Дайте засиять своему внутреннему свету

Эмоциональный самоанализ может не ограничиваться способностьюотслеживать наши сиюминутные чувства. Есть еще внутренний свет, который мывсе носим в себе. Некоторые из нас знают о нем и знают, что заставляет егосиять ярче, в то время как другие игнорируют свой внутренний свет, преследуяжизненные цели, которые для них определили другие, будь это "хорошая"работа, деньги или определенный стиль жизни. Часто они тяжело работают,чтобы успешно достигнуть своей цели, но в конце концов они, к своему ивсеобщему удивлению, не чувствуют себя счастливыми. Амир всегда хотел быть музыкантом. Ему нравилось писать, аранжировать иисполнять музыку; подростком он зарабатывал деньги, играя с собранным иморкестром на местных торжествах. Его родители всегда видели его дантистом.Как они полагали, зубоврачебное дело было единственной возможной карьеройдля Амира. К их счастью, Амир умел учиться. У него не было настоящегожелания провести свою жизнь, копаясь в чужих ртах, но он считал, что долженисполнить мечту своих властных родителей. Он был принят в зубоврачебнуюшколу и заставил себя преодолеть все курсы, большинство из которых были длянего невыразимо скучны. Выходные он посвящал музыке, продолжая играть вразных барах и клубах со своим собственным оркестром. Амиру было трудно дажевообразить, что он будет заниматься только зубоврачебным делом. Когда онзакончил обучение, он не стал открывать своего кабинета, а работал нанеполной ставке в кабинетах других врачей. Его интерес попрежнему былсосредоточен на музыке. Внутренний свет Амира сиял, когда он следовал своему интересу к музыке.Он меркнул в зубоврачебном кабинете. Однако он ухитрился и доставитьудовольствие своим родителям, и следовать своему свету. Трудно с успехомгнаться за двумя зайцами. Теперь он работает дантистом только два дня внеделю, но его внутренний свет сияет ярко - все остальное время он посвящаетмузыке.

Следует знать свои "больные места"

Цель эмоционального самоанализа не в том, чтобы проанализировать своиэмоции до самого донышка, подавить их или полностью им следовать. Мы всевремя от времени ведем себя неподобающим образом. И мы не всегда можемизбавиться от неприятных чувств: они совершенно естественны послеразочарований, критики или утраты. Мы должны стремиться осознавать, что мычувствуем и почему мы это чувствуем - для того, чтобы не следовать слепотемным внутренним побуждениям или чтобы не пойти по ложному пути из-занедостатка информации. Эмоциональный самоанализ полезен и как предупредительная мера.Вспомните технику ABCDE, описанную в предыдущей главе, и роль, которую игралиррациональный обескураживающий внутренний голос. Если мы научимсяправильному толкованию событий, которые вызвали этот внутренний голос, мыможем, по мере накопления опыта, научить этот голос быть более адекватнымсобытиям. Допустим, вы знаете свои "болезненные точки" - эти глубоко спрятанныечувствительные места, которые другие могут нечаянно задеть. Если вы знаете,что вам предстоит оценка вашей рабочей квалификации, что неизбежно связано снекоторой долей критики, вы можете собраться с духом и подготовиться, чтобыпредупредить вспышку иррациональных мыслей. Скажем, в прошлый раз вашвнутренний диалог был инстинктивно самооборонительным - фразы типа "что этоона (экзаменатор) о себе думает? Это совершенно бесполезно. Ей следовало быинтересоваться моими сильными сторонами, а не устраивать мне разнос." Зная,в каких дебрях вам случалось ранее блуждать, вы можете постаратьсяперепрограммировать свой внутренний голос. Вы должны также не пропуститькосвенные сигналы, что вы начинаете сердиться: такие телесные признаки, какнапряжение в плечах и подъем голоса. Знание - сила, а знание себя - этодобавочная сила, которая ведет к успешному руководству своими эмоциями.

Упражнения



Эмоциональный самоанализ является решающим фактором успеха, чем бы выни занимались. Если вы не можете распознать, как вы чувствуете, если вы неможете определить свою "эмоциональную температуру", вы рискуете, чтоокружающие сочтут ваше поведение враждебным и унижающим их и отвернутся отвас. Таким образом, независимо от вашей роли - босса, возможного партнераили служащего - и каковы бы ни были ваши способности, знания и квалификация- у вас никогда не будет шанса продемонстрировать их, если другие люди,завидев вас, будут разбегаться. Самоанализ - важнейшая опора эмоциональной культуры, потому что мы неможем изменить то, что нам неизвестно, и самоосознание - первый шаг кизменению нашего поведения. Чтобы это сделать, мы должны давать себе отчет втом, что мы чувствуем, и в том, какое впечатление наши чувства производят наокружающих; иначе нам не удастся успешно строить самые важные для насотношения с людьми. С тому же, без самоанализа, мы не сумеем заметить, когдамы чувствуем стресс, мы ослабим даже ту способность к эмпатии, которая у насуже есть, подвергая риску нашу способность к общению. Самооценка Мы предполагаем, что вы завели тетрадь, в которой будете записыватьответы на наши вопросы и отмечать ваш прогресс в выполнении упражнений. Эти упражнения разработаны, чтобы помочь вам обозревать свой"внутренний ландшафт", развивая способность улавливать суть своих чувств. Выможете идентифицировать чувства тремя способами: прямо; замечая телесныеощущения, которые их сопровождают; и по мыслям, которые их сопровождают. 1. Запишите в тетрадь первую эмоцию из списка, приведенного ниже: Гнев Радость Страх Тревога Печаль, уныние Под ней кратко опишите ситуацию, которая случилась недавно исопровождалась этим чувством. Затем сделайте список обстоятельств, которыепо вашему мнению его возбудили, второй список - телесных ощущений, которыеего сопровождали, и третий список - всех мыслей, связанных с ним. 2. Повторите это упражнение с каждым из чувств по списку. 3. Просмотрите список чувств и оцените интенсивность каждого из них подесятибалльной шкале. Отметьте, какое чувство вы склонны испытывать сильнеевсех. Это чувство вероятно указывает на ваше "больное место", которое, когдаего затрагивают, может помешать отношениям с близкими людьми, трезвой оценкедействительности и эффективному решению проблем. 4. Вспомните, в каждой из отмеченных вами пяти ситуаций был ли исходдостаточно хороший, нейтральный или такой, о котором вы сожалеете, и думаете(или хотели бы), что могли бы справиться лучше? Если он был нейтральным илинеудовлетворительным, запишите, каким образом повлияли чувства на вашеповедение и помешали достигнуть более желательного результата. 5. Перечислите некоторые эмоции, которые вы вообще осознаете лучшедругих. Например, реагируете ли вы обычно больше на негативную сторонусобытия (когда вы сердитесь или унываете), или веселье и радостные событиявызывают в вас такой же сильный отклик? 6. Сделайте список особых ситуаций, которые обычно вызывают эти эмоции. 7. Далее, сделайте список людей, которые более других вызывают этиэмоции. 8. Часто существует сильная взаимосвязь между мыслями и чувствами,потому что то, что мы говорим себе о каком-то событии, влияет на то, что мычувствуем по его поводу. Чтобы увидеть, как это происходит, опишите два-трислучая, когда вы испытывали особенно сильные эмоции. Затем опишите этиэмоции и список мыслей, которые их вызвали. 9. Теперь сделайте список телесных ощущений, связанных с каждым из этихчувств. Отметьте, как тесно чувство, связанный с ним телесный симптом имысли, которые вызвали это чувство, соответствуют связям между чувствами,телесными ощущениями и мыслями, которые вы наблюдали в упражнении 1 посамооценке. Задания Эта методика поможет вам отточить способность входить в контакт счувствами по мере их появления. 1. В течение следующей недели записывайте самую сильную эмоцию, которуювы испытали за этот день. Возле каждой эмоции опишите сопровождающиетелесные ощущения и мысли. В последней колонке опишите, как вы осознали эточувство. То-есть опознали ли вы эмоцию, когда она появилась, осознали еечерез телесные ощущения или осознали ее через мысли? 2. Когда вы это делаете, обратите внимание на смену ваших чувств. Когдавы замечаете изменение, постарайтесь сосредоточиться на данной эмоции изапишите ее в свою тетрадь. 3. Если вам трудно прослеживать смену чувств, постарайтесь вместо этогососредоточиться на телесных ощущениях и физических проявлениях - сжатыекулаки, руки на бедрах, ноющий голос, неровное дыхание или стиснутые зубы.Перейдите от этих физических состояний к эмоциям, которые они могутпредставлять. 4. Далее, осознайте ваши мысли (свой внутренний голос) и заметьте,согласуются ли они с эмоцией, которая, как вам подсказывает язык тела, выиспытываете. 5. Почитайте книгу или посмотрите ТВ или видео, причем выберите нечтоочень драматичное (приключения или мистика), очень страшное (добрыйстаромодный ужастик), очень смешное или очень романтичное. Осознайте, что вычувствуете по мере развития сюжета. Обратите внимание на моменты, когда выиспытываете надежду или страх, что что-то должно произойти - и какизменяются ваши чувства, когда что-то происходит. Когда пойдутзаключительные титры, возьмите тетрадь, чтоб записать ваши чувства, мысли ителесные ощущения. Что вы осознаете в первую очередь? Можете ли вынепосредственно определить чувство, или вы должны для этого воспользоватьсямыслями и физическими сигналами? 6. Как только у вас появляется возможность, записывайте в тетрадителесные изменения - скажем, выступил пот, сжались кулаки, замедлилась илиубыстрилась речь; отметьте также, что вы в это время думаете или чувствуете.Изменяя физическое состояние (разжав кулаки или замедлив темп речи), выможете сменить свои чувства - скажем, агрессию на спокойствие. 7. Если люди говорят вам, что вы выглядите рассерженным, взволнованнымили унылым, не пропускайте их замечания мимо ушей. Со стороны им может бытьвиднее, что с вами происходит - по сигналам, которые вы бессознательнопосылаете. 8. Когда вы проходите мимо зеркала, взгляните на выражение своего лица.Что может подумать кто-нибудь, глядя на это выражение - что, по мнению, вы вэто время чувствуете? 9. Когда вы станете более искусными в этих упражнениях и заданиях,попробуйте быть так же открыты сигналам вашего внутреннего мира, как выоткрыты сигналам внешнего мира - семьи, любимых, друзей и сотрудников. Такимпутем, с помощью записей в вашей тетради, вы все лучше и лучше станетеосознавать, как внешние ситуации отражаются в ваших чувствах, которые вы всостоянии понять, и как лучше всего изменить их к лучшему. 10. Учитесь, как пользоваться упражнениями в медитации и расслаблении(описанными в главе 14) - они помогут вам лучше сконцентрировать свой разумна ваших внутренних чувствах.

ЧЕТЫРЕ



Наши рекомендации