Romanova Ekaterina Timofeevna

Student, Department of Human Physiology and Psychophysiology, Kemerovo State University; Kemerovo, Russia.

Key words: mentally retarded children; physiotherapy exercises; functional asymmetry of a brain; spatial perception; small motility of a hand.

Abstract. Article is devoted to studying of influence of occupations of MPC on psychophysiological development of mentally retarded pupils. It is shown that application of kinesiological exercises taking into account individual diagnostics on occupations of MPC contribute to the development of small motility of a hand, spatial orientation and functional asymmetry of a brain.

Показано, что дети с умственной отсталостью имеют нарушения психофизиологического развития, проявляющегося в задержке функциональной латерализации коры больших полушарий, значительном нарушении психомоторного развития, что вызывает сложности в обучении и социализации в обществе [5]. Такие дети нуждаются в соответствующем медико-педагогическом сопровождении процесса обучения, направленном на коррекционно-развивающую помощь, одной из составляющих которого являются занятия ЛФК [3]. При правильном подборе кинезиологических упражнений для каждого ребенка на основе результатов физиологической и психофизиологической диагностики может осуществляться коррекция нарушений не только физического развития, но и психофизиологическое развитие [3; 4].

Целью данного исследования явилось изучение влияния занятий ЛФК с применением кинезиологических упражнений на показатели психофизиологического развития учащихся с умственной отсталостью.

В исследовании участвовали первоклассники (30 детей) школы психолого-педагогической поддержки № 101 г. Кемерово в возрасте от 7 до 9 лет. Занятия по ЛФК у обследованных учащихся проходили по авторской программе с применением кинезиологического подхода на основе психофизиологической диагностики [1]. В начале и в конце учебного года у всех учащихся проводилась оценка уровня развития мелкой моторики по методу Нижегородцевой Н. В. и Шадрикова В. Д., определялись коэффициенты моторной, сенсорной и общей асимметрии по комплексу тестов [2] и уровень пространственного восприятия по методике Забрамной С. Д. и Боровик О. В.

Результаты обследования учащихся в начале учебного года позволили установить у 86,4 % детей низкий уровень развития мелкой моторики руки и у 50 % - низкий уровень развития функции пространственного восприятия, что говорит о задержке психофизиологического развития обучающихся и о несформированности пространственных отношений. Установлена также задержка формирования функциональной асимметрии мозга и межполушарных взаимосвязей, на что указывает большое количество детей с неопределёнными признаками в общей (36,6%), сенсорной (54,0%) и моторной (45,5%) функциональной асимметрий мозга.

По результатам обследования специалист по ЛФК подобрал индивидуальные комплексы кинезиологических упражнений, направленных на коррекцию выявленных нарушений психофизиологического развития. На занятиях по ЛФК учитель, применяя индивидуально-дифференцированный подход, в специальной части урока обучал учащихся технике выполнения упражнений, способствующих коррекции и развитию отстающих в созревании функций. Детям было рекомендовано выполнение индивидуальных комплексов кинезиологических упражнений во внеурочное время под контролем воспитателей и дома под контролем родителей.

Повторное обследование первоклассников в конце учебного года показало эффективность применения кинезиологического сопровождения: повысился уровень развития мелкой моторики руки у 25% мальчиков и у33,3% девочек с низкого уровня до среднего и значительно улучшились показатели пространственного восприятия (табл. 1). Количество детей с низким уровнем умений различать правую и левую стороны уменьшилось в два раза; верх и низ на 13%. Соответственно, увеличилось число первоклассников с высоким умением различать верх и низ почти на 40% и правую и левую стороны на 21%.

Таблица 1.

Изменение количества детей с умением различать верх-низ, право-лево к концу учебного года (в%)

Показатели   Этап учебного года Пространственное восприятие
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Верх-низ Начало 20,6 48,2
Конец 58,8 5,8 35,2
Право-лево Начало 37,9
Конец 52,9 29,4 17,6

Изменение в функциональной асимметрии мозга у обучающихся к концу учебного года проявилось в увеличении асимметрии мозга: увеличилось преобладание правых признаков в моторной и сенсорной (достоверно) асимметриях, уменьшились значения коэффициентов с преобладанием неопределенных признаков в общей и парциальных асимметриях мозга, особенно в сенсорной ФАМ, что свидетельствует о развитии асимметрии мозга (табл. 2).

Таблица 2.

Изменение коэффициентов функциональной асимметрии мозга у учащихся с умственной отсталостью к концу учебного года

  Показатели   Этап учебного года Признаки асимметрии
Левые Неопределенные Правые
Моторная асимметрия Начало 18,1±11,0 45,5±6,1 36,64±3,7
Конец 18,2±5,0 36,28±2,05 45,37±3,8
Сенсорная асимметрия Начало 27,2±17,8 54,03±10,6 18,74±4,8*
Конец 18,1±11,1 18,46±6,8 63,48±6,4*
Общая асимметрия Начало 27,2±16,8 36,38±4,2 36,48±3,2
Конец 17,61±16,6 18,9±7,1 63,47±4,2

*-достоверность различий между 1 и 2 обследованием при P<0,05

Таким образом, занятия ЛФК с применением кинезиологических упражнений совместно с учебной деятельностью способствует улучшению развития у первоклассников с умственной отсталостью функциональной асимметрии мозга, межполушарных взаимосвязей, пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

Литература:

1. Блинова, Н. Г. Лечебная физическая культура, как средство оздоровления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Н. Г.Блинова, Л. Л. Журавлева, Н. И. Першина, Р. М. Акбиров // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век преемственность в деятельность образовательных организаций региона в условиях модернизации. Мат. Межд. научно-практ. конф. - Кемерово, 2015. - Ч.2. - С. 198 - 200.

2. Гольдшмидт, Е. С. Функциональная асимметрия мозга у детей / Е. С. Гольдшмидт // Особенности развития в различных социально-педагогических условиях. LambertAcademicPublishing, Saarbrucken. - 2011. - С. 196.

3. Коновалова, Н. Г. Нейрофизиологическое обоснование физических тренировок детей младшего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы / Н. Г. Коновалова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. - №6. - С. 208 - 217.

4. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк // ТЦ Сфера. - 2003. - С. 288.

5. Фишман, М. Н. Функциональная специализация полушарий у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью / М. Н. Фишман // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. - С. 630 - 635.

Наши рекомендации