Тенденции и особенности развития психики в филогенезе
В основе развития психики лежат 3 тенденции:
· усложнение форм поведения (форм двигательной активности)
· совершенствование способностей к индивидуальному научению
· усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций
1) Каждая новая ступень развития начинается с усложнения деятельности, связывающий животное с окружающим миром. Новая форма психического отражения возникает сразу за усложнением и делает возможным ее дальнейшее развитие. В период зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета. На следующей ступени деятельность определялась уже отношениями между предметами;
2) Имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных (животное на более высокой ступени биологического развития не обязательно обладает более развитой психикой т.к. существует разница в соотношении между морфологией и образом жизни животных). Обсуждая психику животных нельзя пользоваться субъективным критерием (мы не знаем, что чувствует червь или муравей)
2. Критерии психического отражения.
2.1. Различные критерии психического
Обычно практическим критерием чувствительности является субъективный критерий. Т.е. те отчеты испытуемых, которые они сообщают о наличии/отсутствии ощущения. У животных же мы не можем спросить, поэтому субъективный критерий оказывается неприменим.
Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома). Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.
На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического:
1. тип нервной системы;
2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.).
Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например:
1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде);
2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий;
3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п. Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.
Объективный критерий психического отражения
Объективный критерий психики (по Леонтьеву) – способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности). Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.
3. Основные стадии становления психики в филогенезе:
1) Стадия элементарной чувствительности.
На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Субъект на данной стадии отражает отдельные свойства объектов. Иногда её называют стадия инстинкта. Инстинкт – генетически фиксированные, наследуемые формы поведения (Фабри).Инстинкт обусловлен двумя основноными факторами внешними ( специальный раздражитель, ключевой стимул) и внутренними (эндогенная стимуляция, снижения порога возбуждения). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Итак, деятельность животных фактически оказывается определяемой воздействием со стороны отдельных вещей, в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств.
Раньше противопоставляли научение и инстинкт. Теперь известно о существовании облигатного научения, некоторые инстинктивные действия проходят тренировку.
2) Стадия предметного восприятия отражения действительности (перцептивной психики) (стадия навыка)
На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов предметов. Животное способно обучаться, появляются индивидуально при-обретенные навыки поведения (операции). Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.
3) Стадия интеллектуального поведения
На третьей стадии развития психики животных – стадии интеллектуального поведения – возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, тре-бующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта:
1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций. При повторении ситуации может сразу её решить, внешневнезапное нахождение решения.