Формирование компетенций здорового образа жизни в процессе организации занятий по каратэ-до

Губжоков Заур Борисович,

инструктор по физической культуре, ГБОУ Гимназия № 1619 им. М.И. Цветаевой, 123458, Москва, ул. Таллинская, д. 20, корпус 4; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: компетенции; здоровый образ жизни; каратэ-до; восточное единоборство; организация занятий.

Аннотация. В статье раскрывается формирование компетенций здорового образа жизни дошкольников в процессе организации занятий по каратэ-до.

FORMING THE COMPETENCIES OF A HEALTHY LIFESTYLE

IN THE PROCESS OF THE ORGANIZATION OF LESSONS ON KARATE-DO

Gubzhokov Zaur Borisovich,

Instructor in physical culture, Grammar school №1619 named M.I. Tsvetaeva, Moscow, Russia.

Key words: competences; healthy way of life; karate-do; martial arts; organization of classes.

Abstract. The article reveals the formation of competences for a healthy lifestyle of preschool children in the process of organizing classes on karate-do.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования в содержательном разделе образовательной области «Физическое развитие» в дошкольном возрасте основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для становления у детей ценностей здорового образа жизни; развития представлений о своем теле и своих физических возможностях; приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами [3].

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни педагог способствует развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Он рассказывает детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогает детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослый способствует формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на подержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков, создает возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте педагог (инструктор, тренер) уделяет специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослый организует пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории, подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослый поддерживает интерес детей к подвижным играм, упражнениях в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждает детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупкой и мелкой моторики обеих рук, а также правильно, не наносящего ущерба организму выполнения основных движений. Он проводит физкультурные занятия, развивает у детей интерес к различным видам спорта, предоставляет им заниматься другими видами двигательной активности [3].

Практика проведения занятий по каратэ-до в ГБОУ Гимназии № 1619 им. М. И. Цветаевой доказала, что организация таких занятий способствует созданию условий для решения основных задач образовательной деятельности в области «Физическое развитие», включается в систему дополнительного образования детей и организуется во вторую половину дня. Занятия с использованием начальной базы каратэ-до целесообразно проводить 2-3 раза в неделю продолжительностью 30 минут с учетом требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Структура занятия с использованием начальной базы каратэ-до строится по классическому типу (вводная, основная, заключительная части) [1; 2]. На вводном занятии необходимо ознакомить занимающихся с единоборством. Поскольку единоборства сопряжены с опасностью травм, очень важно сразу же объяснить им правила поведения во время занятий. Перед началом занятий необходимо кратко рассказать детям о гигиенических правилах - чистой спортивной одежде, необходимости водных процедур и длительности рационального отдыха после занятий. Знания сообщаются обучающимся непосредственно перед началом тренировочного занятия. Ряд сведений можно сообщать в процессе выполнения упражнений для развития разных двигательных способностей. Важно использовать дополнительные сведения, которые определяются педагогом (тренером, учителем, инструктором) самостоятельно в каждом конкретном случае, в зависимости от подготовленности занимающихся.

Задача вводной части заключается в активизации внимания, деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, подготовке организма к большой физической нагрузке, повышении эмоционального состояния детей.

Содержанием вводной части являются: построение, приветствие педагога (инструктора, учителя, тренера), перестроение, выполнение строевых упражнений. Кроме того, следует использовать различные виды ходьбы, бега, прыжков. Длительность вводной части может составлять 5 минут.

Основная часть занятия ставит своей задачей формирование двигательных умений, навыков, изучение основных стоек, техник ударов руками и ногами, блоков, техник перемещений с ударами и блоками в различных стойках, развитие физических и морально-волевых качеств.

В содержание основной части занятия включаются комплексы общеразвивающих упражнений, которые направлены на развитие крупных мышечных групп. При составлении комплекса обшеразвивающих упражнений учитывается анатомический принцип подбора физических упражнений. Количество различных упражнений может колебаться от 10-12 в начале года и в конце года достичь 20. Количество повторений – от 4 до 8-10 (в зависимости от сложности упражнения, индивидуальных особенностей детей, их физических данных и этапа обучения).

Главной задачей при проведении занятия с дошкольниками является развитие физических качеств, поэтому в основную часть включены упражнения их развивающие (наклоны из разных исходных положений, повороты корпуса с руками, махи руками, наклоны головой вверх (вниз), вращение рук в локтевых и плечевых суставах, вращение тазобедренными, коленными суставами, голеностопами и др.). В основную часть также включаются базовые элементы каратэ-до. Выполнение простейших элементов единоборства, может сопровождаться травмами, если не соблюдать основные правила безопасности. Основным требованием предотвращения травм на занятиях по обучению приемам единоборства является отсутствие форсирования нагрузок и быстрого увеличения сложности приемов.

Изучение техники каратэ-до с дошкольниками начинают с простого, а именно с отдельных элементов каратэ-до. Для того, чтобы научить детей кихонам, кумитэ им дается базовая техника правильного выполнения стоек (Хайсоку-дачи, Фудо-дачи, Мусуби-дачи, Хейко-дачи, Киба-дачи, Дзенкуцу-дачи, Кокутцу-дачи). Одновременно с изучением стоек детей обучают простейшим защитным (блокам) (Агэ-уке, Гэдан-барай, Сото-уке, Учи-уке, Шуто-уке) и ударным (Цуки, Маваши-цуки, Шито-цуки, Татэ-цуки, Шуто) техникам руками, техникам ударов ногами (Мае-гери, Маваши-гери, Йоко-гери, Уширо-гери), которые изначально выполняются в медленном темпе. Каждое базовое движение можно выполнять отдельно, а затем объединять с другими движениями [1; 2]. Игры, проводимые с детьми на занятиях, содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели (догнать, перепрыгнуть), элементы соревнований, эстафеты. Длительность второй части составляет 20 минут.

Заключительная часть ставит своей задачей снижение эмоциональной и физической нагрузки, приведение организма ребенка в относительно спокойное состояние. В третьей части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу, игры малой подвижности, построение и ритуал окончания занятия. Длительность третьей части - 5 минут.

Таким образом, организация занятий по каратэ-до с дошкольниками помогает укрепить их здоровье, получить заряд энергии, приобрести уверенность и воспитать Силу Духа.

Литература:

1. Борисова, М. М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования/ М. М.Борисова. - М. :Обруч, 2014. - С.79-80.

2. Губжоков, З. Б. Технология использования элементов восточных единоборств в дополнительном образовании дошкольников / З. Б. Губжоков // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: материалы научно – практической конференции с международным участием 24 марта 2016 г . - М. :Издательство «Перо», 2016. - С.201-207.

3. Примерная основная образовательная программа дополнительного образования с рекомендациями. - М. :Сфера, 2010. - С.41-42.

Наши рекомендации