Речевое общение и его основные единицы

Жизнь человека проходит в общении. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика: через общение обеспечивается материальная и духовная деятельность, усвоение человеком норм языка, культуры, вхождение его в коллектив, т.е. социализация. В общении протекает жизнь общества. Поэтому без знаний об общении человеку трудно познать самого себя и общество в целом.

„В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация» (от фр. слова communication, восходящего к лат. comnumicatio — сообщение, передача).

В общении многое зависит от коммуникативной компетенции, т.е. коммуникативных знаний, умений, навыков, которые приобретаются через подражание и обучение.

Общаются, как известно, и животные, но они наследуют приемы общения биологическим, генным путем. У человека общение, коммуникативная компетенция не является частью его биологической природы: она составляет часть культуры или традиции, имеет социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым (вербальным) общением (в отличие от невербальных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов и др.).

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [47, с. 8].

Речевое общение может осуществляться между многими, несколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Различие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. «Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми... и эмоции» [47, с. 9].

Соответственно, для формирования социально активной личности необходимо развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения, а именно: знание языковой системы и владение речью плюс соблюдение социальных норм речевого поведения.

Основными единицами речевого общения исследователи считают речевое событие, речевую ситуацию и речевое взаимодействие.

В последние десятилетия XX в. наряду с термином «речь» стал широко употребляться термин «дискурс» (от франц. discours — речь). В современной лингвистике этот термин приобрел более широкое толкование. Лингвистический энциклопедический словарь приводит следующее определение:

Дискурсом (от франц. discours — речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийском аспекте. Дискурс — это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь» [118, с. 136].

Дискурс, протекающий в контексте речевой ситуации, принято называть речевым событием.

Как следует из его определения, речевое событие включает два основных компонента: (1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс); (2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Таким образом, речевое событие не рассматривается вне еще одной единицы речевого общения — речевой ситуации.

Речевая ситуация — это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: У меня все нормально в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего (нового) не происходит; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. В Энциклопедии «Русский язык» даются следующие их определения:

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. [127].

Следующая единица речевого общения — 'речевое взаимодействие. Это сложное явление, связанное с речевой деятельностью.

От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом и двигательном. Акустический центр помогает слушающему различать звуки речи и отличать их от других звуков. Кроме того, он является своеобразной «кладовой» памяти, в которой хранятся известные конкретному человеку слова. Двигательный центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе участвуют также и другие области коры головного мозга.

Механизм речевой деятельности к настоящему времени изучен не до конца. Речевая деятельность носит социальный характер. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями и чувствами, искать понимания, советоваться и т.д. Следовательно, для осуществления речевой деятельности требуется коллектив (как минимум два человека). При этом один из участников выступает как субъект (говорящий, пишущий), другой — как адресат (слушающий, отвечающий). В процессе речевой деятельности возможен ролевой обмен субъекта (отправителя) и адресата. Взаимодействие субъекта и адресата осуществляется на вербальном (речевом) уровне, поэтому им необходимо знание языка, или коммуникативного кода. Для речевого общения нужен предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией) и, наконец, само высказывание (та коммуникативная единица, которая содержит в себе предмет речи, передающийся субъектом адресату при помощи коммуникативного кода, известного им обоим).

Высказывание приобретает определенный смысл в зависимости от ситуации, обстоятельств, в которых происходит общение, т.е. в зависимости от контекста.

Таким образом, высказывание (сообщение, референция) оказывается центром речевого взаимодействия, вокруг которого «расставляются» остальные «участники».

Существуют различные подходы к структуре речевого взаимодействия. Мы, вслед за профессором В.И. Максимовым [93, с. 21], придерживаемся известной схемы коммуникативного акта, предложенной одним из создателей кибернетики К. Шенноном и модифицированной известным лингвистом Р. Якобсоном.

Контекст

Код

Адресат Сообщение Адресат

(отправитель, (референция) (получатель,

субъект действия) Объект)

Эта схема отражает все стороны речевого общения:

(1) интерактивную (взаимодействие);

(2) коммуникативную (передача, прием, обмен информацией);

(3) перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга, осуществление обратной связи — реакции на сообщение).

Наши рекомендации