Сравнительный анализ психики животных и человека.

1. Мышление

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

1.2. Способность создавать и сохранять орудия труда

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

1.3. Передача общественного опыта

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. (спорно) Только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. (оооочень спорное положение Леонтьева. Дело в том, что высшие животные уже даказали способность к передачи общественного опыта. Даже вороны запоминают людей, которые их обижают и передают эту информацию всем воронам в округе, крысы обучают других крыс нахождению еды в лабиринте заочно, однажды там побыва, что уже говорить про приматов и дельфинов)

2. Речь – у животных лишь сигнальная система, у человека знаковая система.

3. Условия развитияВажнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Критерии-психики:

- способность к поисковому поведению;

- способность к гибкому приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению;

- способность к проигрыванию действия во внутреннем плане.

18. Психологическое содержание кризиса одного года.

Эльконин.

К девяти месяцам – начало кризиса первого года – ребёнок становится на ноги, начинает ходить. Главное в акте ходьбы и только то, что расширяется пространство ребёнка, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослых. Впервые происходит раздробление единый социальной ситуации "мы": теперь не мама ведёт ребёнка, он ведёт маму куда хочет. Ходьба – первое основное новообразования младенческого возраста, знаменующее собой разрыв собой старой ситуации развития. Второе основное новообразования этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют её языком нянь. Но какой бы не была эта речь, она представляет собой новое качество, которая может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребёнка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребёнок. Между ними выросло новое содержание деятельности – мир человеческих предметов.

Третье основное новообразование в младенческом возрасте – возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулируя с ними, ребёнок ещё ориентируются на их физические свойства. Ему ещё предстоит освоить человеческие способы действия с человеческими предметами, которые его повсюду окружают. А пока выход из старой социальной ситуации развития сопровождается негативными эмоциональными проявлениями ребёнка, возникающими в ответ на стеснение его физической самостоятельности, когда ребёнка кормят, не считаясь с его желанием, одевают против его воли. Такое поведение Выготский вслед за Кречмером назвал гипобулическими реакциями – реакции протеста, в которых воля и аффект ещё не дифференцированны.

Подводя итог первой стадии развития ребёнка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязаные линии психического развития: линия развития ориентации на смысл человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает новые возможности для развития другой. Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старый социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно. Но эта ориентация станет определяющей развитие а следующем возрастном периоде. Основная задача воспитания ребёнка на этой стадии (стадии младенчества) – максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребёнка в окружающей действительности. Как подчёркивает Эльконин, всякое раннее создание готовой функциональной системы занимает кусок в центральной нервной системе, и потом его нужно перестраивать. Важно, чтобы с самого начало развития функциональные системы строились на обогащенный ориентировочный основе.

Имеет место мотивирующее представление. Полевое поведение ребёнка, полностью регулируемое извне, постепенно сменяется формой волевого поведения, регулируемого внутренними структурами. Мотивирующие представления являются синтезом интеллектуальных и аффективных компонентов. Если раньше, когда ребёнок тянулся к запрещенным предмету, просто прятала предмет и ребёнку покаялся, то теперь желание приобретает устойчивость. Мотивирующие представления сообщают поведению ребёнка направленность независимо от воли и заставляет требовать привлекательный предмет или игрушку – дай. Наряду с достижениями, кризис обнаруживает и недостаточно прежних форм общения и взаимодействия. Яркие эффективный вспышки в контексте взаимоотношений обусловлены усложнении деятельности и переходом переметно – орудийной деятельности.

Наши рекомендации