Golubeva Irina Alexandrovna

Senior Educator, Kindergarten №6; Tavda, Russia.

Keywords: inclusive education; children of disabilities; adaptive physical culture.

Abstract. Inclusive education is the joint education of children with disabilities and children who do not have such restrictions. One of the tools that improve the mental and physical state of children with disabilitiesis adaptive physical culture. The goal of adaptive physical culture is: the formation of the needs for exercise, health promotion, increased work capacity, intellectual, mental development.

Дошкольный период жизни - важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25 - 40% детей нуждается в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. По утверждению специалистов Научного центра здоровья детей РАМН, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон «Об образовании») необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.

Проблема ухудшения здоровья детей последние годы приобретает все большую актуальность. Поэтому дошкольные образовательные учреждения, соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. Цель, которой освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры. В ходе физкультурно-оздоровительного процесса изучаются особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению, вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны. Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта профессором С. П. Евсеевым посредством адаптивной физической культуры изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ. Основной целью, которого является развитие и коррекция психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры. Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье дошкольников.

Для осуществления эффективной работы необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия, т.е. обеспечение интегративного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Golubeva Irina Alexandrovna - student2.ru Golubeva Irina Alexandrovna - student2.ru

Рис. 1. Обеспечение интегративного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ

В результате разработанной модели адаптивной физической культуры для детей данной категории, предусматривается проведение организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию разной направленности (Схема 2).

Golubeva Irina Alexandrovna - student2.ru

Рис 2. Схема «Модель адаптивной физической культуры»

Основными компонентами адаптивной физической культуры являются:

ü адаптивное физическое воспитание - предназначено для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков (бег, равновесие, прыжки, метание, лазанье), для совершенствования и развития физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

ü адаптивная двигательная рекреация – для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения.

Формой организации во всех компонентах адаптивной физической культуры, является непосредственно образовательная деятельность, в структуру которой включены сочетание и чередование основных видов движений, коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, физических качеств с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры: кинезиологических упражнений (с предметами и без предметов) мышечной и психической релаксации психогимнастики, игровой мотивации с элементами данстерапии и ритмопластики, логоритмики, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, интегрированной деятельности. В целом, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором используются индивидуально-дифференцированный и системный подходы к применению специальных средств адаптивного физического воспитания, наглядный, наглядно-практические и словесные методы и приемы, разнообразные формы и способы дозирования физических нагрузок, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие психофизических качеств детей с ОВЗ.

В заключении хочется отметить, чтоорганизация физического воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволит повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно влияет на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории вырабатывается устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой: они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств адаптивной двигательной рекреации, позволит не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и сформировать его личностные качества, позитивно влияет на физическое развитие и его психофизическое здоровье.

Литература:

1. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. – 240 с.

2. Котышева, Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями / Е. Н. Котышева. – СПб.: Творческий центр – Сфера, 2010. – 192 c.

3. Коровина, И. А Особенности воздействия занятий адаптивной физической культурой на показатели координационных способностей дошкольников с задержкой психического развития // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. - Сборник научных трудов: Вып. 13. - Волгоград: ВГАФК, 2007. – С. 22-24.

4. Коровина, И. А. Особенности методики занятий адаптивной физической культурой с дошкольниками, имеющими задержку психического развития / И. А. Коровина //Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сборник научных трудов. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – С. 60-61.

Наши рекомендации