Psychological security of a person as a factor of health preserving education

Kozin Anatoliy Mikhaylovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of General and Professional Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

Tret'yakova Anna Yur'evna,

Senior Laboratory Assistant, Department of General and Professional Pedagogy, Faculty of Psychology and Pedagogy, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

Keywords: health preservation; psychic health; psychological health; psychological security; risk factors.

Abstract.The article dwells on certain aspects of formation of psychological security of a person that influence health preserving processes in education.

Одним из приоритетных направлений психологии в настоящее время является изучение проблемы психологической безопасности личности, актуальность которого обусловлена значительным количеством источников психологической угрозы, наносящих значительный ущерб психическому и психологическому здоровью личности. Следует отметить, что психологически здоровая, т.е. самоактуализированная личность все больше становится социально-общественной реальностью, поскольку выступает в качестве интегрального понятия в современном профессиональном образовании и любой деятельности человека (И. А. Баева, М. А. Кечина, Ф. Ф. Харисов и др.).

Как показывает анализ современных исследований, студенты представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, малоподвижный образ жизни, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. В качестве значимых психологических факторов отмечаются: тяга к курению и алкоголю; пренебрежение безопасностью; эмоциональная некомпетентность (неспособность справиться со стрессом); саморазрушительное поведение (употребление наркотиков, секс без предохранения, опасные эксперименты и т.п.); проблемы в области межличностных отношений, незнание своей нормы, погоня за модой, неспособность остановиться; импульсивность, низкий самоконтроль, и пр., что может характеризоваться как «комплекс психологического давления» [2; 3; 6 и др.].

Значительное отрицательное влияние на обучающихся оказывает стресс, который часто связан с длительным психологическим напряжением, эмоциональной перегрузкой, связанных с учебными ситуациями, тяжелыми жизненными обстоятельствами и пр. В исследованиях отмечается, что непрерывный рост информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности, приводят к понижению психической саморегуляции в деятельности, поведении, эмоциональной сфере и, в целом, возникновению различных психосоматических расстройств [1; 3; 4 и др.].

Все вышеотмеченное актуализирует проблему психологической безопасности личности, под которой И. А. Баева понимает «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1]. По мнению Т. И. Семенковой под здоровьесберегающей, безопасной, комфортной образовательной средой подразумевается совокупность организационно-педагогических, психолого-физиологических и социально-типологических компонентов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивидуума, сохранению и укреплению психологического и физического здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации и условий, в которых обучающийся без принуждения, по собственному выбору и желанию может развивать свои индивидуальные способности, реализовать возможности самоопределения и самовыражения с учетом реального состояния здоровья и необходимости его дальнейшего укрепления. Важным представляется понимание того, какие именно параметры и характеристики образовательной среды объективно наиболее безопасны для обучающихся в психологическом плане, создают наилучшие условия для их личностного развития и субъектно-профессионального становления, каков потенциал компонентов образовательной среды.

Всё это даёт основание утверждать, что психологическая безопасность- одно из эффективных средств (факторов) профилактики нарушений, в первую очередь, психического и психологического здоровья, связанных со сформированностью психологических ресурсов личности, умений осознанной саморегуляции и самоконтроля своей жизнедеятельности и способствующей её самоактуализации, самореализации, т.е. она (психологическая безопасность студента) должна быть направлена на «выращивание» здоровьесберегающих основ регуляции собственного поведения, управления собственным развитием и самореализацией.

Нам представляется, что в основу психологической безопасности личности должны быть положены: мировоззренческая основа, система ценностей, профессиональная этика и мораль; устойчивые правила безопасного, здоровьеориентированного поведения членов общества; духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности, что требует воспитания сознательного отношения к безопасности как внутренней потребности человека. В данной интерпретации, здоровьеориентированным называется поведение, позволяющее человеку жить в гармонии и согласии с окружающими людьми и окружающим миром в целом, при котором действия и деятельность человека, его поступки обеспечивают ему сохранение, поддержание и укрепление здоровья, создают комфортную, безопасную среду обитания (досуга, учёбы, труда).

Все разнообразие безопасности можно свести к четырем аспектам: состояние защищенности от опасностей, рискови стрессов; качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к саморегуляции и самореализации; гарантии, обеспечивающие системе (личности) развитие и защиту от внутренних и внешних неблагоприятных факторов; способность предупреждать и предотвращать различные угрозы, саморегулировать поведение, управлять рисками.

Направленность образовательной системы на овладение обучающимися обобщенными способами (принципами) действий по осознанному прогнозированию опасностей, контролю над рисками, проектированию стратегии и тактики безопасного поведения – все это педагогические средства превращения личности в субъект собственной безопасности и нормальной жизнедеятельности. Речь идет о формировании умений регулировать условия собственной деятельности, планировать ее, отбирать и использовать индивидуально рациональные средства учения, предупреждая информационные перегрузки, стрессы, развивать качества и волевые ресурсы, обеспечивающие саморегуляцию, способность совершать ответственный выбор, справляться с жизненными трудностями и пр. [1; 4; 6 и др.].

В этой связи можно отметить два подхода, направленых на нейтрализацию негативного влияния на личность «комплекса психологического давления»:

- использование здоровьесберегающих психотехнологий развития личной безопасности и психо-гигиенического обеспечения деятельности;

- первичные валеоустановки, связанные с психоэмоциональной активностью.

Первый подход является более приемлемым. Из имеющегося арсенала ученые рекомендуют: телесно-ориентированную психотерапию, арт-терапию; различные тренинговые методы, сюжетно-ролевые, деловые и имитационные игры, активные беседы, дебаты, групповые дискуссии и пр.[1; 4; 5; 6 и др.].

Второй подход ориентирован на систему здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека – развитие способов саморегуляции; обучение приемам самоанализа, самоконтроля, самооценки, самокоррекции на основе рефлексии жизненных смыслов и целей; оказание консультационно-диагностической помощи с опорой на способности и желания преодолевать душевный недуг и пр. [1; 2].

Меры по обеспечению психологической безопасности не могут сводиться лишь к предупреждению о тех или иных факторах риска или пропаганде конкретных способов изменения стереотипов поведения. Деятельность в области укрепления здоровья должна включать разнообразные способы помощи молодым людям в решении их индивидуальных задач, связанных с развитием, а также социально-психологических проблем, касающихся их учебы, досуга, индивидуальной системы поведения и имеющих для них особо важное значение.

Такая система форм и методов учебно-воспитательной, научной, профилактической, досуговой работы со студентами позволяет формировать психологические ресурсы безопасности личности [1; 2; 5; 6 и др.].

В качестве некоторых здоровьесберегающих направлений и задач по формированию психологической безопасности личности можно выделить следующие:

1. Культивирование целостного отношения к ресурсам личностного здоровья на мировоззренческом уровне.

2. Воспитание у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной безопасной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям.

3. Развитие навыков совладания, преодоления трудных жизненных ситуаций.

4. Активное противостояние вредным привычкам, отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих.

5. Консультационно-диагностическая помощь по вопросам «ситуационного» характера и др.

В целом, можно выделить два стратегических направления повышения уровня психологической безопасности личности:

1. Совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке (радости жизни и духовного потенциала личности и др.).

2. Борьба, преодоление, устранение всего негативного (болезней, проблем, ограничений и пр.), для чего необходимо знать: свой внутренний мир и основы гармоничного взаимодействия с окружающими; уметь управлять собой.

Осмысление феномена психологической безопасности через приведенные характеристики позволяет раскрыть сущность активности, самореализации человеком собственной природы здоровья, сформированности психологических ресурсов личности в системе здоровьесберегающего образования.

Литература:

1. Баева, И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении /Под ред. И. А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. – 288 с.

2. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина – М.: Академия. 2000. – 256 с.

3. Иванова, С. П. Актуальные проблемы психологической безопасности / С. П. Иванова, С. А. Кудряков, А. И. Солодухин, П. В. Станкевич и др. // Сборник трудов регионального совещания, г. С.-Петербург, июнь 2012г. - СПб: Изд-во «Своё Издательство», 2012. - С. 11-20.

4. Кечина, М. А. Развитие психологической безопасности студента как фактор профилактики нарушения здоровья / М. А. Кечина // «Здоровьесберегающее образование». – 2013. - №2(30). - С. 107-110.

5. Сухоруков, Д. В. Инновационные здоровьесбеоегающие технологии в образовательном процессе / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Материалы I Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии управления здоровьем и долголетием человека (8-9 апреля 2010 г.). СПб., 2010. - С. 373-378.

6. Харисов, Ф. Ф. Здоровьеформирование – новая парадигма оздоровления подрастающего поколения / Ф. Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование. – 2012. - №8(28) - С. 21-25.

Наши рекомендации