Преодоление пассивности и пассивно-агрессивное поведение

Ассертивность часто определяют как среднюю точку на линии, проведенноймежду пассивностью и агрессивностью. Пассивные люди затрудняются объяснитьсебя другим. Они все держат в себе и избегают иметь дело с неприятнымиситуациями; они ждут, что кто-нибудь к ним придет и преподнесет им наблюдечке все, что им надо. (Но так как они не сообщают или не могутсообщить, чего они хотят, другие не могут ничего им преподнести или хотя быпомочь.) И вот почему они упускают целый ряд возможностей в жизни, в товремя как другие за эти возможности ухватываются и получают преимущество.Часто они чувствуют себя придверным ковриком, о который вытирают ноги всекому не лень. Некоторые просто отступают и примиряются с таким положением;они уже полагают, что для них это нормально. Однако есть еще один сорт людей, известных как пассивно-агрессивные.Кажется, что они идут своей дорогой без жалоб, но внутри они кипятнегодованием - по факту или подозрению, что другие постоянно пользуются ихдобротой. Вместо того чтоб высказаться или честно противостоять в спорномвопросе, они подавляют свой гнев. Но только на некоторое время. Потом, когдаэтого всего меньше можно ожидать, они взрываются, иногда сами не понимаяпочему. Пассивная агрессия может проявиться самыми разными путями. Иногда этопросто отказ выполнить просьбы или ожидания, а то и молчаливый саботаж;например, муж соглашается тоном, звучащим как автомат, вынести мусор "вовремя следующей рекламной паузы", и, разумеется, забывает. Мусорная машинаприезжает и уезжает, мусор остается в доме, а муж - перед экраном ТВ,огрызаясь на жену, которая постоянно его "пилит". Пассивность и пассивная агрессия, несомненно, являются устойчивымиформами поведения, и их трудно поломать. В надежде это сделать, в середине1950-х гг. д-р Альберт Эллис разработал свою Терапию РациональногоЭмотивного Поведения, как описано в предыдущей главе. Несколько лет назад унас была возможность участвовать в семинаре Associate Fellowship Program,которую д-р Эллис вел в своем нью-йоркском институте. Одно из заданийвключало в себя упражнение, разработанное для преодоления пассивной илипассивно-агрессивной формы недостаточной ассертивности. Каждому участнику предложили описать что-нибудь, что он боится делатьна публике - единственное условие было, что эта деятельность не должна бытьнезаконной, неэтичной или приводящей к какому-то вреду или опасности. Насамом деле большинство из этих действий вызывали безосновательный страх -мысль, что если участник действительно выступит с ними, все решат, что онидиот. Упражнение требовало, чтобы каждый выполнил описанное им действие.Одну женщину приводила в ужас мысль войти в вагон метро и позволить людямсмотреть на нее. Ей было дано задание не только сесть на поезд, но ивыкрикивать название каждой станции, к которой он подъезжал. К концу дня ееуже смело можно было нанимать в кондукторы. Другой участник был молодым человеком (назовем его Стенли), которыйвесил по крайней мере 300 фунтов при росте шесть футов пять дюймов. Он былуспешным психологом, но у него тоже был тайный страх: когда в ресторане емуподавали плохо приготовленную еду, он был неспособен сказать об этомофицианту; он скорей согласен съесть что-то сырое или пережаренное, чемпотребует унести это обратно. Вы легко можете догадаться, в чем состояло егозадание. В воскресенье утром мы пошли вместе со Стенли в ближайший китайскийресторан. Официант был ростом около пяти футов и весил наверное 125 фунтов,но Стенли с трудом мог поднять на него глаза. Когда был подан суп, Стенлистал торопливо глотать его в надежде, что он кончит прежде, чем вернетсяофициант. Не повезло! Стенли был в явном отчаянии; его лицо покраснело ируки дрожали. Его тревога, что мы вот-вот начнем над ним смеяться, быласовершенно неподдельной. В конце концов, изо всех сил собравшись с духом, онедва слышно попросил, чтобы "слишком холодный" горячий и кислый суп официантвзял обратно. Конечно, официант вежливо унес горшочек, и тело Стенливнезапно расслабилось. Он посмотрел на нас и признал: он чувствует себя так,как будто страшная тяжесть упала с его плеч. Этот опыт показывает, что не имеет значения, насколько ты большойфизически, или какой силой ты обладаешь в данном социальном взаимодействии.Способность отстоять себя - это душевное состояние, а также умение, котороеможет быть усовершенствовано практикой.

Косвенная ассертивность.



Иногда воздействие, которое может вызвать открытое высказываниечеловека на присутствующих, требует, чтобы самоутверждение было приглушено.Виктория, приглашенная на обед к малознакомым людям, оказалась за столомрядом с человеком по имени Чарльз, разговорчивым и, вообще говоря,прекрасным компаньоном. Язык у него был подвешен хорошо, и он развлекалсидящих за столом рассказами о своих поездках по всей стране, которые онсовершал как агент по продаже компьютерных программ. Но у Чарльза оказаласьгораздо менее приятная черта, которая проявилась, когда он начал остритьнасчет черных, евреев и азиатов. Виктория почувствовала себя крайне неловко; она считала расистский юморгрубым и позорящим. Но она была гостьей в чужом доме, и хозяин казалсявсецело поглощенным беседой. Она попробовала игнорировать Чарльза в надежде, что он перейдет надругую тему, но скоро стало ясно, что он и не собирается. Если бы их былотолько двое или если бы они не были среди незнакомых людей, она бысовершенно ясно сказала: "Мне не нравятся расистские замечания. Прекратитепожалуйста." Но она была приглашена на большой обеденный прием, не зналахозяев как следует и не хотела смущать их или других гостей. Обладаяразвитым чувством реальности, она могла оценить политическую сложностьситуации. Она решила высказать свою озабоченность, но косвенно, чтобы ее протестне вызвал у присутствующих нежелательного замешательства или напряжения. "Чарльз", со смехом сказала она, "знаете ли вы какие-нибудь хорошиеанекдоты об адвокатах или коммивояжерах? Мне хотелось бы сделать ихследующей мишенью наших шуток." Все рассмеялись, а Чарльз понял намек: онвыступил с невинным и соответственно самокритичным анекдотом окоммивояжерах. Обед продолжался, и Виктория была довольна позицией, которую оназаняла. Она знала, что потом упрекала бы себя, если бы смолчала, и быладовольна, что нашла позицию посередине между пассивным молчанием и открытойассертивностью, и не обидела хозяев. В последнее время много говорилось о преимуществах, которые дает умениеотстоять свою позицию, завоевать самоуважение, не позволяя никому оскорблятьсвои законные чувства. Это все правда, но часто способ, которым мы этоделаем, может внести конфликтность в наши взаимоотношения с другими. Заявитьо своей точке зрения или о своих желаниях - это только часть дела.Ограничиться только этим будет агрессией. Интересоваться желаниями других иучитывать их, в то же время стараясь законными способами выполнить свои -вот это будет ассертивностью.

Преимущества ассертивности



Очень мало чего можно добиться пассивностью. Пассивные люди вообще немогут высказывать своих желаний - или, если они пытаются, то стараютсяспрятаться за неясными или двусмысленными выражениями. Они склонны котступлению и немедленной сдаче, соглашаясь с любыми чужими мнениями ижеланиями. В результате они постоянно чувствуют себя побежденными инесчастными. Однако и пассивно-агрессивное поведение никуда не годится. Это всеравно что устраивать в котельной склад масляных тряпок - они рано или позднонеожиданно загорятся. Люди, которые так себя ведут, кажутся слабовольными,но они склонны копить в себе обиды и лелеять планы отдаленной мести. И вдругони внезапно взрываются, и так как они так долго держали в себе горечь обид,они взрываются совершенно несоответственно событию, которое им подвернулось,и часто вне связи с ним. Агрессия заводит в тупик; она никогда не достигает длительного успеха.Прежде всего, агрессивная и движимая гневом личность находится в состояниинепрерывного и самонаведенного стресса. Это очень неприятное состояние ума итела; оно страшно опустошает - быть всегда готовым спорить и стремиться кбою. И вы также никогда не знаете, не найдется ли кто-нибудь крупнее, громчеи напористее, чем вы. Еще хуже, вы никогда не знаете, как и когда отзовутсяваши агрессивные привычки на вашем здоровье. Последнее исследование жертвпервого сердечного приступа показывает, что привычка давать волю гневуявляется более точным предсказателем второго приступа, чем стресс, уровеньхолестерола и ряд других факторов. В то же время ассертивность дает нам массу преимуществ. Она обладаетосвобождающим действием, как обнаружили многие ранее пассивные личности. Онаоткрывает много новых возможностей и на самом деле "завоевывает друзей ивлияет на людей", обеспечивая вам более тесный и искренний контакт с теми,кого вы встречаете. Это одно из главных отличий ассертивности отагрессивности. Когда вы ведете себя ассертивно, то даже в неприятной илинеловкой ситуации человек, с которым вы общаетесь, чувствует, что егоуважают и принимают, а не стараются унизить. Когда вы ведете себяагрессивно, он реагирует оборонительно или гневно, пытается отвязаться и вконце концов уходит, полный неприятных мыслей и чувств, направленных противвас. Быть ассертивным значит постоянно держать в поле внимания других людейи их реакции. Контакт взглядами, язык тела, тон голоса и выбор слов - всеэто важно, наряду с некоторой степенью такта - если всем этим овладеть,можете со временем стать даже дипломатом!

Упражнения

Успех означает достижение того, что вы поставили себе целью.Ассертивные люди расположены достигать свои цели частично потому что ониговорят другим, чего они хотят, в чем они убеждены или что они чувствуютясно и недвусмысленно, в то же время учитывая и уважая чужую позицию. И онизащищают свои позиции, когда им возражают. Это сочетание прямогоразъяснения, чего они хотят и на чем настаивают, с уважением к потребностямдругих людей, увеличивает вероятность, что они достигнут желаемого. Успех ускользает от пассивных людей еще и потому, что они часто сами неслишком ясно себе представляют, чего же они хотят, и поэтому затрудняютсявыразить свои желания и нужды достаточно ясно и недвусмысленно. Так как жемогут другие дать им то, что они хотят или помочь им добиться этого?Пассивные люди также часто отступают, меняют свои намерения или отказываютсяот своих требований при малейшем признаке сопротивления. У агрессивных людей возникают осложнения при достижении целей, потомучто, хотя они могут ясно высказать, чего они хотят или на чем онинастаивают, они проталкивают ("продавливают" - сильное слово из русскогоновояза!) свои желания и убеждения такими путями, которые выдают ихневнимание и неуважение ко всем, кроме себя, что унижает окружающих. Врезультате люди, окружающие агрессивных, воспринимают их как деструктивные,эгоцентричные, эгоистичные или просто злобные личности, и будут либоизбегать их, либо под давлением уступать им, но в конце концов перестанут ихподдерживать или будут их саботировать. Если вы научитесь понимать, чего вы хотите, во что вы верите и что вычувствуете, и будете заявлять об этом прямо, а не ходить вокруг да около, тонет причин, почему другие не дадут вам того, что вы хотите, или помогутэтого добиться.

Самооценка

В этих упражнениях держите в уме последовательность: пассивный ...ассертивный ... агрессивный. 1. Шошана, 14 лет, входит в гостиную, где ее старшая сестра, Лиза, ужетри часа смотрит телевизор. Шошана хочет смотреть свою любимую программу,которая начнется через пять минут. Итак, она: а) зная, что Лиза всегда по-свински захватывает телевизор, когдадобралась до него, решает подняться вверх в свою комнату и послушать диски. а) Настойчиво заявляет: "Лиза, ты всегда смотришь ТВ. У меня никогданет возможности тоже посмотреть. Это нечестно. Я хочу смотреть. Сейчас мояочередь. Уйди отсюда, или я расскажу папе." б) говорит: "Лиза, я знаю, что ты хочешь продолжать смотреть, но мояпрограмма начнется через пять минут, и мне хотелось бы посмотреть ее. Онакончается через час, и тогда ты снова сможешь смотреть телевизор. Помнишь, ясделала для тебя то же самое два дня назад?" Прежде чем посмотреть ответы, попробуйте сами определить, какая из этихреакций ассертивна, какая агрессивна и какая пассивна? Реакция а) пассивна: Шошана отступает. Реакция б) - агрессивна: Шошананаступает слишком круто, говорит слишком резко и угрожает, совсем несчитаясь с интересами Лизы. Реакция в) - асссертивна: Шошана прямо сообщаетЛизе, чего она хочет, учитывает желания Лизы, заявляя, что она будетсмотреть только один час, и напоминает, что она недавно тоже уступала Лизе. 2. Опишите в своей тетради какую-нибудь ситуацию, которая была у вас напрошлой неделе и в которой вы вели себя пассивно. Далее опишите мысли,которые вам пришли в голову и помешали вести себя ассертивно. Как выдумаете, что произошло бы, если бы вы вели себя ассертивно? Как, по вашемумнению, вел бы себя другой? 3. Опишите ситуацию на прошлой неделе, в которой вы вели себя слишкомагрессивно. Запишите в колонку мысли и чувства, которые вы переживали тогда.Как реагировал другой? 4. Опишите сценарий, в котором вы вели себя ассертивно на прошлойнеделе. Какие мысли и чувства сопровождали вас тогда? Как реагировал другой?

Задания

Напомните себе, как построить таблицу ABCDE из главы 2. Как вы можете видеть из предыдущих упражнений, мы часто ведем себянеассертивно под влиянием молчаливого монолога, который звучит в нашейголове. Обычно он связан с опасениями, что другой может рассердиться на нас,унизить или высмеять нас. Некоторые из нас склонны к внутренней речи другогосорта - к опасению, что ассертивность может нанести вред, обидеть илиунизить других. Для тех из нас, которые реагируют агрессивно, вместо того чтобы бытьассертивными, внутренняя речь продиктована мыслью или чувством, что насунижает, не уважает или хочет подчинить себе другой. 1. Вернитесь к вашим зарисовкам и постарайтесь определить, в какую изтрех семейств внутренней речи попадают ваши мысли. 2. В течение следующих двух недель продолжайте записывать случаи, когдавы вели себя ассертивно, пассивно или агрессивно, и запишите внутреннююречь, сопровождавшую каждый случай. 3. Для ситуаций, когда вы вели себя пассивно, обсудите и обдумайтевнутреннюю речь, которая помешала вам быть ассертивным. 4. Для ситуаций, когда вы вели себя агрессивно, разберите и обдумайтевнутреннюю речь, которая привела вас к такому поведению. 5. Постарайтесь дать себе отчет о ситуациях, когда у вас было искушениепромолчать, не высказать того, что у вас на уме, сдать свои позиции.Разберите и обдумайте ту внутреннюю речь, которая воспрепятствовала вам бытьассертивным. 6. Заставьте себя быть ассертивным в ситуациях, в которых вы обычно невыражаете вашего мнения или стремлений, и ни в коем случае не забывайте бытьвнимательными к собеседнику. Отметьте, как он реагирует. 7. Важная часть самоутверждения - признание, понимание и четкоеформулирование различия между фактами и мнениями. Факты должны опираться наясные, неоспоримые свидетельства; они могут быть подтверждены илиопровергнуты. Мнения - это просто предпочтения, убеждения и точки зрения.Например, что во Флориде теплее, чем в Миннесоте - это факт (увы!). Мысли,что рокнролл побеждает классическую музыку - это мнение. Запишите несколькопримеров фактов и мнений, которые вам повстречались за последние недели. 8. Если некоторые мнения кто-то выдает за факты, и вы это поняли, каквы реагировали? Была ли ваша реакция эффективной? Если нет, как выотреагируете, если такая ситуация снова возникнет ? Например, вы могли бысказать что-то вроде: "Вы, повидимому, твердо убеждены в этом. Но я думаю,что..." Если некто настаивает, что его позиция основана на фактах, вы имеетеправо попросить привести свидетельства. И подготовьте три новыхдоказательства, которыми вы могли бы воспользоваться, снова встретившись соспорщиком-антагонистом. 9. В конце двухнедельного периода запишите, сколько раз вы вели себяассертивно, пассивно и агрессивно. Отметьте, есть ли позитивные изменения заэтот период времени. Если их нет, повторите эти упражнения.

ПЯТЬ

Независимость

"Трудный или легкий, приятный или нет - вы всегда остаетесь самимсобой" - Марциал, 4 - 104 гг. н.э.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Способность самому управлять собой и самому контролировать своемышление и свои действия, и быть свободным от эмоциональной зависимости.Независимые люди полагаются только на себя при планировании и принятииважных решений. Однако они могут интересоваться и рассматривать мнениядругих людей до того, как в конце концов принять окончательное решение;советоваться с другими - это не обязательно признак зависимости. Независимыелюди способны действовать самостоятельно - они избегают хвататься за других,чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности. Способность бытьнезависимым опирается на некоторую степень уверенности в себе и внутреннейсилы и на стремлении удовлетворять ожидания и обязанности, не становясь ихрабом. Сэм был очень приятным парнем. Он учился на втором курсе колледжа, и унего был широкий круг знакомых. Он пропускал занятия, постоянно рассчитываяна чужие конспекты, и умудрялся как-то выкручиваться. Он легко сближался стеми, кто мог быть ему полезен, чтоб помочь в усвоении курса, который онипосещали вместе. Он вообще не мог учить один. Так или иначе, он умелдостаточно хорошо манипулировать другими, чтобы получать конспекты и помощьв выполнении заданий и написании рефератов. Он даже заставлял соучениковпроходить с ним то, что следовало выучить для тестов и экзаменов. Сэм - законченный образец пиявки или паразита. Он был полностью зависимот других в своем обучении. Когда он был в старших классах, его родители,наряду с длинной чередой репетиторов, помогали ему выполнять задания. Никтои никогда не учил Сэма умению учиться и даже не давал ему возможности нестиответственность за свои действия. Сейчас он приходит в ужас, если емуприходится самостоятельно выполнять даже самое простое задание. Как Сэм выживет в реальном рабочем мире, и будет ли он достаточноответствен, чтобы затеять собственное дело? Что можно сделать, чтобы помочьСэму стать более независимым и ответственным за свое поведение? Будет оченьтрудно такому, как Сэм, измениться и отбросить костыли, без которых он ишагу не может ступить.

Наши рекомендации