Соотношение мужественности и женственности
Мужественность – приверженность общества таким ценностям, как рекорды, достижения, героизм, упорство в достижении цели, материальный успех и т.п. Мужественность обычно доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в течение длительного времени разнились.
Мужественность не обязательно подразумевает юридическое неравенство полов. Скорее наоборот. В обществах, где господствуют ценности мужественной культуры, мужчины и женщины обычно имеют абсолютно равные права. В этих обществах женщинам часто присуще стремление уравняться с мужчинами в профессиональной деятельности, перенять многие стереотипы традиционно мужского поведения.
Россия- страна с преобладанием мужественной культуры. В 30-е гг. советские женщины повсеместно соревновались с мужчинами в так называемых мужских профессиях – летчики, шахтеры, трактористы и т.п.
К странам с мужественной культурой относятся США, Германия, Швейцария, Англия, и многие др. страны.
В системе ценностей деловых культур, где преобладают мужественные начала, работа обычно считается важнее домашних функций, хотя и осуществляется во имя процветания семьи. В руководителе уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.
Некоторые социальные характеристики, присущие «мужественным » странам
1. карьера и материальное благополучие являются основными показателями успеха
2. настоящими мужчинами называют людей амбициозных, решительных и жестких. Настоящий мужчина – это большой комплимент.
3. акцент, даже среди друзей, делается на соревновательность и высокие результаты
4. фактически люди живут во имя работы, а не работают для того, чтобы жить
5. хороший руководитель должен не советоваться с коллективом, а решать вопросы
6. основной метод разрешения конфликтов – силовой
7. женщина – политический деятель или крупный менеджер – редкость.
Женственность – это приверженность общества таким ценностям, как выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, скромность, забота о ближнем, уют, качество жизни и т.д.
Примером женственной культуры, сохранившей существенные элементы неравенства между полами, является Япония.
В руководителе в этой культуре уважают умение организовать безконфликтную групповую работу, добиться консенсуса, разработать справедливую мотивацию и т.д.
К наиболее женственным традиционно относят культуры Скандинавских стран, Данию и Голландию.
Женственность | Мужественность |
Семья | |
- акцент на отношения - солидарность - разрешение конфликтов через компромисс и переговоры | - акцент на достижения - соревновательность - разрешение конфликтов силовыми методами |
Школа | |
- ориентация на среднего - цель – социальная адаптация - результаты учебы не очень важны | - ориентация на лучшего - Цель – академические успеха - плохая учеба, отчисление - катастрофа |
Работа | |
- над напористостью посмеиваются - ценится скромность в самооценке - акцент на качество жизни - взвешенность в поступках приветствуется | - напористость, самоуверенность приветствуется - ценится умение себя подать - акцент на карьеру - решительность в поступках приветствуется |
5. Избежание неопределенности
Избежание неопределенности –это такая степень неопределенности, нестабильности, двусмысленности, которую в данной культуре воспринимают как нормальную и при которой члены общества чувствуют себя комфортно.
Избежание неопределенности не следует путать с избежанием риска. Риск связан со страхом, а неопределенность – с тревогой. Риск обусловлен конкретным событием, а неопределенность и тревога могут не иметь объекта.
В качестве одного из путей ограничения неопределенности люди используют разработку подробных законной, правил поведения и инструкций на все случаи жизни. Серьезная зарегуллированность общественной и экономической жизни – одни из показателей того, что для данной национальной культуры присуща высокая степень избежания неопределенности. Здесь обычно считается, что все, что не разрешено, то запрещено и незаконно, и вместе с тем, что характерно, распространено повсеместное нарушение законной и общий правовой нигилизм. Неисполнение (нарушение) многочисленных законов и подзаконных актов обычно не только не осуждается обществом морально, но и пользуется поддержкой большинства населения.
На другом полюсе находятся культуры с низкой степенью избежания неопределенности. Здесь исходят из того, что всего предугадать нельзя. Детальным контрактам предпочитают рамочные договоренности с возможностью корректировки по ходу. Все, что не запрещено, здесь считается разрешенным. В целом здесь часто господствует подход, некогда сформулированный Наполеоном: «Сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим».
К странам с низкой степенью избежания неопределенности относятся Англия, Скандинавия (кроме Финляндии), Дания, США.
К странам с высокой степенью избежания неопределенности – Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария, страны Южной и Западной Европы.
Деловая культура России и стран СНГ имеет степень избежания неопределенности выше среднего. Причем исследователи отмечают, что для молодого поколения русских предпринимателей (20-30 лет) степень избежания неопределенности существенно снижается.
Социальные характеристики стран с высокой степенью избежания неопределенности
1. жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти
2. часты проявления национализма, распространено раздражение по отношению к национальным меньшинствам
3. большинство населения с недоверием относится к молодежи
4. люди склонны более полагаться на мнение специалистов и экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт
5. переход на другую работу или переезд на новое место жительства – серьезное событие, которое требует большой концентрации сил.
Слабое избежание неопределенности | Сильное избежание неопределенности |
Семья | |
- непривычное – любопытно - расслабленность, добродушие, низкие стрессы - демонстрация эмоций и агрессии недопустима | - отличное, непривычное – опасно - высокая стрессовость, уровень беспокойства и тревожности - демонстрация эмоций и агрессии нормальна |
Школа | |
- учащимся комфортно: При неструктурированных программах При нечетко поставленных целях При недетализированных заданиях При работе без расписания Когда учитель говорит «не знаю» | Учащимся комфортно: При структурированных программах При четко поставленных целях При детализированных заданиях При четком расписании Когда учитель говорит «знает все» |
Работа | |
- нелюбовь к правилам (устным и письменным) - нелюбовь к стандартам и формальностям | - эмоциональная потребность в правилах – письменных и устных - как можно больше формализации и стандартов |
Лекция 6