Тема 1. Социальное взаимодействие и общественное отношения
Тема 3. Социальный статус
Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
В социологии выделяют следующие виды социальных статусов личности:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе: социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами; личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом: основной статус определяет главное в жизни человека; неосновной статус влияет на детали поведения человека.
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора: предписанный статус – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности; смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов; достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, и соответственно он характеризуется статусным набором.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Существует определенная иерархия статусов: межгрупповая – имеет место между статусными группами; внутригрупповая – имеет место между статусами индивидов в рамках одной группы.
Место в иерархии статусов называется статусным рангом. Выделяют следующие виды статусных рангов: высокий, средний, низкий.
Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах: когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой; когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (нпр, статус депутата, несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:
· Статусные права и обязанности - определяют то, что носитель данного статуса может делать, и что он должен делать.
· Статусный диапазон – установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.
· Статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму и т.д.).
· Статусный образ (имидж) – совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
· Статусная идентификация – определение степени соответствияиндивида своему статусу.
Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет. Это находит свое выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».
Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.
Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.
Престижность того или иного статуса формируется под влиянием двух факторов: реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек и система ценностей, характерная для данного общества. Главное, что определяет социальный статус, социальное положение, авторитет и престиж личности – это образование, квалификация и другие личные и социально значимые качества.
Значение социальных статусов выражается в том, что они определяют содержание и характер социальных отношений; выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Тема 4. Социальная роль
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение.
Модель поведения, ориентированную на данный статус, принято называть социальной ролью. Выделяют следующие социальные роли:
· Психосоматические – поведение личности зависит от биологических потребностей, культуры человека;
· Психодраматические – поведение личности зависит от требований социального окружения;
· Социальные – личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.
В социологии существует понятие ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждая роль в роевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) социальные роли – семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и ситуационные – роли пассажира, пешехода, покупателя и др. ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Роли определяются ожиданиями людей. Нпр, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник обязан добросовестно осуществлять порученную ему работу. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли; оценка выполнения данной роли; меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
· биопсихологические возможности человека, которые могут спосбствовать или препятствовать выполнению той иной социальной роли;
· личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
· характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
· структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Существуют следующие виды ролевых конфликтов:
· внутриролевые – конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (родитель должен быть добрым, ласковым, но и строгим , требовательным)
· межролевые – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (нпр, требования основной работы женщины могут противоречить с домашними обязанностями).
· личностно-ролевые – конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (нпр, работа не позволяет раскрыть свои способности).
Тема 7. Социальные нормы
Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой , сознательной деят-тью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общ-ва.
Основные характеристики различных социальных норм.
Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять (празднование Нового года на 1 января и др.).
Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т.д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества (встречи выпускников).
Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или о плохом, о добре и зле и т.д. соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе («золотое правило» морали).
Правовые нормы – формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система.
Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляет традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм.
Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деят-ть, отношения между гражданином и государством, между социальнымигруппами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения: побуждающие, запрещающие, императивные (повелительные, рекомендательные).
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами: дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемое действие; запрет – указание на действие, которые не следует совершать.
В развитых странах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деят-ть индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или не выполнение социальных норм. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.
Тема 9. Социальный контроль
Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказания и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».
Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль – это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деят-ти и поведения людей.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкции – любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Виды санкций: 1) формальные: негативные – наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.; позитивные – поощрение деят-ти или поступка человека со стороны официальных организаций – награждения и др.
2) неформальные: негативные – осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.; позитивные – благодарность и одобрение неофициальных лиц – друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбкаи т.п.
Социологи выделяют две основные формы социального контроля:
1) Внутренний (самоконтроль) – форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
2) Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов: неформальный (внутригрупповой) – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через СМИ; формальный (институциональный) – основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т.д.).
В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляет такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, СМИ, полит-е партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.
В РФ созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, ФСБ, различные органы финансового контроля и т.д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в РФ играют различные общественные организации, нпр, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т.д.
Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т.п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.
Методы социального контроля
метод | Его сущность |
Изоляция | Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его |
Обособление | Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы. |
Реабилитация | Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе. |
Таким образом, социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе. Он направлен на позитивное развитие.
Тема 1. Социальное взаимодействие и общественное отношения
В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим и др. вопросам.
На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.
Социальная связь – совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (2 и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.
Виды социальных связей:
· Социальные контакты – простые, элементарные связи между отдельными индивидами.
· Социальные действия – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т.е. осмыслены и преследуют определенную цель.
· Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.
· Социальные отношения – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.
Контакты между людьми могут быть единичными поездка в автобусе) и регулярными (соседи). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.
Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.
Типы социального действия: 1) целенаправленное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесение с рационально осмысленными средствами ее достижения.
2) ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом.
3) традиционное – действие, формируется на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащий критике.
4) аффетивное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.
Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.
Условия возникновения социального взаимодействия: наличие 2 или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.
Выделяют следующие типы социального взаимодействия.
По видам: физическое, вербальное (словесное), жестовое.
По сферам: экономические, профессиональные, семейно-родственные, демографическое, религиозное, территориально-поселенческое.
Принято различать две основные формы социального взаимодействия – сотрудничество и соперничество.
Формы социального взаимодействия: 1) сотрудничество: обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т.е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным; направленность этого взаимодействия на достижения возникающей совместной цели, что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства; подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т.п.
2) соперничество: стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т.е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме; отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция) и т.д. каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели; подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление и т.п.
3) конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями.
4) конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.
Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводя его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.
В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (даже неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:
· субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;
· объекты – то, по поводу чего возникают отношения;
· потребности – отношения между субъектами и объектами;
· интересы – отношения субъект – субъект;
· ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.