Работа по изучению отдельных тем

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Институт международного образования

Центр довузовской подготовки иностранных граждан

Кафедра русского языка

Методические указания

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА

Направление подготовки: 010200, 010400, 010800, 020100,

020400, 080100, 120700, 161100, 090303, 151701, 160400, 160700, 170100, 170400,

034700, 072500, 090900, 140400, 150100, 150400, 150700, 151000, 151900, 161700, 190600,

190700, 200100, 200400, 201000, 220400, 220700, 221000, 221400, 221700, 230100, 230400,

230700, 231000, 261700, 270100, 270800, 280700, 130400, 190109, 210601

Форма обучения: заочная

Тула 2011 г.

Методические указания к самостоятельной работе студентов составлены к.филол.н., доц. Щенниковой Е.П., к.пед.н. Юрмановой С.А. и обсуждены на заседании кафедры русского языкаЦентра довузовской подготовки иностранных граждан Института международного образования,

протокол № __ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой ____________________________________ Л.А. Константинова

Методические указания к самостоятельной работе студентов пересмотрены и утверждены на заседании кафедры русского языкаЦентра довузовской подготовки иностранных граждан Института международного образования,

протокол № __ от «__» _________ 201__ г.

Зав. кафедрой ____________________________________ Л.А. Константинова

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели и задачи самостоятельной работы………………………………….. 2 Условные обозначения………………………………………………………. 3 Работа по изучению отдельных тем……………………………………….. 3.1 Повторение орфографических и пунктуационных норм………… 3.2 Орфоэпические нормы, лексические нормы………………………. 3.3 Грамматические нормы……………………………………………… 3.4 Составление деловых бумаг………………………………………… 4 Методические рекомендации по подготовке к выступлению с докладом.. 4.1 Речь-рассуждение по афоризму……………………………………… 4.2 Презентация по теме…………………………………………………. 5 Методические рекомендации по подготовке к зачету.................................. 6 Список рекомендуемой литературы.......................................................... Приложение 1…………………………………………………………………... Приложение 2…………………………………………………………………..

1. Цель и задачи самостоятельной работы студентов

Целью самостоятельной работы является изучение тем, не рассмотренных в течение аудиторных занятий (для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 034700, 072500, 090900, 140400, 150100, 150400, 150700, 151000, 151900, 161700, 190600, 190700, 200100, 200400, 201000, 220400, 220700, 221000, 221400, 221700, 230100, 230400, 230700, 231000, 261700, 270100, 270800, 280700, 130400, 190109, 210601, – 15 часов; для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 010200, 010400, 010800, 020100, 020400, 080100, 120700, 161100, 090303, 151701, 160400, 160700, 170100, 170400, – 51 час), выполнение задания по теме «Частные деловые бумаги» (3 часа), подготовка к выступлению с докладом на практическом занятии (10 часов), а также подготовка к зачету (10 часов).

Задачи самостоятельной работы:

- сформировать и развить навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении разрабатываемых в учебно-научной деятельности проблем и вопросов;

- сформировать и закрепить умение составлять тексты распространенных жанров письменного делового общения, предназначенных для внешнего и внутреннего пользования;

- повысить уровень подготовленности студентов к самостоятельной работе в соответствии с выбранной специальностью в условиях современного состояния науки и культуры.

Условные обозначения

Работа по изучению отдельных тем - student2.ru   Теоретический материал для самостоятельного ознакомления
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru   Задания для самостоятельной работы
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Дополнительные задания (для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 010200, 010400, 010800, 020100, 020400, 080100, 120700, 161100, 090303, 151701, 160400, 160700, 170100, 170400)

ТЕМА 1

I.ОРФОГРАФИЯ

ПРАВОПИСАНИЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.

В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

ПРАВОПИСАНИЕ Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ПРИ- / ПРЕ-

Приставка при- употребляется в значениях:

– приближение, присоединение, близость: пришить, пришкольный;

– неполнота действия: приоткрыть;

– доведение действия до конца: придумать.

Приставка пре- употребляется в значениях

– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.

– «пере-»:преградить.

раз-//рас- и другие приставки на з – с

(без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-)

В приставках на з - с буква з пишется перед звонким, а с – перед глухим согласным.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик, алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются на т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.:колодец, в существительных ср.р. перед ударным слогом: пальтецо;

суффикс -иц- – в существительных ж.р.: красавица, в существительных ср.р. после ударного слога: креслице.

Суффикс-ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на -иц-: лестничка (от лестница).

Суффикс-оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька;

суффикс-еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: дороженька.

Сочетание-инк- (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на -ин(а): горошинка (от горошина); по аналогии образованы слова снежинка (суффикс -инк-), горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс-енк-: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

Суффиксы прилагательных

Суффикс -ев- обычно пишется в безударном положении: соевый;

суффикс -ив- используется под ударением: правдивый.

Суффиксы -лив- и -чив- являются производными от суффикса -ив-, следовательно, в этих суффиксах пишется буква и: совестливый, придирчивый.

С суффиксом -ск- образуются относительные прилагательные (белорус – белорусский).

- Если основа существительного оканчивается на сочетание «любой согласный + С», то при образовании прилагательного одно С опускается (ОдеССа – ОдеСский).

- Если основа существительного оканчивается на НЬ или РЬ, при присоединении суффикса Ь не пишется (рыцарЬ – рыцарский). Исключение – прилагательные, образованные от названий месяцев (июнЬский, сентябрЬский, октябрЬский, ноябрЬский, декабрЬский; НО: январский).

- Конечные согласные основы Д и Т перед суффиксом -СК- сохраняются (город – городской, свет – светский).

- Согласный Ц сохраняется, однако поглощает С из суффикса (суффикс упрощается до -К-: немец - немецКий).

- Конечные К и Ч меняются на Ц, после которого происходит упрощение суффикса (рыбаК – рыбаЦкий, ткаЧ – ткаЦкий; однако в ряде случаев этой замены не происходит: узбеК - узбеКский).

- В прилагательных, образованных от географических наименований, основа которых оканчивается на сочетание «любой гласный + Ц» или ЦЦ, основа сохраняется полностью, а суффикс упроцается до -К- (Павелец – павелецкий; Абруццы – абруццкий); в остальных случаях[†] и основа, и суффикс полностью сохраняются (Пфальц – пфальцский).

- Русские географические названия с основой на -СК образуются без помощи суффикса (Курск – курский), в аналогичных иноязычных названиях конечная -К основы опускается (Сан-ФранцисКо – сан-францисский; исключение: басК – басКский, осКи – осКский).

С суффиксом -к- образуются качественные прилагательные (дерзкий – дерзок).

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Слитно Раздельно Через дефис
если образованы от прилагательных:вплотную если это «бывшие» существительные на гласную:в обрез, в упор.
если образованы от наречий:донельзя, послезавтра если есть 2-3 падежные формы:под мышку, под мышкой. если образованы по схеме
           
    Работа по изучению отдельных тем - student2.ru
    Работа по изучению отдельных тем - student2.ru
  Работа по изучению отдельных тем - student2.ru

по- ……. -ому

-ему

-ски

-ки

-ьи

во- ……. -ых

если являются наречиями места: вверх если образованы от существительных с предлогами: без: без обиняков; в: в стельку; до: до упаду; за: за полночь; на: на скаку; от: от силы; по: по старинке; под: под уклон при повторе слов давным-давно

Различение частиц НЕ и НИ

  В отрицательных местоимениях и наречиях на частицу НЕ падает ударение, а на частицу НИ не падает ударение (см. таблицу выше).   В других частях речи различение НЕ и НИ смысловое.
НЕ НИ
  Кто же не читал этой книги?! (=Все читали.)   Кто не читал эту книгу, тот не может о ней судить.   Я не мог не читать. (=Я должен был читать.) Я не мог читать. Нетни одной тучки.   Сколько я ни читал эту книгу, ничего не понял всё равно.(Как ни, когда ни, сколько ни, какой ни – значение уступки). Ни рыба ни мясо Ни жив ни мёртв Ни взад ни вперёд (…)
ЗАПОМНИТЕ:
НЕКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), как НЕЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), как НИКТОИНОЙ (ДРУГОЙ) не… НИЧТОИНОЕ (ДРУГОЕ) не…

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ (АФФИКСОВ), ПРЕДЛОГОВ И СОЮЗОВ

РАЗДЕЛЬНО ЧЕРЕЗ ДЕФИС СЛИТНО
Бы (б), ли (ль), же (ж) Чтобы, неужели, ужели, даже
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Работа по изучению отдельных тем - student2.ru То же местоим. + Так же частица (то же самое, точно так же) Также = и Тоже
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru За то предлог + За чем местоим. За тем или нареч. Зато = но Зачем = с какой целью Затем = чтобы
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru От чего предлог + От того местоим. По чему или нареч.   — Отчего = почему Оттого = потому Почему = по какой причине
Кое с кем -то, кое- (кой-), -либо, -нибудь, -ка, -де, -тка
таки Он таки пришёл. (после всех частей речи, кроме глаголов и наречий)   -таки Пришёл-таки. (после глаголов и наречий)   —
Будто, ведь мол  
И так — союз с наречием     Итак — вводное слово
Из-за, из-под, по-за, по-над   —
В виде (исключения). В связи с (болезнью). Иметь в виду. —   Ввиду = из-за, по причине. Ввиду готовящихся празднований, занятия переносятся.
В продолжение. В течение. (Значение времени). В течении (реки). В заключении (он пробыл год). В заключение (хочу сказать).   — Вследствие = из-за, по причине. Вследствие полученной травмы знаменитому спортсмену пришлось оставить большой спорт. В следствии по делу Н. было допущено нарушение законодательства РФ.

II.ПУНКТУАЦИЯ

Одиночные приложения

ЧЕРЕЗ ДЕФИС РАЗДЕЛЬНО
Город-герой (нариц. + нариц.)  
Байкал-озеро (собств. + нариц.) Озеро Байкал
Сторож-старик Старик сторож (= старый сторож)
Жук-носорог (научный термин)  
Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Бой-баба, рубаха-парень (устойчив., экспрессивные) Леденцы монпансье   род вид

Обособленные обстоятельства

ОБОСОБЛЯЕТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ
  Деепричастный оборот   Деепричастный оборот тесно связан по смыслу со сказуемым и образует смысловой центр предложения
Одиночное деепричастие с глагольным значением Одиночное деепричастие со значением наречия
Обособление сочетаний с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, наподобие, при условии, при наличии, вопреки, несмотря на, согласно (+дат. п.), в соответствии с, во избежание факультативно.

Обособленные дополнения

ОБОСОБЛЯЕТСЯ ОБОСОБЛЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНО
- Сочетания с предлогами включения / исключения кроме, помимо, включая, исключая,за исключением, сверх, наряду с. - Сочетание с предлогом вместо как самостоятельная конструкция, не управляемая глаголом-сказуемым: Вместо ответа, он начал толкать меня головой в грудь.     Сочетание с предлогом вместо (= «взамен», «за») как конструкция, зависимая от глагола-сказуемого: Он сел в кабину машины вместо шофёра.

Обращение

  Обращение всегда обособляется. Если перед обращением стоит частица о, то она не отделяется от него никаким знаком: О мой сад!

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь (П) после слов автора (А, а)

А: “П”. А: “П?” А: “П!”

А: “П“ — а.

Работа по изучению отдельных тем - student2.ru

Задание 1. Выполните тестовые задания по теме «Орфография и пунктуация». В каждом задании может быть 1 и более правильных ответов.

1. Пишется О: 1) р…сток 2) выр…внять площадку 3) к…снуться вопроса 4) отр…сль 5) выск…чка 2. Пишется А: 1) пл…вчиха 2) оз…рение 3) предпол…гать 4) остановить на ск…ку 5) сг…реть дотла
3. Пишется И: 1) зам…рать от страха 2) выб…рут 3) бл…стать в свете 4) выт…реть 5) выч…тать 4. Пропущена согласная: 1) закоснелые взгляды 2) сверстник 3) ровесник 4) неприятный инцидент 5) явственный
5. Пишется Ё: 1) стаж…р 2) ож…г третьей степени 3) ш…ковая терапия 4) нипоч…м 5) песц…вый 6. Пишется И: 1) ц…стерна 2) тираж…ровать 3) ц…пки на руках 4) панц…рь 5) у стан…цы
7. Пишется Ь: 1) ему не удаст…ся 2) остан…тесь 3) настеж… 4) интерв…юировать 5) пред…юбилейный 8. Пишется Ъ: 1) неб…ющийся 2) транс…европейский 3) с…экономленный 4) труднооб…яснимый 5) об…емный
9. Пишется И: 1) дез…нформация 2) вз…мание налогов 3) пред…юльский 4) из…скать возможности 5) пед…нститут 10. Пишется Е: 1) пр…небрегать советами 2) непр…ходящие ценности 3) пр…скорбный факт 4) пр…ступить к работе 5) пр…цедент
11. Пишется звонкий согласный: 1) чере…чур 2) чре…мерный 3) не…говорчивый 4) а…тобиография 5) коври…ка 12. Пишется через дефис: 1) пол…часа 2) штаб…лекарь 3) шиворот…навыворот 4) энерго…ресурсы 5) пресс…конференция

13. Пишется И: 1) когда высп…шься 2) он завис…л от родителей 3) стукн…те мне в окно! 4) увид…л знакомых 5) каждый вид…т 14. Пишется У(Ю): 1) леч…щий врач 2) бор…щийся с врагом 3) бре…щий полет 4) самокле…щиеся обои 5) кол…щая боль
15. Пишется НН: 1) девушка умна и образова…а 2) свежемороже…ые овощи 3) ране…ый в бою солдат 4) броше…ый ребенок 5) ветре…ый день 16. НЕ пишется раздельно: 1) здание (не) достроено 2) (не)доглядеть за ребенком 3) еще (не) распустившийся цветок 4) абсолютно (не)ясная проблема 5) (не)обдуманное решение
17. Пишется НИ: 1) Я н… мог тебе об этом не сказать. 2) На высоком голубом небе н… облачка. 3) Мы н… разу не были в Крыму. 4) Мне н…откуда ждать писем. 5) Что н… сделаешь для матери, все равно будешь в неоплатном долгу.
18. Второстепенный член необходимо обособить в предложении: 1) Имя Наташи вспоминалось в доме почти каждый день особенно по вечерам, но вся эта история еже не задевала его. 2) Изумленный я некоторое время раздумывал над случившимся. 3) Будем работать засучив рукава.
19. Запятая на месте пропусков ставится в предложении: 1) Но к его удивлению _ примешивались и другие чувства, не совсем его красящие. 2) Она была для него_ как мать. 3) Вам нужно_ разумеется_ подумать над этим предложением.
20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении: 1) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 2) В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя. 3) С высокой скалы я заметил пароход, и мне захотелось посмотреть на людей.

Задание 2. В каких предложениях чужая речь оформлена неверно? Отредактируйте предложения.

1) Она была, по воспоминаниям современников, "хороша до совершенства".

2) Байрон писал Терезе, что: "Я беру с собой пистолеты, когда езжу по вечерам".

3) На модном слове "идеал" тихонько Ленский задремал.

4) Автор статьи указывает: что «рассказы Набокова вошли в золотой фонд мировой литературы».

5) «Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя влюблена».

6) «Что же, ничего не поделаешь», – сказала она. – «Мне только жаль вашу Лизу».

7) «А у нас какой лучший город?» – спросил опять Манилов.

8) Наполеон сказал позже, что из всех сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой.

9) Как писал Ларошфуко, «большинство людей отвечает не на чужие суждения, а на собственные мысли».

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Идет без проволоч_к И тает ноч__ пока Над спящим миром ле_ик Уходит в облака.   Он потонул в тумане_ И_чез в его струе_ Став крестиком на ткани И меткой на белье.   Под ним ноч_ные бары_ Чужие города_ К_зармы_ к_чегары_ В_кзалы_ поезда.   Всем корпусом на тучу Ложит_ся тень крыла. Блуждают_ _бившись в кучу_ Небесные тела.   И страшным_ страшным креном К другим каким_нибудь Не_ведомым вселенным Повернут _леч_ный _уть. В пространствах бе_предельных Г_рят материки. В подвалах и котельных Не_спят истопники.   В _ариже из_под крыши _енера или _арс Гл_дят_ какой в афише Об_явлен новый фарс.   Кому_нибудь не_спится В пр_красном далеке На крытом черепицей Стари_ом чердаке.   Он смотрит на планету, Как_будто неб_свод Относит_ся к предмету Его ноч_ных забот.   Не спи_ не спи_ работай_ Не пр_рывай труда_ Не спи_ борись с дремотой_ Как лет_чик_ как звезда.   Не спи_ не спи_ художник_ Не пр_давайся сну. Ты веч_ности заложник У врем_ни в плену.

Работа по изучению отдельных тем - student2.ru Работа по изучению отдельных тем - student2.ru

Задание 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки.

Часть А. «А» или «О»? благосл...вение трансп...рант нав...ждение утр...мбовать фил...телия р...зыграть р...списной терем оп...ленный солнцем б...рдовый б...рдюр вышк...ленный официант к...шемировый пуловер заг...раться оз...рение р...стовщик об...жать музыку п...рхание бабочек ск...чкообразный прекл...няться р...внина пл...вчиха обм...кнуть в чернила пром...кать написанное оп...здать вск...чить пл...вцы обгл...дать прогл...тить подр...вняться в строю пор...вняться с прохожим прир...внять к ветеранам пл...вец к...морка к...лорийный к...лоритный ум...лять значение ум...лять о помощи к...фетерий Часть Б. «И» или «Ы»? принц...п панц...рь ц...ганка бледнолиц...й аннотац...я без...дейный раз...грать сверх...нициативный дез...нформация контр...гра из...мать пред...стория пост... мпрессионозм Часть В. «О» или «Ё»? ноч...вка беч...вка заверш...н крыж...вник деш...вый камыш...вый кош...лка ж...лудь ч...ткий распаш...нка свеч...й сверч...к бельч...нок собач...нка парч...вый моч...ный груш...вка береж...т копч...ный сооруж...нный туш...нка сгущ...нка верблюж...нок маж...р Часть Г. «З» или «С»? ни...вергать ни...падать чере...чур бе...цельный не...добровать Часть Д. «Ь» или «Ъ»? об...ятие оп...яненный двух...ярусный ад...ютант фельд...егерь спряч...те настеж... навзнич... сплош... заяч...им хвостом Часть Е. Буква пропущена? гал...актика ил...юминатор кол...ичество рас...ист рус...ист продюс...ер пятитон...ка колон...ка фин... фин...ка пятибал...ьный шторм ас...истент ал...егория ас...оциация бацил...а рас...троить планы рас..сориться рас...просить рас...чётливый рас...читывать тер...акт Часть Ж. Буква пропущена? декаден...ский преце...дент интриган...ский аген...ство юрис...консульт дерма...тиновый бесхитрос...ный двухос...ный велосипед лан...шафт рен...ген шотлан...ский дилетан...ский завис...ливый хлес...уть блес...нуть Часть З. «О» или «Ы»? проповед...вать перешёпт...ваться
исслед...вать попроб...вать яства Часть И. «Е» или «И»? пр...старелые родители пр...нудить пр...в...легия жемчуж...на поч...тать старших н... с кем н... посоветовался н... с кем посоветоваться играть на свирел... п...скарь быть в забыть... пр...ходящие трудности непр...ходящее значение пр...ходящая домработница заж...гаться В полдень на пляже н... одного человека! Как только он н... старался ей понравиться! Разве он н... старался ей понравиться? Как он н... старался ей понравиться, она не смотрела на него. Нет никого, кто бы н... жалел о прошлом. непр...ступная крепость прив...дение к общему знаменателю Вдруг откуда н... возьмись выскочил заяц. Ночь прошла н... быстро, н... медленно. н... мог н... сказать н...льзя н... сделать Срочно вышл...те телеграмму Сообщите, когда вышл...те телеграмму. Будьте внимательны, когда пиш...те. Выйд...те рано – успеете много. обижа...т заносч...вый потч...вать наста...вать запечатл...вать запечатл...л на память ослаб...вать продл...вать застр...вать ст...пендия горош...к горош...нка завал...нка скваж...нка виш...нка череш...нка баш...нка недвиж...мость планета движ...тся прим...рять платье прим...рять противников зам...рать мы высп...мся в отличи... от во что бы то н... стало как бы то н... было однофамил...ца расст...лается закл...нание н... раз н... разу н... то н... сё п...р...ф...р...я окле...вший в галере... купаться в проруб... пр...клонный возраст пр...даваться мечтам пр...дать огласке обессил...ть противника обессил...ть от усталости пр...давать значение камень пр...ткновения пр...украсить Он уже выздоров...л. в...н...грет пр...рекаться Как бы н... упасть! пр...бывать в неведени... пр...терпевать невзгоды пр...страстный отп...рать ворота пр...терпеться беспр...кословно пр...оритет пр...в...редл...вый фланел...вый надоедл...вый милост...вый кресл...це пальт...цо нищ...нка беж...нка неж...нка француж...нка соч...тание
Часть К. Слитно? Раздельно? Через дефис? Какая буква пропущена? не соглашаться (ни) (за) что (по) справедливости (в) обнимку говорить прямо, (в) открытую (пресс) центр (экс) чемпион (вице) президент (грамм) молекула (альфа) частица (борт) механик бок (о) бок (с) глазу (на) глаз (древне) русский (во) избежание стоять (с) боку (контр) революция (контр) адмирал (спорт) инвентарь (не) смотря на трудности (не) взирая на жару (не) взирая на плохое самочувствие (не) смотря по сторонам (сорви) голова (западно) европейское искусство (Восточно) Сибирская низменность (не) видимая сторона Луны (не) видимая с Земли сторона Луны (не) видимая глазом сторона Луны крайне (не) совершенный механизм (не) глубокая, но холодная речонка абсолютно (не) соответствующий норме (не) медля приступить к работе (не) медля ни минуты час (от) часу отдохнуть (часок) другой еще (не) сеянное зерно (не) обитаемый с давних пор остров (не)справедливость (не) целесообразно (не) любимый с детства предмет (не) любимый им предмет (не) движимое имущество (по) моему (по) летнему времени (От) чего болит голова? От жары? (От) чего это лекарство? (не) подготовленный студент (не) подготовленный к экзамену (по) монашески (по) турецки (по) латыни (по) одному благодарить (не) (за) что дома (не) достроены (без) умолку (во) вторых (в) двое (в) двоём (на) двое (по) двое (на) ходу (с) ходу (за) полночь (под) стать (подобру) поздорову (честь) честью (шиворот) навыворот Сегодня он одет так (же). точь (в) точь (не) умеющий слушать (по) лисьи (как) будто смотреть (в) даль уплыть (в) глубь океана улететь (в) высь поднебесную весьма (не) дурной отнюдь (не) веселый (пол) арбуза (в) (пол) уха (средне) суточный (физико) математический (богатырски) крепкий (фото) ателье (горно) лыжный (темно) бровый (научно) популярный (не) (за) чем прятаться от фактов (не) (за) чем спрятаться от дождя (на) век, (на) веки Это был (н...) кто иной, как сам директор Это было (н...) что иное, как северное сияние. (Н...) чем другим, как невнимательностью, это нельзя объяснить. (Н...) кто другой не сделает это лучше. (Н...) что иное, как музыка, его не интересовало.
вследстви... непогоды (В) следстви... по делу №5 нужно внести новые факты. (в) течени... урока (в) течени... реки (В) течени... болезни не произошло изменений. (В) продолжени... всего фильма зритель находится в напряжении. (В) продолжени... этого фильма мы встретимся с новыми героями. (в) заключени... врача сказать (в) заключени... (не) достроить коттедж (не) достроенный коттедж (не) достроенный в срок источники (не) иссякаемы почти (не) знакомый черты, (не) свойственные ему Шахматист играл в (не) свойственном ему стиле. (не) фарфоровая чашка (в) виду непогоды иметь (в) виду (в) виде компенсации (ни) откуда одно и то (же) На нем было то (же) пальто. (не) распустившаяся сирень В пустыне (не) достает воды. Малыш (не) достает до звонка. Завод (не) довыполнил план. (не) допел песню Инженер (не) доработал проект. (не) доработал до пенсии Повар (не) досолил суп (не) доглядел за ребенком (не) досмотрел фильм (не) договорились (по) меньше Н..кто н..когда н..где н... видел его плачущим. Часть Л. «А»? «Я»? «И»? «Е»? об Аркади... в аудитори... во введени... в ине... в галере... в ущель... о счасть... ветр...ной двигатель свал...нные сапоги свал...нные дубы выкач...нная нефть выкач...нная бочка С моря ве...л ветерок. Он долго леле...л эту мечту. в отел... на отмел... на антресол... по магистрал... увенч...нный усе...нный галькой пляж сем...чко расстрел...нный подстрел...нный развеш...нное белье взвеш...нное решение Часть М. «Н» или «НН»? ветрен...ый день ветрен...ый юноша мучен...ик тружен...ик таможен...ик стеган...ое одеяло нефтян...ик торфян...ик песчан...ик бешен...ый пес рискован...ое предприятие Листы исписан...ы. незван...ый-непрошен...ый неждан...ый-негадан...ый считан...ые дни делан...ая улыбка нечаян...ый кончен...ое дело назван...ый брат воен...ообязан...ый воен...ачальник фасован...ые продукты продукты расфасован...ы зван...ый обед зван...ый на обед маслен...ица пудрен...ица гостин...ица Он говорит путан...о. корчёван...ый лес кован...ый жёван...ый скован...ый кован...ый вручную Он держится скован...о.
     
Его движения скован...ы. Эти мечи скован...ы известным мастером. Войско сосредоточен...о в лесу. Он смотрит сосредоточен...о. Море взволнован...о. Его лицо взволнован...о. Облака рассеян...ы по небу. Студенты сегодня невнимательны и рассеян...ы. ремеслен...ик испечён...ый печён...ый в духовке крашен...ый желтой краской домоткан...ый коврик гладкоокрашен...ый некрашен...ый забор нераскрашен...ая картинка свежеморожен...ый недюжин...ые способности неезжен...ая дорога глажен...ый-переглажен...ый костюм дома не построен...ы Она умна и воспитан...а. Она хорошо воспитан...а. Они сильны и уверен...ы. Они уверен...ы в победе. Он одет изыскан...о. балован...ый брошен...ый сад сброшен...ый плащ куплен...ый дом мочён...ый в рассоле смышлён...ый мальчик Часть Н. 1 или 2 спряжение? они бор...тся они стро...т они кле...т самокле...щиеся обои се...щий рожь Овцы бле...т. Они мел...т зерно. Они настел...т паркет стел...щийся туман он зижд...тся они зижд...тся чу...щий добычу пес Его муч...т совесть. Его муч...т сомнения. В августе звезды сып...тся с неба. курлыч...щие журавли колыш...щиеся занавески пыш...щая жаром печь Они во всем пока...тся. Кот громко мяу... Они выздорове...

Задание 2. Расставьте в тексте необходимые знаки препинания.

(1) Вопрос Кто виноват называют чисто русским вопросом якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный еще Герценом вопрос. (4) Огромная наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват?

(8) Мне кажется что причина всех наших проблем коренится глубже чем мы себе представляем ни гуманистические призывы ни экономические реформы ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главное. (9) Она в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас радуемся когда на внешнем рынке дорожает нефть гордимся тем что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов в этой же ветхой избушке она живет и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку дескать товарищ нас не понимает! (16) Да нет это вы отделенные от реальности толстой стеной макроэкономических соображений не видите микроскопическую клетку общественного организма живого человека. (17) Неработающие лифты перемороженные дома закрытые двери равнодушное Ждите нам некогда все это симптомы самой страшной социальной болезни пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает когда строится дом и в космос запускают очередную ракету и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько чтобы он мог существовать в качестве некоей полезной функции. (20) А раз так то и человек перестает заботиться об окружающих и ему нет дела до того кто живет рядом с ним он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде за порядок на улице за процветание государства.

(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23) Надо в больничном коридоре поставить кушетку чтобы больные не стояли в очереди надо засыпать гравием лужу у остановки чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорбленным тогда поднимется и производительность труда вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом Кто виноват.

(По В.Тимофееву)

ТЕМА 2

I.Орфоэпические нормы

Нормы ударения

Во многих известных нам языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например, в английском языке ударение падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском - на последний.

В русском языке ударение разноместное иподвижное. Разноместное, потому что может падать на любой слог : на 1 – до́мик, на 2 – теле́га, на 3 – сторожи́л, на 4 – нормирова́ть. Подвижное, потому что при изменении слова может меняться и место ударения: стрела́ – стре́лы.

Необходимо запомнить ударение в следующих словах: че́рпать, балова́ть, блоки́ровать, пле́сневеть, легки́, пра́вы, краси́вее, поняла́, взяла́, ветерина́рия, фено́мен, ге́незис, углуби́ть, зави́дно, прину́дить, жалюзи́, опто́вый, обеспе́чение, испове́дание, катало́г, креме́нь, коклю́ш, мастерски́, наме́рение, отку́порить, избало́ванный, фее́рия, щаве́ль, экспе́рт, двою́родный, хода́тайство, христиани́н, багрове́ть, асимметри́я, кварта́л, включи́т, диоптри́я, апостро́ф, ворожея́, сабо́, ле́чо, кедро́вый.

Допускается вариативность произношения в следующих словах: а́вгустовский – августо́вский, кулина́рия – кулинари́я, ка́мбала – камбала́, ржа́веть – ржаве́ть, тво́рог – творо́г, безу́держный – безуде́ржный, ра́кушка – раку́шка, мы́шление – мышле́ние.

Нормы произношения

а) Различение [’э] и [’о] (на письме – е и ё) после мягких согласных.

Произносить [’э] следует в словах: афера, бытие, забредший, одноплеменник, опека, отцветший гренадер и др. Произносить [’o] нужно в словах: затёкший, новорождённый, остриё, пересёдланный, принёсший.

Произносительные варианты: белёсый – белесый, жёлчь – желчь, решётчатый – решетчатый.

Семантические варианты (при помощи звуков различаются слова или формы слов): железка – желёзка, небо – нёбо, все - всё.

б) Произношение мягких или твердых согласных перед буквой Е.

Существует троякий выбор при произношении мягкого либо твердого согласного перед буквой Е, т.к. традиционно в большигстве случаев буква Е не обязательно показывает на письме мягкость предшествующего согласного. Согласный перед Е может произноситься мягко, твердо или норма его произношения может быть вариантной. Например, согласный перед Е произносится только мягко в словах бенефис, фанера, шинель, термин, тенор, Одесса, одесский, кларнет, крем, сейф. С

Наши рекомендации