Специфические особенности труда и структуры занятости в отрасли «физическая культура и спорт»
Труд в сфере физической культуры и спорта есть совместная планомерная деятельность связанных между собой работников, совершаемая с помощью специальных средств труда и направленная на оказание по преимуществу разнообразных социально-культурных услуг.
По мнению зарубежных специалистов, в рамках физической культуры и спорта производство услуг в настоящее время составляет 60%, а товаров - 40%, причем прослеживается явная тенденция к увеличению в общем объеме производимого отраслевого продукта доли услуг.
Труд в отрасли «физическая культура и спорт» в той или иной степени охватывает все организационные формы - обязательные занятия в образовательных учреждениях различного типа, организованные на добровольных началах, и самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта, любительский и профессиональный спорт и т.д.
Труд работников отрасли имеет специфические особенности.
Во-первых, он носит по преимуществу педагогический характер, так как направлен на обучение и воспитание занимающихся физическими упражнениями и видами спорта.
Во-вторых, он крайне трудно поддается регламентированию и нормированию, требует высокого уровня творчества, связанного с необходимостью принятия самостоятельных решений, направленных на улучшение учебно-тренировочного процесса, организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий, и т.п.
В-третьих, производство социально-культурных услуг в отрасли совпадает по времени с их потреблением, поэтому результаты труда физкультурных работников, в отличие от трудовой деятельности во многих других отраслях, неотделимы от их действий.
В-четвертых, результаты труда работников физической культуры и спорта приобретают различную форму. Так, результат труда преподавателей, тренеров, инструкторов-методистов и ряда работников других категорий не приобретает материально-вещественной формы, а проявляется в виде социально-культурных услуг. В отличие от этого труд работников, занятых изготовлением и ремонтом спортивного инвентаря и т.п., приобретает материально-вещественную форму, воплощаясь либо в спортивном товаре, либо в материальной услуге.
Работники физической культуры и спорта по роду своей деятельности могут быть объединены в три группы.
Первая группа работников отрасли принимает непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов. К этой группе относятся педагоги по физической культуре, тренеры, инструкторы-методисты и др.
Данная группа работников предоставляет так называемые «чистые» услуги, рост производства которых требует увеличения численности подготавливаемых для отрасли специалистов. Расширение рынка труда при производстве таких услуг связано с рядом обстоятельств: наметившимся в последние годы ростом численности занимающихся физическими упражнениями и видами спорта, началом культивирования в России ранее нетрадиционных для нее видов спорта, созданием все новых физкультурно-спортивных организаций в различных организационно-правовых формах и т. д.
Вторая группа работников отрасли принимает участие в создании условий для подготовки физкультурников и спортсменов. В эту группу входят инженерно-технические работники, специалисты, рабочие, служащие и младший обслуживающий персонал клубов, спортивных школ, физкультурно-спортивных сооружений, учебно-тренировочных баз и т.д.
Данная группа работников оказывает так называемые материальные услуги, к которым относятся виды деятельности, связанные с подготовкой или изготовлением спортивных товаров, эксплуатацией физкультурно-спортивных сооружений, а также с медицинским, транспортным и т.п. обслуживанием.
Усложнение материально-технической базы физической культуры и спорта ведет к увеличению объема работ по предоставлению материальных услуг и, следовательно, к росту численности работников различной квалификации, занятых в этом процессе. При этом, в отличие от отраслей материального производства, в сфере физической культуры и спорта повышение уровня технической вооруженности приводит не к сокращению числа рабочих мест, а, наоборот, к их увеличению за счет роста численности работников, занятых обслуживанием и ремонтом современного спортивного оборудования и т.д.
Третья группа работников (достаточно новая и весьма специфичная для отрасли) - это спортсмены-профессионалы. Они оказывают по преимуществу зрелищные услуги, пассивно потребляемые населением.
Рынок труда в отрасли «физическая культура и спорт» имеет и иные специфические особенности. Охарактеризуем их с использованием данных государственной статистической отчетности.
На 01.01.2000 г. в отрасли «физическая культура и спорт» было занято 241 775 человек (табл. 4).
Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что численность работников отрасли постоянно возрастает: прирост числа работников в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составил 5,4%. Наибольший прирост кадров наблюдался по таким группам, как «физкультурные работники спортивных сооружений» (35,5%) и «физкультурные работники по месту жительства» (22,2%). Значительно увеличился состав работников органов управления физической культурой и спортом всех уровней (19,9%), особенно их руководителей (37,9%). Вместе с тем по некоторым категориям работников наблюдается заметное снижение их численности: число тренеров-преподавателей на предприятиях, в учреждениях, организациях и клубах снизилось на 17,2%, а число работников аппарата советов ФСО - на 3,0%.
Подавляющее большинство работников физической культуры и спорта оказывают физкультурно-спортивные и образовательные услуги, так как трудятся в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования (74,0%). В общей численности занятых в отрасли наибольшая доля приходится на учителей общеобразовательных школ (36,2 %), а также на тренеров спортивных школ и училищ олимпийского резерва (19,5%).
Из общего числа работников физической культуры и спорта 57,7% имеют высшее физкультурное образование, а 24,4% - среднее физкультурное образование. Несмотря на активную деятельность по подготовке кадров для отрасли с профессиональным образованием, доля работников без физкультурного образования весьма существенна и в последние годы продолжает увеличиваться: если в 1998 г. эта категория в общей численности работников составляла 16,3%, то в 1999 г. - уже 17,9%. Особенно неблагополучно дело обстоит среди физкультурных работников спортивных сооружений (50,8% не имеют физкультурного образования), физкультурных работников по месту жительства (32,4%), инструкторов-методистов предприятий, учреждений, организаций и клубов (26,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских клубов физической подготовки (23,8%), работников физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений (23,1 %), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ (18,2%). Более благополучная ситуация наблюдается среди преподавателей высших учебных заведений (1,2% не имеют физкультурного образования), преподавателей средних специальных учебных заведений (3,3%) и учителей общеобразовательных школ (8,3%).
Следует обратить внимание и еще на одну специфическую особенность: в отличие от многих зарубежных стран, в настоящее время для российского отраслевого рынка труда нехарактерно привлечение населения к деятельности в физкультурно-спортивных организациях на общественных началах.
По данным французских исследователей (Andreff W., Bourg J. - F., Halba В., Nys J. - F., 1995), в 90-х годах XX в. в различных физкультурно-спортивных организациях на общественных началах работало: в Бельгии - около 200 тыс. человек (оценка ежегодной стоимости труда составляет 6 млрд. бельгийских франков); в Великобритании - 79 тыс., человек (830 млн. фунтов стерлингов); в Испании - около 200 тыс. человек (53760 млн. песет) и т.д.
Таблица 4