопасности города;
- наличие базы учреждений здравоохранения города, что способствует дальнейшему развитию новых технологий диагностики и лечения населения, включая профессиональные обследования работников атомной промышленности;
- благоприятная демографическая ситуация.
Слабые стороны города:
- моно-ориентированная структура экономики города;
- высокая степень износа основных производственных фондов предприятий сферы ЖКХ, приводящая к трудно преодолимому технологическому отставанию;
- изношенность и недостаточная развитость городской инженерной инфраструктуры, не отвечающая современным потребностям города по обеспечению теплом, водой, электрической энергией и газом, а также водоотведению;
- ограниченность энерго-сетевых и энерго-распределительных мощностей;
- высокая загруженность улично-дорожной сети и недостаточное качество дорожной инфраструктуры, дорожно-транспортная ограниченность доступа в город;
- недостаточное развитие системы городского транспорта, связывающей все районы города;
- недостаточно развитый рынок информационных и телекоммуникационных услуг, особенно на сельской территории;
- недостаточное количество высококвалифицированных рабочих мест, не связанных со сферой атомной энергетики и ядерно-энергетического комплекса;
- недостаточное кадровое обеспечение в сфере здравоохранения и органах внутренних дел;
- недостаточный объем и качество оказываемых медицинских услуг;
- отсутствие программного взаимодействия между ФМБА России и Министерством здравоохранения Российской Федерации приводит к ограничению объема и качеству услуг населению города в сфере здравоохранения;
- отсутствие свободного и доступного муниципального жилья для обеспечения работников бюджетной сферы и льготных категорий граждан;
- недостаточно развитый рынок услуг в области культуры и спорта на сельской территории;
- темпы развития сферы туризма находятся на крайне низком уровне, недостаточно развита сфера гостинично-туристического бизнеса;
- расположение городского округа в зоне континентального климата с характерными для Урала погодными аномалиями.
Возможности города:
- наличие условий для создания современного транспортно-логистического узла международного, общенационального и межрегионального масштаба;
- наличие условий для развития многоотраслевой и диверсифицированной структуры экономики;
- включение Заречного в инвестиционные проекты регионального значения по развитию транспортной системы, логистических центров, инфраструктурных проектов, жилищного строительства и комплексного освоения территорий в рамках развития региональной экономики;
- развитие инновационной деятельности, увеличение удельного веса производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции в структуре экономики города;
- повышение инвестиционной привлекательности города;
- развитие высокотехнологичного сектора экономики, в том числе на основе государственно-частного партнерства и стимулирование инновационной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной активности на территории города;
- размещение на территории городского округа индустриальных промышленных парков муниципального и регионального уровня;
- дальнейшее развитие сельского хозяйства;
- наличие благоприятных условий для развития туризма и использования рекреационных возможностей городского округа;
- оптимизация структуры спроса и предложения на рынке труда по отношению к высококвалифицированным трудовым мигрантам;
- совершенствование информационной инфраструктуры, повышающей доступность информации для жителей города, в том числе о деятельности органов власти всех уровней;
- рост социальной активности различных слоев населения и выражение их гражданской позиции по вопросам развития города.
Угрозы городу:
- неустойчивость экономической и политической ситуации в мире и в стране в целом;
- сильные конкурентные преимущества регионального центра, обеспечивающие отток трудовых ресурсов из городского округа Заречный в Екатеринбург;
- отсутствие механизмов реализации федеральной стратегии на уровне муниципалитетов;
- незакрепленность на федеральном уровне финансового обеспечения стратегического планирования;
- недостаточность инвестиций в развитие человеческого капитала;
- недостаточность инвестиций в городскую инфраструктуру;
- снижение спроса на продукцию и услуги предприятий города, прекращение деятельности Государственной корпорации «Росатом»;
- рост уровня преступности и социальной напряженности, ухудшение экологической обстановки.
7. Результаты экоантропологического прогнозирования муниципального образования городского округа Заречный на среднесрочную перспективу
Суть экоантропологического прогнозирования заключается в том, что в основе планирования развития города помимо экономической составляющей надо включать новый субъект - конкретного жителя города с его интересами и потребностями.
Экоантропологическое прогнозирование муниципального образования городского округа Заречный было выполнено по следующим направлениям:
1. На основе развернутого эндогенного демографического прогноза отдельных «восходящих» и «нисходящих» социально-демографических групп населения, выявлены особенности ценностных ориентаций горожан и их ориентация на социальные изменения в будущем. Подробно проанализированы траектории социально-экономического развития муниципалитета с учетом исторических и культурных особенностей его формирования.
2. Рассмотрены условия и мотивы социальной подвижности городского социума, растущей маятниковой миграции населения Заречного, разработаны рекомендации по совершенствованию стратегии города на основе детального анализа образа города в результате выборочного социологического обследования, проведенного по специальной программе.
Основные результаты экоантропологического прогнозирования города:
1. Восходящими в стратегическом плане являются группы горожан в возрастах дошкольного и подросткового возраста (в разных группах пики восхождения будут приходиться на разные годы, начиная с 2016 и заканчивая 2030 годом), рост контингента молодых семей (ядра рабочей силы (30-40 лет)) (пик приходится на 2020 год) и группы «родители-инвесторы», помогающих молодым семьям встать на ноги и приобрести или построить жилье (пик приходится на 2030 год). Обозначен поступательный рост еще не вышедших на пенсию и, наконец, группа лиц пожилого и престарелого возраста. А это означает, что под каждую группу горожан должна быть разработана специализированная муниципальная программа их поддержки и включения в миссию города как своеобразного ресурса «человеческого капитала».
В нормативном ключе полученные данные позволяют произвести нормативные прогнозы потребности в рабочих местах, услугах начального, профессионального и среднего образования, выявить потенциал рост студенчества и молодежи в целом. Выявить потребность в услугах здравоохранения и санаторно-курортного лечения пожилых и престарелых, размеры необходимой социальной помощи и социальной работы с пожилыми и престарелыми в городском округе.
В подразделе «Основные жизненные ценности горожан и оценка населением перспектив развития муниципального образования в среднесрочной перспективе» представлены результаты анализа социологического опроса жителей города по данным темам.
Из полученных данных следует, что для респондентов присуще стремление к материальному и духовному благополучию, что характерно для предприимчивых людей и бизнесменов, людей, стремящихся к само актуализации.
Материальное благополучие, успех, здоровая экология и семья лежат в основе иерархии ценностей человека.
В целом ценности семьи, детей, самореализации личности, успеха в жизни и качества жизни первенствуют в шкале основных жизненных ценностей горожан и формируют социологический портрет зареченца.
Попытки оценить перспективность развития городского округа выявили высокие оценки будущего Заречного в среднесрочной перспективе.
2. Причины трудовой миграции жителей за пределы города:
- Нехватка рабочих мест в городе;
- Потребность в получении образования;
- Низкий уровень оплаты труда и заработков;
- Дефицит качественных товаров и услуг.
Обращает внимание на себя ссылка на низкий уровень оплаты труда, что мало согласуется с тезисами о высокой заработной плате в целом среди городов Свердловской области (второе место в области после Пелыма). Очевидно, что молодежь ориентирована на уровень оплаты труда в мегаполисе и более высокие стандарты образа жизни, предъявляемые средним классом Екатеринбурга.
Решение вопроса лежит в плоскости создания новых высококвалифицированных рабочих мест с уровнем заработной платы, соответствующей притязаниям жителей городского округа.
Во многом обусловленное внешними причинами (проблемы организации инвестиций) сдерживание в развитии новых производств (несмотря на имеющиеся на территории научно-технологические «заделы») приводит к оттоку с территории значительной части конкурентоспособного (до 4,5-5 тыс. человек из 19,4 тыс.) трудоспособного населения, вынужденного работать вне территории городского округа. В силу сложившейся системе бюджетообразующих налогов, фактор такого кадрового «резерва» является одним из основных факторов минимизирующих городской бюджет, что сдерживает развитие территории.
Следует обратить внимание на проблему предоставления качественных товаров и услуг. Это говорит о росте потребностей граждан в оказании качественных услуг, не обеспеченных предложениями сферы малого и среднего бизнеса.
Передовой опыт решения проблем социальной сферы «атомграда» основан на сильных сторонах города, отмеченных, в том числе, и в SWOT-анализе:
1. Развитый и динамично развивающийся сектор инновационной наукоемкой промышленности; развивающиеся площадки в сфере малого и среднего бизнеса.
Т.е. те факторы, которые непосредственно влияют на наполнение доходной части бюджета и, как следствие, увеличивают его расходную часть на решение вопросов социальной сферы.
2. Соглашения между Правительством Свердловской области и ГК «Росатом» о дополнительном финансировании города как из средств Концерна «Росэнергоатом», так и из областного бюджета в виде дополнительных налоговых отчислений от налога на прибыль предприятий ГК «Росатом».
На эти средства только за последние 10 лет удалось провести ремонты учреждений культуры, образования и спорта, открыть ТЮЗ, провести ремонты дорог, газификацию сельских территорий. В данный момент ведется строительство сразу двух ДОУ, двух домов для медицинских работников, ремонт плавательного бассейна, строительство Храма, нового микрорайона. В 2015 году начало строительства КОСК и нового водозабора.
Все перечисленные факторы повышают качество жизни наших горожан и влияют на удовлетворение их потребностей, что, безусловно, повышает соответствующие оценки исследований.
В ходе проведенных исследований был установлен образа города, который будет использован в моделировании основных направлений программы стратегического развития городского округа Заречный.
Отрадно отметить, что образ города для большинства жителей – это город экологической зоны.
С одной стороны, на образ города сильное влияние оказывает географическая среда и историко-культурный подтекст жизнедеятельности местного сообщества. В этом смысле территория городского округа расположена в одном из самых живописных и экологически чистых районов Среднего Урала, которая требует и дальнейшего участия, и сохранения.
С другой стороны – это результат успешной и безопасной многолетней эксплуатации ядерно-опасного объекта – Белоярской АЭС.
На второе место респонденты поставили образ города: Заречный – город атомной энергетики.
На третьем месте: Заречный - город молодежи. Результат очень хорошо коррелирует с демографическим прогнозом и подтверждает необходимость разработки дополнительных мер поддержки молодежи.
Приятно отметить восприятие образа города, как Город – торговый центр. При близости такого мегаполиса как Екатеринбург с его торговым ресурсом, это хороший показатель и возможный вектор дальнейшего развития города.