Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа
Летней оздоровительной площадки дневного пребывания при
МОУ «УНООШ с коррекционными классами»
«ЛЕТО, СОЛНЫШКОМ СОГРЕТО!»
Автор педагог-психолог
Паскал Виктория Викторовна
Г
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа летней оздоровительной площадки лагеря дневного пребывания
Основания для разработки программы
-закон РФ “Об образовании”;
- конвенция о правах ребенка;
-приказа департамента образования и науки «Об организации летней оздоровительной кампании в 2010 г» и в целях совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;
- распоряжение главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей»;
- постановление главы муниципального образования «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования
Кадровое обеспечение (место работы, образование, стаж работы, должность лиц, участвующих в процессе реализации Программы)начальник летней оздоровительной площадки дневного пребывания Калябина Марина Георгиевна, стаж работы 20 лет; воспитатель летней оздоровительной площадки дневного пребывания, педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна, стаж работы 11 лет.
Общее количество участников Программы -20
Система организации контроля над исполнением программыосуществляется начальником лагеря Калябиной М.Г. и директором школы Омельченко Н.Н.
Концепция программы
Детство – счастливейшие годы жизни.
(Д.Пашков)
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из поселка.
Создание комфортной психологической средыдля каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование летнего отдыха при МОУ «УНООШ с коррекционными классами» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих.
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при МОУ «УНООШ с коррекционными классами» с социумом
Принципы программы
Программа летней оздоровительной площадки дневного пребывания при
МОУ «УНООШ с коррекционными классами»детей и подростков «Лето, солнышком согрето» опирается на следующие принципы:
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Лето, солнышком согрето!»;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, знакомство;
· запуск программы «Лето, солнышком согрето!»;
· формирование органов самоуправления,
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
· работа творческих мастерских.
3. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Организационный модуль.
Формы работы:
· планирование;
· подготовка к лагерной смене;
· оформление уголка;
· подготовка материальной базы;
· определение обязанностей;
· подготовка к сдаче приемной комиссии.
· организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
· утренняя зарядка;
· закаливание
· применение дыхательной гимнастики Стрельниковой и др.;
· встречи с медицинским работником;
· влажная уборка, проветривание;
· беседы о вредных привычках;
· организация питания воспитанников;
· спортивные праздники;
· экскурсии;
· подвижные игры.
Творческий модуль
Формы работы:
· коллективно-творческая деятельность;
· участие в мероприятиях;
· работа творческих мастерских;
· экскурсии с библиотеку;
· конкурсы;
· викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
· посещение музея;
· мероприятия;
· просмотр видео-фильмов;
· беседы.
Содержание программы
Дата | Название мероприятий |
07.06.10 | Открытие сезона: 1.Линейка открытия. Праздник «Да здравствует, лагерь!» 2.Вводный инструктаж по ПБ и ТБ 3. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Расскажи про своего соседа» 4. Посвящение в «отдыхающие». Вечер знакомств». |
08.06.10 | 1. Придумывание названия отряда, эмблемы. 2. Музыкальный час . Конкурс пародий; 3. Игра «Поле чудес» 4. Инструктаж на тему: «Правила пожарной безопасности» |
09.06.10 | 1. Выпуск отрядной газеты «Здравствуй, лето!» 2. Художественный конкурс «Летняя открытка» 3. «Ритм», «Найди платок» (подвижные игры на свежем воздухе) |
10.06.10 | 1. Мероприятие «Давайте будем беречь природу» 2. Минутка здоровья «Закаляйся!» 3. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов» 4. Экскурсия в лес «Мой родной край» |
11.06.10 | 1.Беседа на тему: «Правила поведения на улице, в гостях» 2. Мероприятие «Шиш-шип-шоу» 3. Игры на сплочение коллектива: «Почта», «Привет» |
14.06.10 | 1. Викторина-конкурс по противопожарной безопасности. 2. Просмотр любимых мультфильмов. 3. Оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки: «Веревочка», «Качели». |
15.06.10 | 1. Мероприятие «Уважайте светофор» 2. Игры на свежем воздухе: «Ревущий мотор», «Разведчик» (развитие координации) 3. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» |
16.06.10 | 1. Творческий конкурс «Минута славы» 2. Дыхательная гимнастика «Певец» 3. Игры на развитие внимания: «Искра», «Тишина» 4. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей на речке» |
17.06.10 | 1. Просмотр видеокассеты «Природа Оймяконья» 2. Ролевая игра «Дружелюбные требования». 3. Якутские спортивные игры. |
18.06.10 | 1. Шашечный турнир 2. Спортивная пантомима 3. танцевально-двигательные игры «Танец огня», «Воздушный бал», «Подари движение» |
19.06.10 | 1. День леса (поход в лес). 2. Развлекательная игра: «Говорящие вещи» 3. Спортивные эстафеты на свежем воздухе: «Кенгуру», «На болоте», «Алфавит» |
21.06.10 | 1.Развлекательная игра «Здоров будешь – все добудешь» 2. Оформление газеты «Наш отряд» 3. Конкурс любимых стихотворений. |
22.06.10 | 1. Мероприятие «Правила дорожного движения» 2. Поход в кино. 3. Подвижная игра «Дрессированный медведь» 4. Музыкальная дискотека. |
23.06.10 | 1. «Веселые старты» 2. Интеллектуальная игра «Самый, самый» 3.Игры- соревнования на свежем воздухе: «Гномы», «Поиск клада» и др. |
24.06.10 | 1. Экскурсия в детскую библиотеку. 2. Минутка здоровья «Хорошая осанка» 3. Оздоровительная игра «Море и небо» |
25.06.10 | 1. Беседа на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» 2. Концерт детской самодеятельности. 3. Закаливающие процедуры 4.Инструктаж на тему: «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» |
26.06.10 | 1. Презентация на тему: «Вред курения» 2. Спортивные эстафеты на площадке: «Противоположность», «Будь внимательным», «Быстрый заяц» 3. Аукцион талантов |
28.06.10 | 1. Художественный конкурс «Бантик» 2. Поход в кинотеатр «Север».Просмотр фильма. 3. Беседа «Поговорим о наших зубах» 4 Упражнения на коррекцию плоскостопия 5. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей на воде» |
29.06.10 | 1. Мероприятие «Путешествие на поезде Дружбы» 2. Просмотр видеофильмов Путешествие по любимым сказкам. 3. Экологическая сказка «Как скворец себе дом выбирал» |
30.06.10 | 1.Поход в лес. Конкурс на лучшую песню. 2. Шоу «Экологический калейдоскоп» 3. Дыхательная гимнастика «Сова» |
01.07.10 | 1. Закрытие сезона «Огонек» 2. Праздничная линейка и прощальная дискотека. |
Список литературы, использованной при разработке программы
1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М., 2007 г.
- Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
6. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
7. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. – М., 2008 г.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
9. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
10. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого – М., 2007 г.
- Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
12. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого: Организация работы. – М., 2008 г.
13. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006 г.
14. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
15. Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. – М., 2008 г.
16. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
18. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
Программу составила: Паскал Виктория Викторовна
Программу проверила: заместитель по УВР
В.Н. Якимец
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа