Переопределение способностей и достижений

Вы помните свой школьный выпускной класс? Что стало с "мозгом класса",который получал одни "А" (высшая оценка) и казалось, что ему предназначеноидти дорогой неизменных побед? Есть вероятность, что вы не знаете, чтосталось с с этими юными академическими лидерами, но вы вероятно можетеназвать одного или двух из своих соучеников, которые добились большого (ивозможно совсем неожиданного) успеха. Может быть, они создали и теперьвозглавляют свои собственные компании или стали выдающимися и весьмауважаемыми общественными лидерами. Но кто мог представить себе это тогда?Тогда они были заняты подготовкой к жизни в обществе, играли на гитаре вподвалах или возились с таинственными железками в гараже. Может быть, ониеле-еле переползали из класса в класс. Их звезды ярко засияли только тогда,когда они вошли в реальный мир. Навряд ли будет большой новостью утверждение, что не каждый талантможет быть выявлен в достаточно примитивной школьной модели измерениядостижений. История полна примерами выдающихся, преуспевающих мужчин иженщин, которые ничем не выделялись или просто едва удерживались в классе;учителя и наставники предрекали им жизнь на дне общества. Однако в обществеупорно держалось мнение, что успех в школе равносилен успеху в жизни - или,по крайней мере, на рабочем месте. Ныне это предположение опровергнуто. Большинство из нас подсознательно понимает, что существует огромноеразличие между сообразительностью в классе и сообразительностью на улице -между теоретическим умствованием и практической смекалкой. Первое занимаетсвое определенное место, в то время как вторая, хотя и более неуловима,гораздо более интересна. Это способность настраиваться на окружающий мир,понимать ситуации, легко общаться с другими людьми и брать на себяуправление собственной жизнью. Сейчас, благодаря EQ-i, неопровержимые данныепоказали связь между этой способностью - которая относительно мало общегоимеет с интеллектом как таковым - и долговременным успехом. Что такое успех? Давайте определим его как способность ставить идобиваться личных и профессиональных целей, каковы бы они ни были. Это звучит просто, но разумеется это не так. Персональное определениеуспеха совершенно естественно изменяется со временем. Мы желаем разное ипреследуем разные цели даже просто в связи с возрастом, набираясь опыта иберя на себя разнообразные ответственности. Юношеский идеализм уступаетместо взрослому осознанию реальности и необходимости компромиссов; различныестепени срочности предполагают различную напряженность, зависящую от тойособой роли, которую мы хотим исполнять - например, работника, супруга илиродителя. Чем мы больше всего озабочены в каждый данный момент? Продвигатьсяв своей карьере, наслаждаться счастливой семейной жизнью или дать любовь,поддержку и руководство своим детям? Мы можем столкнуться с серьезнойболезнью, по сравнению с которой все остальное бледнеет и успехом становитсяпросто выживание. Так много для как будто простого определения. Но главнаяцель, с которой большинство согласилось бы - преуспеть в нашем собственномопределении (или на приемлемых для нас условиях) в широком разнообразииситуаций - остается постоянной. Еще больше можно сказать о понятиях общества об успехе, которыепостоянно меняются. Движимая страстным стремлением к развитию науки итехнологии, культура двадцатого века долго почитала мыслительные способностикраеугольным камнем прогресса - точно так как финансовое вознаграждениедолгое время рассматривалось первоочередным следствием этих способностей.Беда в том, что иногда это не срабатывало, что хорошо выражено вопросом:если ты такой умный, почему ты не богатый? Только в последние годы мыоценили мощные связи между эмоциональными способностями и более высоким,более удовлетворяющим и более полным определением успеха, которое охватываетработу, семейные и личные взаимоотношения, общественную популярность ифизическое благополучие. Если вы задумаетесь о ваших друзьях и членах семьи, о ваших сотрудникахи людях, с которыми вы сталкиваетесь по всевозможным будничным делам - когоиз них вы считаете самыми преуспевающими? Кто из них наслаждается наиболееполной и счастливой жизнью? Обязательно ли они являются наиболее одареннымиинтеллектуально или аналитически? Скорее всего они обладают другимикачествами, другими умениями, которые лежат в основе их способностидостигать того, к чему они стремятся. Чем полнее вы обладаете эмоциональными социальным пониманием и мышлением, тем легче идти по жизни эффективно ипродуктивно. После десятилетий работы в области психологии и психиатрии мыпришли к заключению, что по крайней мере так же важно быть эмоционально и социально умным, как и мыслительно (когнитивно и аналитически).

В чем различие между IQ и EQ ?





Проще говоря, IQ - это мера интеллектуальных, аналитических, логическихи мыслительных способностей человека. Как таковой, IQ имеет дело свербальными, пространственными, визуальными и математическими умениями. Онколичественно измеряет, как легко мы обучаемся новым вещам; как умеемсосредоточиться на заданиях и упражнениях; как удерживаем и припоминаемобъективную информацию; как включаемся в процесс мышления; обращаемся счислами; думаем абстрактно и аналитически; решаем проблемы, пользуясь ужеимеющимися у нас знаниями. Если у вас высокий IQ - средний равен 100 - выхорошо вооружены для успеха на всевозможных экзаменах и, естественно, у васбудет хороший балл на тесте IQ. Все это прелестно, но каждый знает людей, которые могут получитьзаоблачные баллы по IQ, но совсем неблагополучны в своей рабочей и личнойжизни. Они раздражают окружающих и успех не желает им улыбаться. Чаще всегоони не могут представить себе, почему. Причина в том, что им жестоко нехватает эмоциональных способностей,которые определяются несколько иначе. Реувен Бар-Он назвал их "системойнекогнитивных способностей, компетенций и умений, которые влияют навозможность успешно справляться с требованиями и давлением окружающейсреды."Питер Саловей и Джек Мейер, которые создали термин "эмоциональныйинтеллект (способности)" описывают его как "способность воспринимать эмоции, быть доступным эмоциям и генерировать их так, чтоб содействовать мышлению,понимать эмоции и их смысл и мысленно управлять эмоциями так, чтобы содействовать эмоциональному и интеллектуальному росту." Другими словами, это система умений, которая дает нам возможность прокладывать свою дорогу в сложном мире - личные, социальные и выживательные аспекты общих способностей, неуловимый здравый смысл и чувствительность, которые так существенны для эффективного ежедневного функционирования. В обыденном языке эмоциональные способности - это то, на что обычно ссылаются как на свойственное "практическим умникам", или называют "здравым смыслом". Это относится к способности воспринимать и систематизировать политическую и общественную обстановку; интуитивно улавливать, чего хотят и в чем нуждаются другие, их силу и слабость; оставаться невозмутимым в обстановке стресса; и быть общительным - быть таким человеком, с которым другие хотели бы сближаться.

Наши рекомендации