Занятие I. Церковь и духовенство в XI – XIII веках.

Учебные вопросы:

1. Организационное строение католической церкви и ее основные функции.

2. Место духовенства в сословной структуре общества.

3. Усиление могущества церкви в XI – XIII вв.

4. Борьба с еретическими движениями.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о роли христианской церкви в феодальном обществе; о социальной сущности и идейных основах средневековых ересей; об основных монашеских орденах; о роли инквизиции в жизни средневекового общества

знать причины возвышения папства в XII – XIII вв.; основную терминологию;

уметь выделять причинно-следственные связи;

владеть навыками обобщения, анализа, восприятия информации из различных источников.

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый и второй вопросы студент должен обратить внимание на то, что церковь становится в средние века важным элементом социально-политической системы феодализма, обратить внимание на инструменты воздействия на общество со стороны католической церкви. Низшими звеньями церковной иерархии были приходы, которые объединялись в диоцезы во главе с епископами и архиепископами, подчиненными римскому папе. Необходимо также рассмотреть роль монашества в жизни общества.

Рассматривая вопрос о возвышении папства необходимо иметь представление о последствиях клюнийской реформы и победы папства в борьбе с германскими императорами, значении Вормского конкордата 1122 г. Необходимо рассмотреть политику папской теократии, проводимую Иннокентием III и Бонифацием VIII. Также студент должен обратить внимание на оформление процедуры избрания пап конклавом.

При ответе на последний вопрос студент должен выяснить причины появления средневековых ересей (бюргерских и крестьянско-плебейских), их социальную сущность и идейные основы. Инструментом борьбы с ересями становятся инквизиция и нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 513 - 516.

2. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 573 - 580.

3. Керов В.Л. Франциск Ассизский. // Вопросы истории. 2006. № 6. С. 154 – 159.

4. Мулен, Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X-XV век. - М., 2002.

5. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

6. Ли, Г. Ч. История инквизиции в средние века. – Смоленск, 2001.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.

2. Подготовить доклады на темы: Ереси второй половины XII – XIII вв.; нищенствующие ордена.

Контрольные вопросы:

1. Что такое диоцез?

2. Что такое интердикт?

3. Какое значение имел Вормский конкордат 1122 г.?

4. Какому римскому папе принадлежит утверждение, что "как луна заимствует своей свет от солнца, так королевская власть получает блеск от папства"?

5. Что такое теократия?

6. Чей устав был положен в основу западноевропейского монашества?

7. Кто был основателем францисканского ордена?

8. Какие ереси были распространены на юге Франции в XII – XIII веках?

9. В ведение какого ордена была отдана инквизиция?

Тест:

1. Кому соответствует данное описание:

Сын богатого итальянского купца, он отрекся от богатства и мирских успехов, основал монашеский орден, жил в бедности. Его называли простачком, но он не обижался, считая, что служит Богу:

а) Франциск Ассизский; б) Святой Доминик; в) Иннокентий III; г) Григорий VII.

2. Переведите на русский язык термин "конклав":

а) под ключом; б) в закрытом помещении; в) собрание капитула; г) собрание высших церковных иерархов.

3. Определите, кому соответствует данное описание:

Основатель монашеского ордена, который требовал от своих членов бороться за чистоту христианского учения, много знать, находить ошибки в доказательствах врагов церкви, проповедовать истину:

а) Бенедикт Нурсийский; б) Игнатий Лойола; в) Франциск Ассизский; г) Доминик де Гусман.

4. Нищенствующие монахи:

а) бенедиктинцы; б) францисканцы; в) картезианцы; г) цистерцианцы.

5. Вершиной развития средневекового католического богословия считается учение:

а) Фомы Аквинского; б) Алкуина; в) Августина Блаженного; г) Пьера Абеляра.

6. Кому соответствует данное описание:

Профессор Оксфордского университета, он перевел на английский язык Библию, осудил богатство и роскошь церкви, критиковал продажу индульгенций.

а) Роджер Бэкон; б) Пьер Абеляр; в) Джон Уиклиф; г) Уильям Оккам.

7. Ересь – это:

а) отвергнутое церковью и объявленное вредным для веры учение; б) народные верования; в) средневековая философия.

8. К числу альбигойских ересей относят:

а) патаренов; б) катаров; в) павликиан; г) апостоликов.

9. Зенита своего могущества папство достигло при:

а) Григории VII; б) Иннокентии III; в) Григории IX; г) Евгении IV.

10. Временное запрещение совершать обряды и богослужения это:

а) анафема; интердикт; в) целибат; г) конкордат.

Занятие II. Школа и университет в средние века.

Учебные вопросы:

1. Предпосылки становления внецерковного образования, возникновение светских школ в XII – XIII веках.

2. Внутреннее устройство университетов: организация и структура.

3. Содержание и формы обучения в средневековых высших школах.

4. Социальная функция университетов в средневековом западноевропейском обществе.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об изменении социально-экономической ситуации в XII – XIII веках; о структуре университетов, методах преподавания, роли университетов в жизни средневекового общества.

знать терминологию;

уметь выделять причинно-следственные связи;

владеть навыками работы с контурными картами.

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать социально-экономическое состояние средневекового общества, обратив внимание на роль городов в жизни феодального общества XII – XIII вв., формирование специфической городской культуры, на возникшую потребность горожан в светском образовании. Процесс формирования университетов желательно рассматривать в связи с процессом развития европейских городов. Охарактеризовать правовые (и другие) отношения города и университета.

Рассматривая структуру средневековых университетов, следует уделить внимание на "северную" и "южную" модели внутренней организации университетов, отличавшиеся по наличию в них факультетов и наций, и определить функции факультетов и наций. Студенты также должны определить функции должностных лиц университетов, различные стороны работы университета, такие как учебный процесс, разбор финансовых и юридических вопросов, размещение иногородних студентов и студентов-иностранцев и выполнявшие многие другие функции.

При ответе на третий вопрос необходимо рассмотреть основу образования (изучаемые предметы), теолого-философскую базу преподавания, этапы обучения и итоговое испытание.

При ответе на последний вопрос необходимо рассмотреть специализацию университетов и их роль в социокультурном развитии общества: процесс зарождения новой профессии и нового типа работников, средневековое общество начинает признавать умственный труд как профессию, приносящую доход, появление возможности получения образования людям из различных слоев общества. Студент должен показать, что средневековый университет реализует вполне определенные функции в культуре: он выступает как средство ее осмысления и развития, как некий самостоятельный орган ее воспроизводства.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 507 - 513.

2. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 637 - 668.

3. Из истории университетов Европы XIII-XV вв. – Воронеж, 1984.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.

2. Отметить на контурной карте года образования крупнейших университетов в Западной Европе.

3. Подготовить доклады на темы: средневековые интеллектуалы; творчество вагантов; быт и нравы студенчества.

Контрольные вопросы:

1. Какие виды школ существовали в XI – XII веках?

2. На каком языке велось обучение?

3. Что такое университет?

4. Назовите старейшие университеты Западной Европы.

5. Какой факультет считался младшим, а какой – высшим?

6. Что такое схоластика?

7. Какие предметы входили в тривиум, а какие в квадриум?

8. Назовите основные виды учебных занятий в университетах?

9. Какую роль сыграли университеты в жизни средневековой Европы?

Тест:

1. В средневековый тривиум входила:

а) риторика; б) арифметика; в) музыка; г) богословие.

2. Старейшим из этих университетов был:

а) Оксфордский; б) Пражский; в) Кельнский; г) Парижский.

3. Что не входит в число "семи свободных искусств":

а) риторика; б) диалектика; в) геометрия; г) химия.

4. Вагант – это:

а) странствующий студент; б) низшая ступень обучения в университете; в) здание, в котором жили и учились студенты Парижского университете; г) рабочий-надомник.

5. Кому соответствует данное описание:

Главная его книга называлась "Сумма теологии". Считали, что в ней отразилась вся мудрость мира. Его называли "ангельским доктором", сумевшим объединить в стройную систему разрозненные факты, идеи, положения.

а) Августин Блаженный; б) Данте Алигьери; в) Роджер Бэкон; г) Фома Аквинский.

6. Какой предмет входил в средневековый квадриум:

а) риторика; б) арифметика; в) грамматика; г) диалектика.

7. В средневековых школах обучались:

а) только мальчики; б) мальчики и девочки; в) только девочки; г) взрослые мужчины.

8. Лучше всего письму и арифметике обучали в:

а) церковных школах; б) монастырских школах; в) городских школах; г) замках.

9. Какого факультета не было в средневековых университетах:

а) медицинский; б) философский; в) юридический; г) богословский.

10. Магистр – это:

а) странствующий студент; б) глава факультета; в) профессор в университете; г) средневековый философ.

Наши рекомендации