Миниатюрная живопись на папье-маше
Искусство русской миниатюрной живописи на папье-маше известно во всем мире. Это шкатулки, коробки, пудреницы, броши и другие изделия. Исходным материалом для изготовления этих изделий служит обыкновенный картон, который после многократной пропитки маслом и клеем и просушки при определенном режиме приобретает новые свойства, становится твердым как дерево, легко поддается столярной и токарной обработке.
Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью, возникшее в России в конце XVIII века в с. Данилкове под Москвой, впоследствии было перенесено в соседнее село Федоскино. В середине 1920 г. организуется производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью в с.Палех. В 1930 г. появляется миниатюра с. Холуй и миниатюра Мстеры - поселка Владимирской области. Все четыре центра русской миниатюры обладают своими ярко выраженными художественными особенностями.
Федоскинская миниатюра. Развиваясь на протяжении XIX в., федоскинская миниатюра многое позаимствовала у классической русской живописи: сюжеты ее часто идут от старой русской гравюры и русского лубка. Характерны изображения народных гуляний, плясок в русских народных костюмах.
Создается в Федоскино и немало портретных и пейзажных миниатюр. Федоскинцы правдиво и с большим чувством передают очарование русской снежной и морозной зимы, золотой осени, неповторимую прелесть живописных поэтических уголков Подмосковья. Федоскинские миниатюры всегда написаны на черном фоне. Свои миниатюры федоскинские мастера пишут масляными красками в технике лессировок. Часто, прежде чем написать миниатюру, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусального золота, которые, просвечивая сквозь полупрозрачные слои красок, придают законченной миниатюре необыкновенную декоративность. Такой прием называется «живописью по-сквозному». Федоскинская миниатюра пишется на основной поверхности шкатулки, она занимает все плоскость и не имеет обрамления в виде орнаментальной рамки или бордюра.
Палехская миниатюра. Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской. Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую палитру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни.
Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниатюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую миниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое прошлое русского народа, то подводит к литературным произведениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в знойную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только следим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение.
Холуйская миниатюра. Холуйская миниатюра занимает как бы промежуточное место между федоскинской и палехской. В ней много непосредственности и жизненности в передаче событий окружающей действительности, присущих Федоскину, и в то же время фантастичности, характерной для Палеха, Свои миниатюры мастера Холуя пишут на черных фонах темперными красками. Человеческие фигуры в миниатюрах имеют нормальные пропорции, рисуноких менее певуч и изыскан, чем в Палехе. Вместе с тем, значительно больше внимания уделяется природе, пейзажу. Тематика холуйских миниатюр очень разнообразна. Здесь много сказок, былин, а также миниатюр на современные темы. Миниатюра на крышке обычно окаймлена золотым орнаментальным бордюром.
Мстерская миниатюра. Миниатюра Мстеры значительно отличается от палехской и холуйской. В ней ясно проступают черты условности и декоративности, непосредственно связывающие ее с древнерусской живописью. Мстерские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж. Герои мстерских миниатюр живут и действуют в светло-воздушной, пленэрной среде.
Живописцы Мстеры стремятся заполнить красками всю поверхность изделия. В связи с этим произведениям лаковой живописи присущи ковровая красочность, живописность поля. Окаймляются миниатюры золотой полоской ажурного орнамента.
Тематика миниатюр самая разная. Здесь и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лирические сценки, героические батальные композиции.
Мастера-живописцы Мстеры часто изображают пейзаж, в котором поэтично рассказывают о своей родной природе, причем сам пейзаж несет здесь активную нагрузку. Кроме того, если палехские миниатюры отличаются графичностью, контрастными цветами, то характерной особенностью миниатюрной живописи Мстеры является разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Колорит их произведений выдержан в нежной тональной гамме. Цветовая гамма мстерских художественных изделий состоит из теплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с разбеленными, блеклыми красками, голубоватыми, бирюзовыми, изумрудными тонами, перламутровыми оттенками. В росписи Мстеры почти не используют черный цвет, орнаментальные мотивы очень разнообразны, здесь сочетаются растительные и геометрические мотивы. Иногда мастера расписывают изделия одним орнаментом, который заполняет всю плоскость шкатулки.
Мастерство, передаваемое из поколения в поколение, явилось той благодатной почвой, на которой выросло замечательное искусство мастеров лаковой миниатюры.