Модели сексуального поведения
Цель: обсуждение причин, моделей и последствий сексуального поведения;
формирование адекватного отношения подростков к вопросам гигиены
сексуального поведения.
Задачи:
• обсудить проблему перехода сексуального поведения в провокацию насилия;
• обсудить факторы, которые могут способствовать провокации насилия;
• обсудить адекватные модели сексуального поведения, в том числе и в кризисных ситуациях.
Время: 45 – 60 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ведущий. Сегодня мы будем обсуждать тему сексуального поведения,
которое может привести к негативным последствиям, а именно: насилию,
преждевременной беременности, заболеваниям, передающимся половым путем.
I. Мозговой штурм.
Мозговой штурм проблем сексуального поведения, насилия, провокации
насилия.
На большом листе бумаги выписываются мнения подростков о таких понятиях, как сексуальное поведение, насилие (в широком смысле), провокация насилия.
Добавить неназванные варианты.
II. Обсуждение.
Обсудить факторы и последствия сексуального насилия на конкретном
примере. Если подростки затрудняются привести пример, ведущий предлагает
сюжет, например фрагмент из фильма или литературного произведения.
III. Дискуссия по поводу альтернативных моделей поведения.
IV. Выводы.
На этом занятии мы обсуждали проблему границ сексуального поведения и
его возможного перехода в ситуацию насилия. В большинстве случаев насилие
результат, а не случайное стечение обстоятельств. Как насильник, так и жертва в равной степени вносят свой определенный вклад в содеянное. Поведение жертвы провоцирует или способствует насилию. Управляя своим поведением, можно контролировать, а в ряде случаев изменять ситуацию, поведение окружающих. В случае изнасилования необходимо своевременно обращаться к специалистам, которые окажут содействие, чтобы избежать порой необратимых последствий.
Занятие 14. КОНФЛИКТ
Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных
ситуациях.
Задачи:
● обсуждение реакций, возникающих в конфликтных интимно-личностных
отношениях;
● моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных
ситуациях.
Время: 45 -60 минут.
Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
I. Мозговой штурм.
Мозговой штурм проблемы интимно-личностных конфликтов. «Когда тебе
предлагают, например, интимные отношения, как ты реагируешь?» Записать
мнения подростков на листе бумаги. Обсудить, почему эти темы могут вызвать
затруднения. Мнения подростков: возникает реакция отказа; посылаешь на фиг;
хочется быстрее поменять тему или вообще уйти; иногда полезно посмеяться;
испытываешь страх; испытываешь чувство стыда; разочаровываешься в человеке.
Причины затруднения: об этом не принято открыто говорить; просто не
нравится; страшно; боишься оттолкнуть любимого человека.
II. Разыгрывание сценки.
Участники разыграли сцену признания в любви. Молодой человек давно
хочет признаться своей подружке в любви. И вот наконец он решился...
- Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...
- Ну? Было бы интересно, - говорит кокетливо.
Далее следует молчание.
- Чего же ты молчишь? Давай говори!
- Если бы это было так легко, то...
Она его перебивает, раздраженно:
- Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла! - демонстративно встает.
- Да нет, ничего... в следующий раз.
Безразлично:
- Ну как хочешь!
Отворачивается.
После этого предложить подросткам высказать свои соображения по поводу
разыгрываемой ситуации.
Мнения детей: нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если
человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если человек не может
сказать, то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и
доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения.
Ведущий. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх,
возникающий когда тебе предлагают интимные отношения, может
«маскироваться». В данном случае он проявился через агрессивное поведение
девушки. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения.
Выражение страха или агрессия являются неэффективными и во многом могут
спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.