Принятие решений в организации.

Решения в узком смысле слова – это выбор альтернативы определенного ва­рианта действий для достижения цели.

Решения в широком смысле слова включают создание представления задачи, формулировку альтернатив, их оценку, выбор и реализацию выбранной альтер­нативы.

В зависимости от полноты включения этих элементов возможны промежу­точные варианты определения понятия «решения» (рис. 1).

Решения, которые принимают люди, многообразны. Они различаются по ряду характеристик.

Каждый человек принимает различные по значимости решения. Одни из них менее важные – например, выбор вида транспорта при поездке по городу. Другие значительно важнее – например, выбор будущей профессии. Однако в обоих случаях последствия принимаемого решения касаются только непосред­ственно лица, принявшего данное решение (ЛПР). Ясно, что и в данном случае принятие эффективных решений представляет весьма актуальную задачу. Еще более значимо повышение эффективности принятия решений, последствия ко­торых касаются большого числа людей, крупных организаций. Такие организа­ционные решения принимают менеджеры. Процесс принятия организационных решений менеджерами в современных организациях является предметом ис­следования дисциплины «Управленческие решения».

Организации, в которых принимаются управленческие решения, являются институциональными системами. Они обладают рядом характеристик . Рассмотрим эти характеристики.

Сложность присуща самим системам и составляющим их подсистемам, взаимосвязям между подсистемами, потоками информации и ресурсов внутри исследуемой системы, а также между системой и внешней средой.

Сложность организаций как объектов управления выражается в ряде мо­ментов .

Любая организация состоит из двух подсистем – управляющей и управляе­мой. В свою очередь управляющая подсистема включает ряд функциональных подсистем .

Сложные взаимосвязи существуют между подсистемами и их элементами, а также между элементами различных подсистем. использование в современных организациях больших объемов ресурсов повышает цену принятия решений и их последствий.

Глобализация экономической деятельности приводит к многократному воз­растанию потоков информации и ресурсов. активное взаимодействие организа­ций с внешней средой выражается, прежде всего, в наличии во внешней среде возможностей и опасностей, которые часто оказывают решающее воздействие на развитие организации. Крупные и крупнейшие организации не только испы­тывают воздействие внешней среды, но и оказывают на нее значительное об­ратное влияние. Такое влияние, различное по характеру, включает:

· экономическое,

· политическое,

· социальное,

· экологическое.

Сложность организации, ее взаимосвязей с внешней средой оказывают влияние на характеристики этой среды. Окружающая среда организаций ха­рактеризуется высоким динамизмом и неопределенностью, возрастающим влиянием интеграционных процессов на деятельность отдельных организаций. Соответственно высокий динамизм должен быть обеспечен в развитии и внутри самих организаций. Темп изменений внутри организации для развития в конку­рентной среде должен быть не ниже среднего по внешней среде.

В современных организациях заняты большие коллективы людей. Это опре­деляет сложность принятия решений, их значимость для развития и сохранения целостности организаций. Ясно, что в этих условиях для принятия эффектив­ных решений только на основе интуиции опыта недостаточно. Необходимо проанализировать много переменных, относящихся к затратам различных ре­сурсов, видам используемых технологий, охране окружающей среды, уровням риска. Возрастает влияние осуществления крупных решений на установки лю­дей и обратное влияние установок ЛПР на экономические процессы.

Анализ и обобщение этой информации превосходит интеллектуальные воз­можности и компетентность отдельного человека. Наиболее важные решения все чаще принимаются группой лиц, которые используют рекомендации экспер­тов, советников. Однако вовлечение большого числа людей в процесс принятия решения порождает проблему координации усилий участников решения. Возни­кает противоречие . С одной стороны, для разработки и принятия сложного решения – сбора и анализа информации, подготовки вариантов реше­ния, выбора альтернативы и реализации принятого решения – необходимо при­влечение большого числа людей; с другой стороны, появляется новая проблема – координации деятельности участников принятия решения. Это относится к деятельности по сбору информации, выявлению и анализу проблем организа­ции и т.д.

Возрастает значимость даже собственно этапа выбора варианта действий из ряда возможных, например при развитии профессионального образования в регионе, когда перечень возможных альтернатив вполне определен. Постоянно расширяется спектр возможностей, возрастает динамизм управленческих про­цессов. Все труднее принять решение, например, об открытии новой специаль­ности в университете с учетом того, кто будет востребован, предположим, через пять лет. Возрастает и цена ошибки, особенно при принятии важнейших решений. Разрешение указанного противоречия – в формировании и развитии теории принятия решений, и прежде всего – теории принятия управленческих решений, организации ее эффективного изучения.


Наши рекомендации