Речь-рассуждение по афоризму

Темы рассуждений перечислены в задании 8 практического занятия 4 (см. «Методические указания к практическим занятиям») или выдаются преподавателем.

Для подготовки к выступлению необходимо изучить теоретический материал по теме «Риторика» и ознакомиться с алгоритмом и примером речи-рассуждения, данными в заданиях 6 и 7 практического занятия 4 (см. «Методические указания к практическим занятиям»).

Объем текста выступления – 2-3 страницы.

Время доклада – 5-7 минут.

Выступление происходит на практических занятиях по данной дисциплине. Текст без выступления не оценивается. Практическое занятие, предшествующее зачету, является последним для выступлений.

Критерии оценки речи-рассуждения

- содержание выступления:

выступление выстроено логично и последовательно, в соответствии со структурой классической хрии: 1) приступ, 2) экспозиция, 3) причина, достаточная для доказательства тезиса (причин может указываться несколько), 4) противное, 5) подобие, 6) пример, 7) ссылка на авторитет, 8) заключение – 4 балла;

текст яркий и образный – 1 балл;

- эффективность выступления:

выступающий не зачитывает информацию – 1 балл;

выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией, привлекает и удерживает ее внимание, следит за «обратной связью» – 1 балл;

выступающий проявляет эмоциональность, личную заинтересованность в поставленной проблеме – 1 балл;

речь выступающего качественна с точки зрения норм русского литературного языка (оценивается нормативный аспект речи) – 1 балл;

выступающий отвечает на вопросы аудитории и преподавателя – 1 балл.

Выступление 2

Презентация по теме

Темы выступлений перечислены в задании 4 практического занятия 9 (см. «Методические указания к практическим занятиям») или выдаются преподавателем.

Объем презентации – 10-15 слайдов.

Время доклада – 5-7 минут.

Презентация предоставляется как демонстрация Power Point (расширение .pps или .ppsx).

Выступление происходит на практических занятиях по данной дисциплине. Практическое занятие, предшествующее зачету, является последним для выступлений.

Баллы за выполненные и сданные после последнего дня приема доклады не начисляются.

Критерии оценки выступления с использованием презентации MS Power Point (соблюдение каждого критерия оценивается в 1 балл):

- содержание выступления:

выступление соответствует заявленной теме;

выступление выстроено логично и последовательно;

- эффективность выступления:

в выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах;

выступающий не зачитывает информацию;

выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией, привлекает и удерживает ее внимание, следит за «обратной связью»;

выступающий отвечает на вопросы аудитории и преподавателя;

выступающий свободно управляет презентацией ms power point в процессе выступления и ответов на вопросы;

- иллюстративные материалы к выступлению:

титульный слайд содержит информацию об авторе и теме выступления;

графика, звуковые эффекты и эффекты анимации адекватно иллюстрируют устное выступление, отражают его основные положения;

тексты презентации тщательно отредактированы (отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, а также опечатки).

Список рекомендуемой литературы для подготовки к выступлению *

1. Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие для вузов/ Д.Н. Александров. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 624 с.

2. Александров Д.Н. Риторика или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов/ Д.Н. Александров. – 2-е изд., перераб. и доп. – M.: ЮНИТИ, 2003.–351 с.

3. Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект: учеб. пособие для вузов/ В.И.Аннушкин. – М.: Высш.шк., 2003. – 397 с.

4. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие/ В.И. Аннушкин. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 224 с.

5. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

6. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие/ О.А. Баева. – 5- е изд., стер. – М.: Новое знание, 2005. – 368 с.

7. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи.-М.:УРАО,2000. – 160с.

8. Бредемайер К. (Bredemeier K.) Искусство словесной атаки=Schlagfertigkeit: практ. руководство: пер. с нем./ К. Бредемайер; – 4-е изд., перераб. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 178 с.

9. Былкова С.В. Русский язык и культура речи: пособие для вузов/ С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая. – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 304 с.

10. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах/ Д.Х. Вагапова. – Ростов-н/Д: Феникс; М.: Цитадель-трейд, 2007. – 460 с.

11. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

12. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 18-е изд.– Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 544 с.

13. Введенская Л.А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 3-е изд. – М.: Ростов-н/Д: МарТ, 2004. – 512 с.

14. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2007. – 432 с.

15. Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ В.Е. Гольдин, О.Б. Сиротинина, М.А. Ягубова; Под ред. О.Б. Сиротининой; Саратов.ГУ им. Н.Г. Чернышевского. – 3-е изд., стер. М.: УРСС, 2003. – 216 с.

16. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов/ А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. – 3-е изд. доп. и перераб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

17. Зубра А.С. Ораторское искусство/ А.С. Зубра. – М.: Дикта, 2007. – 288 с.

18. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учеб. пособие/ Н.Н. Ивакина. – М.: Юристъ, 2004. – 384 с.

19. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2007. – 440 с.

20. Каверин Б. И. Ораторское искусство: Учеб. пособие для вузов/ Б.И. Каверин, И.В. Демидов. – М.: Юнити, 2004. – 255 с.

21. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для вузов/ О.М. Казарцева. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2003. – 496 с.

22. Клюев Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов/ Е. В.Клюев. – М.: Приор-издат, 2005. – 270 с.

23. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И.Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова. – М.: НОРМА, 2002. – 560 с.

24. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум для самообразования/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – 6, 7, 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. –315 с.

25. Культура русской речи: Учебник для вузов/ С.И. Виноградов, Л.К. Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова. – М.: НОРМА, 2005. – 560 с.

26. Лисоченко О.В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и в речи: учеб. пособие/ О.В. Лисоченко; отв. ред. Л.В. Поповская (Лисоченко). – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 318 с.

27. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для вузов/ М.Р. Львов. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

28. Мурашов А.А. Культура речи: учебно-методическое пособие/ А.А. Мурашов; Рос. акад. образования; Моск. социально-психологический ин-т. – 2-е изд., стер. – М. МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – 576 с.

29. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики/ Ю.В. Рождественский; под ред. В.И. Аннушкина. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 176 с.

30. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу: учеб. пособие для вузов/ В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2005. – 304 с.

31. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш.шк., 2004. – 509 с.

32. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ В.И.Максимов [и др.]; под ред.В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высш. образование, 2006. – 356 с.

33. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2004. – 413 с.

34. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ О.Я.Гойхман [и др.]; Под ред. О.Я. Гойхмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. –240 с.

35. Семиотика, лингвистика, поэтика: к столетию со дня рождения А.А. Реформатского/ отв. ред. В.А. Виноградов. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 768 с.

38. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов/ Л.И. Скворцов. – М.: Академия, 2003.–224 с.

39. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для вузов/ Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 256 с.

40. Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи: около 85000 слов; более 400 коммент., объясняющих произношение, написание, сочетаемость / Н.В. Соловьев; Ин-т лингвистических исследований РАН. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2004. – 848 с.

41. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для вузов/ И.А. Стернин. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

42. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет: Науч.-популярное изд./ Н.И. Формановская. – М.: Икар, 2004. – 236 с.

43. Хазагеров Г.Г. Риторика: Учебник/ Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

44. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. :Юнити-Дана, 2003. – 383 с.

45. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник/ отв. ред. М.И. Панов; сост.: М.И. Панов, Л.Е. Тумина. – М.: Агентство "КРПА Олимп", 2005. – 960 c.

5. Методические рекомендации по подготовке к зачету

Трудоемкость при подготовке к зачету составляет 10 часов. Зачет по дисциплине проводится в письменной форме (тест). Максимальное количество баллов – 20.

Задания для самоконтроля по практическому курсу «Деловая риторика»

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя соответствующие орфограммы.

1. Возр..ждение, д..лина, зал..пить, насл..ждаться, обн..жать, обн..вленный, озн..меновать, обст..ятельство, опред..ление, ост..новиться, погл..щать, пренебр..жительный, препод..ватель, распростр..нять, раст..лковать, растр..пать, сокр..щение, увл..чение.

2. 1. У п..чи остались только выг..рки. 2. А потом ее (как)будто оз..рило. 3. Пров..дите к..сательную линию к окружности. 4. Пр..к..сновение к ог..ленной электроп..водке опас(т)но для жизни. 5. Государю – низкий покл..н. 6. За нарушение правил д..рожного движения нал..гается штраф. 7. В тетрадь вложена пром..кашка. 8. Попл..вок неподвижно лежал на поверхности. 9.Всадник пор..внялся с повозкой. 10. Я ск..чу на лош..д.. . 11. Домашняя утв..рь была разбросана. 12. Я переб..рал старин(н)ые рукописи. 13. Ослепительно бл..снула молния. 14. Соч..тание этих запахов неприятно.

3. Ш..в, трущ..ба, чащ..ба, зач..т, реш..тка, б..ч..вка, обж..ра, трещ..тка, веч..рка, деш..вый, прич..ска, ч..лка, ж..нглер, сильный ож..г, Ш..тландия, ж..рнов, ш..пот, кош..лка, ч..боты, ц..коль, ч..порность.

4. Пр..следовать пр..ступника, пр..одолеть пр..пятствие, камень пр..ткновения, пр..небречь советом, пр..сяга, пр..тязание, пр..обладающая отр..сль, пр..вередливый человек, пр..видение, пр..исполненный отваги, пр..вратности судьбы, пр..скорбное известие, пр..кословить; пр..зирать друга за предательство, пр..зирать нищих; пр..дать вкус, пр..дать командира; пр..бывать на в..кзал, пр..бывать в отпуске; пр..ступить закон, пр..ступить к работе; пр..емник пр..зидента, пр..емник радиоволн; пр..клоняться перед павшими, пр..клонить голову; пр..творить дверь, пр..творить в жизнь, пр..твориться больным

5. Стол для зва..ых гостей был покрыт вяза..ой скатертью. Зва..ых на вечер гостей было немного, явились только близкие друзья. Трудно было ехать по немоще..ой дороге. Город благоустроился асфальтирова..ыми и моще..ыми брусчаткой дорогами. На стене висела писа..ая акварелью картина. На тка..ой шелком салфетке стоял гране..ый графин с водой. Сгуще..ое молоко, топле..ое молоко.

Стреноже..ый конь, студе..ый ключ, суже..ый жених, суже..ый канал, таможе..ый, театрализова..ый, труже..ик, копче..ый, купле..ый, мороже..ый во льду, посаже..ый дуб, посаже..ый отец, мужестве..ый, сви..ой, ветр..ый день, смышле..ый ребенок.

6. (Не) движимость; (не)крупный, а мелкий; (не)зачем спрашивать; (не)за чем укрыться от ветра; (не)злобный, но придирчивый; (н..) с чем (н..) сравнимый город; (не)ужели; (не)уклюже; (н..)то (н..)се.

Парень мне (н..)раз говорил о тебе. Метелица даже (н..)разу (н..)посмотрел на спрашивающих. Сколько (н..)грозили ему револьвером, он (н..)произнес (н..)единого слова, даже (н..)разу (н..)посмотрел на спрашивающих.

Задание 2. Расставьте необходимые знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

1. 1. Пр..влечен(н)ые светом бабочки пр..л..тели и кружились около фонарей. 2. Туча нави(с)шая над высокими в..ршинами т..п..лей уже сыпала дождиком. 3. Эти построен(н)ые недавно дома уже зас..лены. 4. Ему нужно было поймать какую(то) реющую возле в..ска мысль. 5. Я увидел нечто похожее на гриб. 6. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. 7. Отрезан(н)ые от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду. 8. Они бросились за ним очарован(н)ые.

2. 1. Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву вступать не мог. 2. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 3. Была у Ермолова легавая собака по прозванию Валетка. 4. В клетке помещался великан слон. 5. Моя крошка сестренка находится в детском саду. 6. Она жалкое неви..ое существо остается на съедение выжившему из ума старику.

3. 1. Муромский собл..знясь хорошею погодою в..лел ос..длать куцую свою кобылу. 2. В небе неподвижно стояли ястребы распл..став крылья и устремив глаза свои в траву. 3. Видно было что он примчался сюда не переводя дух. 4. Он не соглашался с нами а настояв на своем убедился в соверше..ой ошибке. 5. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее.

4. 1. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. 2. Уже совсем рас(с)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. 3. Сон одолел меня и я заснул в каком(то) бл..же(н)ном уп..ении. 4. Дожди прошли и ветры пр..гудели др..жал в ..знобе старый океан б..реговые раковины пели и чайки легкие н..слись в туман. 5. Лиса ст..новилась в дыбки изв..ваясь прыгала (в)верх и пр..падая на передние лапы рыла ими окутываясь сияющей серебрян(н)ой пылью а хвост ее мягко и плавно ск..льзнув ложился на снег красным языком пламени. 6. Скоро ли ты пр..несешь мне т..традь и когда мы пойдем в б..бл..отеку?

5. 1. М..дведь так полюбил Никиту что когда он ух..дил куда(либо) зверь тревожно нюхал воздух. 2. Подб..рали грибы и говорили и когда она спрашивала о чем(нибудь) то зах..дила вперед чтобы видеть мое лицо. 3. Я взд..хнул еще глубже и поскорее посп..шил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку. 4. По мере того как я рас(с)казывал он пр..х..дил в себя. 5. Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они соб..рались в г..стин(н)ой.

6. 1. Между тем чай был выпит давно запряжен(н)ые кони продрогли на снегу. 2. Обычай мой таков подписано и с плеч(..) долой. 3. Назвался груздем пол..зай в к..рзину. 4. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засм..ялось. 5. Вдруг я чу(в)ствую кто(то) берет меня за плеч.. и т..лкает. 6. (В)течени.. шести посл..дующих лет он (не)имел (ни,е)какой личной жизни вехами в его одн..образных буднях служили лишь прочитан(н)ые книги. 7. Молвит слово с.л..вей поет.

7. 1. Я разумеется обош..лся весьма бережно со стариком. 2. Глазами кажется хотел бы всех он съесть. 3. С..дитесь п..жалуйста. 4. Ты сказывают петь великий мастерище. 5. Срочное выполение работы вполне возможно. – Работа возможно будет выполнена в срок. 6. Однако пора прощаться. – Нам однако пора прощаться. 7. Наконец он приехал. – Можно наконец использовать эту площадку для игр. 8. Значит мы с вами обо всем дог..ворились. – Вык..рч..вка - значит удаление из земли пни вместе с корнями.9. Может быть мы больше не ув..димся. – Даже не вериться что в природе может быть так тихо.

Задание 3. Объясните, чем отличаются слова с разными ударениями.

Компас – компас, атлас – атлас, угольный – угольный,искра – искра, броня – броня, кета – кета, клубы – клубы, алкоголь – алкоголь, шприцы – шприцы, языковой – языковый, кирка – кирка.

Задание 4. Расставьте ударения в соответствии с нормами русского литературного языка.

Августовский, дефис, каучук, обеспечение, намерение, средства, усугубить, облегчить, исчерпать, углубить, углубленный, красивее, красивейший, плесневеть, откупорить, включить, включишь, все включено, по средам (день недели), договор, каталог, созыв, позвонишь, без двадцати, баловать, балованный, важна, важно, понял, поняла, поняло, начала, начал, клал, клала, клали, украл, украла, послал, послала, послали, духовник, ритор, ходатайствовать, мастерской, мастерски, генезис, феномен, аналог, донельзя, вы правы, свекла, хвоя, нефтепровод, опт, оптом, оптовый, украинский, торты, тортов, маркетинг, вероисповедание, сливовый, квартал, заговор, жалюзи, сосредоточение.

Задание 5. Следующие слова разделите на 2 группы (твердое произношение согласного и мягкое произношение согласного перед Е) согласно нормам русского литературного языка.

Бутерброд, шинель, свитер, пресса, темп, термин, тезис, компьютер, юриспруденция, Одесса, сервис, патент, бизнес, лазер, тест, академия, крем, музей, антенна, анестезия, шедевр, текст, гипотеза, рельс, рейс, декан, деканат, кредо, бандероль, бассейн, террор, форель.

Задание 6. Разделите слова на 2 группы: слова, в которых под ударением произносится [о], и слова, в которых под ударением произносится [е].

Истекший, опека, новорожденный, афера, платежеспособный, недоуменный, иноплеменный, безнадежный, прирученный, бытие, житие, никчемный, преемник, блеклый, белесый, маневры, осетр, клест, одноименный, оседлый, гренадер, желчь.

Задание 7. Разделите слова на 2 группы (произношение [чн] и [шн]).

Закадычный, поточный, съемочный, булочная, копеечный, молочный, порядочный, Савична, горчичный, конечно, прачечная, пустячный, скворечник, яичница, нарочно.

Задание 8. Исправьте предложения, устранив ошибки. Какие нормы русского литературного языка нарушены?

1. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 2. Началась избирательная фиеста. 3. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 4. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 5. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин. 6. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 7. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 8. Впереди лидирует команда наших спортсменов. 9. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 10. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 11. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 12. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор. 13. Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси. 14. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ. 15. Наташа одела спецовку электросварщика. 16. Море приняло грязно-желтую окраску, волны пенились и неистово били о берег, вздымая водную пыль. 17. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории.

Задание 9. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных. Какие нормы нарушены?

Красивая бра, новая тюль, серьезное жюри, зеленое такси, белая рояль, лечебная шампунь, болезненный мозоль, серая кимоно, вкусное какао, широкое авеню.

Задание 10. Отметьте ошибки в употреблении наименований профессий и должностей, исправьте их. Какие нормы нарушены?

1. На рабочем месте оказались только три библиотекарши. 2. Лекторша очень интересно рассказала об этике семейных отношений. 3. Лучшим работникам общепита нашего объединения признана новая повариха. 4. Много интересного может рассказать о заводе опытная бригадирша. 5. Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте.

Задание 11. Отметьте словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь окончание -у(ю).

Выпить ча_; стакан ча­_; производство ча_; стакан индийского ча_; выпить чайк_; история народ_; много народ_; ложка сахар_; производство сахар_; подсыпь сахарк_.

Задание 12. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдаются вариативные окончания -а,(-я) и -и (-ы).

Адрес, боцман, инженер, год, корпус, соболь, сторож, центнер, цех, шторм.

Задание 13. Выберите правильный вариант окончания имен существительных.

1. Никакие лагер(я,и) смерти не сломили дух борцов Сопротивления. 2. На пасеку привезли новые уль(я,и). 3. В спортивные лагер(я,и) поедут многие ученики нашей школы. 4. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шофер(а,ы). 5. Приближаются выбор(ы,а) в парламент. 6. По Волге курсируют небольшие катер(а,ы). 7. Ассоциация «Латвия авто» заключила договор(ы,а) с Россией. 8. Более всего современному производству требуются инженер(а,ы). 9. На заводской проходной вахтер проверял пропуск(а,и). 10. Пропуск(а,и) уроков строго фиксируются в журнале.

Задание 14. Напишите имя существительное в форме, соответствующей морфологическим нормам русского литературного языка.

1. На Черном море много песчаных (побережья). 2. Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. 3. Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 4. Я встала, сняв ребенка с (колени). 5. В саду много (яблони, вишни, смородина). 6. Сколько же (платья) тебе нужно? 7. Я купил весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 8. Над болотом кружила пара (цапли). 9. Сколько (доли) наследства ты получил? 10. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины). 11. Мать велела купить несколько (простыни). 12. Я не нашел в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), зато купил 5 (килограммы) (помидоры). 13. В углу стояло несколько (кочерги). 14. Рим пал от нашествия (варвары). 15. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли).

Задание 15. Отметьте и исправьте ошибки в предложениях. Какие нормы нарушены?

1. Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. 2. За два последние месяца работа нашего участки заметно оживилась. 3. Зачем Вы растите сына такой недотрогой? 4. Дикий гусь и утка прилетели на зимовье. 5. Четыре рыболовецкие судна вышли в море. 6. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. 7. Положение дел в учебе оставляют желать лучшего. 8. Открытие и публикация «Слово о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире. 9. В этом месяце реализованы 54 путевки в санаторий-профилакторий. 10. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

Задание 16. Отметьте и исправьте ошибки управления.

1. Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи. 2. Поэт воспевает о преданности Родине. 3. Согласно приказа вам выделяется этот участок работы. 4. Мать проявляет нежную заботу к сыну. 5. Эти факты говорят за то, что молодые люди не читают классику. 6. Я беспокоюсь за тебя. 7. Сбор пословиц и поговорок вызывает у учащихся интерес о прошлом Тульского края. 8. Оказалось, что претензии ни на чем не обоснованы. 9. Неуверенность в свои силы мешала ему собраться на государственном экзамене. 10. Выступающий с докладом подтверждал свои идеи на примерах. 11. Этому учеников воспитывали в школе. 12. В романе описывается о жизни рабочего городка.

Задание 17. Поставьте существительное в нужный падеж, добавив, если необходимо, предлог.

Удивляться (способности), отчитаться (работа), примириться (недостатки), поздравить (удача), убедиться (правота), восхищаться (живопись), поражаться (красота).

Задание 18. Выполните тест.

1. Назовите недостающие компоненты модели речевой коммуникации:

а) адресант (отправитель);

б) сообщение (тема, цель, содержание, форма);

в) ______________________________________.

2. Определите основные единицы общения:

а) высказывание;

б) текст;

в) словосочетание.

3. Назовите виды коммуникации:

а) _______________________;

б) _______________________.

4. Дополните виды речевой деятельности:

а) говорение;

б) слушание;

в)_______________________;

г)_______________________.

5. Назовите основные качества речи:

а) ______________________;

б) ______________________;

в) ______________________;

г) ______________________.

6. В каких словах на месте пропуска пишется буква «е»:

а) пр…образовать б) пр…ступник в) непр…емлемый г) пр…ключение.

7. Вставьте пропущенные буквы:

а) о неподобающ…м поведени… б) пр…зидиум в) умный стаж…р г) квалифицирова…ый специалист.

8. Пунктуационная ошибка допущена:

а) Мне кажется, город как живое существо.

б) Мое предложение, не облегчить ли как-нибудь маршрут было воспринято с энтузиазмом.

в) Около огней дрожало и как будто замирало круглое красноватое отражение.

Наши рекомендации