Соотношение мужественности и женственности

Мужественность – приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех и т.п. Мужественность обычно доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в течение длительного времени разнились.

Мужественность не обязательно подразумевает юридическое неравенство полов. Скорее наоборот. В обществах, где господствуют ценности мужественной культуры, мужчины и женщины обычно имеют абсолютно равные права. В этих обществах женщинам часто присуще стремление уравняться с мужчинами в профессиональной деятельности, перенять многие стереотипы традиционно мужского поведения.

Россия- страна с преобладанием мужественной культуры. В 30-е гг. советские женщины повсеместно соревновались с мужчинами в так называемых мужских профессиях – летчики, шахтеры, трактористы и т.п.

К странам с мужественной культурой относятся США, Германия, Швейцария, Англия, и многие др. страны.

В системе ценностей деловых культур, где преобладают мужественные начала, работа обычно считается важнее домашних функций, хотя и осуществляется во имя процветания семьи. В руководителе уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Некоторые социальные характеристики, присущие «мужественным » странам

1. карьера и материальное благополучие являются основными показателями успеха

2. настоящими мужчинами называют людей амбициозных, решительных и жестких. Настоящий мужчина – это большой комплимент.

3. акцент, даже среди друзей, делается на соревновательность и высокие результаты

4. фактически люди живут во имя работы, а не работают для того, чтобы жить

5. хороший руководитель должен не советоваться с коллективом, а решать вопросы

6. основной метод разрешения конфликтов – силовой

7. женщина – политический деятель или крупный менеджер – редкость.

Женственность – это приверженность общества таким ценностям, как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни и т.д.

Примером женственной культуры, сохранившей существенные элементы неравенства между полами, является Япония.

В руководителе в этой культуре уважают умение организовать безконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.

К наиболее женственным традиционно относят культуры Скандинавских стран, Данию и Голландию.

Женственность Мужественность
Семья
- акцент на отношения - солидарность - разрешение конфликтов через компромисс и переговоры   - акцент на достижения - соревновательность - разрешение конфликтов силовыми методами
Школа
- ориентация на среднего - цель – социальная адаптация - результаты учебы не очень важны - ориентация на лучшего - Цель – академические успеха - плохая учеба, отчисление - катастрофа
Работа
- над напористостью посмеиваются - ценится скромность в самооценке - акцент на качество жизни - взвешенность в поступках приветствуется - напористость, самоуверенность приветствуется - ценится умение себя подать - акцент на карьеру - решительность в поступках приветствуется


5. Избежание неопределенности

Избежание неопределенности –это такая степень неопределенности, нестабильности, двусмысленности, которую в данной культуре воспринимают как нормальную и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.

Избежание неопределенности не следует путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность – с тревогой. Риск обусловлен конкретным событием, а неопределенность и тревога могут не иметь объекта.

В качестве одного из путей ограничения неопределенности люди используют разработку подробных законной, правил поведения и инструкций на все случаи жизни. Серьезная зарегуллированность общественной и экономической жизни – одни из показателей того, что для данной национальной культуры присуща высокая степень избежания неопределенности. Здесь обычно считается, что все, что не разрешено, то запрещено и незаконно, и вместе с тем, что характерно, распространено повсеместное нарушение законной и общий правовой нигилизм. Неисполнение (нарушение) многочисленных законов и подзаконных актов обычно не только не осуждается обществом морально, но и пользуется поддержкой большинства населения.

На другом полюсе находятся культуры с низкой степенью избежания неопределенности. Здесь исходят из того, что всего предугадать нельзя. Детальным контрактам предпочитают рамочные договоренности с возможностью корректировки по ходу. Все, что не запрещено, здесь считается разрешенным. В целом здесь часто господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».

К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавия (кроме Финляндии), Дания, США.

К странам с высокой степенью избежания неопределенности – Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Южной и Западной Европы.

Деловая культура России и стран СНГ имеет степень избежания неопределенности выше среднего. Причем исследователи отмечают, что для молодого поколения русских предпринимателей (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно снижается.

Социальные характеристики стран с высокой степенью избежания неопределенности

1. жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти

2. часты проявления национализма, распространено раздражение по отношению к национальным меньшинствам

3. большинство населения с недоверием относится к молодежи

4. люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт

5. переход на другую работу или переезд на новое место жительства – серьезное событие, которое требует большой концентрации сил.

Слабое избежание неопределенности Сильное избежание неопределенности
Семья
- непривычное – любопытно - расслабленность, добродушие, низкие стрессы - демонстрация эмоций и агрессии недопустима - отличное, непривычное – опасно - высокая стрессовость, уровень беспокойства и тревожности - демонстрация эмоций и агрессии нормальна
Школа
- учащимся комфортно: При неструктурированных программах При нечетко поставленных целях При недетализированных заданиях При работе без расписания Когда учитель говорит «не знаю» Учащимся комфортно: При структурированных программах При четко поставленных целях При детализированных заданиях При четком расписании Когда учитель говорит «знает все»
Работа
- нелюбовь к правилам (устным и письменным) - нелюбовь к стандартам и формальностям - эмоциональная потребность в правилах – письменных и устных - как можно больше формализации и стандартов

Лекция 6

Наши рекомендации