Общественный строй древних германцев.

Учебные вопросы:

1.Характеристика источников.

2. Хозяйственные занятия и их эволюция по данным Цезаря и Тацита.

3. Социальная и имущественная дифференциация у германцев. Рабство и его особенности.

4. Политическое устройство германских племен по сообщения Цезаря и Тацита.

5. Быт и нравы германских племен в восприятии римлян.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных концепциях в историографии по данной проблеме; об основных этапах разложения родоплеменного строя у древних германцев

знать условия и этапы возникновения социальной и имущественной дифференциации в обществе;

уметь выделять элементы разложения строя "военной демократии";

владеть навыками анализа исторических источников;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос студент должен дать критику источников, используя специальную литературу: уточнить время и происхождение информации, оценить характер отношения к германцам авторов, пояснить термины, встречающиеся в текстах Цезаря и Тацита.

Рассматривая эволюцию хозяйственных занятий германцев необходимо обратить внимание на технику обработки земли, основные формы хозяйствования, связь земледелия с войной, степень оседлости, формы собственности на землю, характер распределения продуктов и выделить произошедшие изменения. Студенты также должны иметь представления о дискуссиях в историографии по вопросам хозяйственной жизни германских племен.

Изучая возникновение социальной и имущественной дифференциации, следует выделить признаки разложения родоплеменного строя: зарождение военной власти и предпосылки превращения выборной власти вождей в наследственную, рост влияния дружины, роль народного собрания, также необходимо обратить внимание на различные категории населения.

При анализе политического устройства древних германцев студент должен обратить внимание на основные изменения в системе управления германского общества, выявить черты "военной демократии", особенности складывающейся социальной иерархии.

В вопросе о быте и нравах германских племен следует выявить роль религии в жизни общества, внешний вид самих германцев, их жилища, повседневные занятия и моральные качества.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Серовайский Я.Д. "Сообщение Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических данных". //Средние века. Вып. 60. М., 1997. - С. 5 – 36.

2. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 240 247.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 34 – 65.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 5.

2. Законспектировать статью Серовайского Я.Д. "Сообщение Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических данных". //Средние века. Вып. 60. М., 1997. С. 5 – 36.

3. Изучить источники по теме семинарского занятия: Ю. Цезарь "Записки о галльской войне" (книга I, главы 48 – 51, книга IV главы 1 – 3 и книга VI главы 21 -23); Тацит "О происхождении и местожительстве германцев" (любое издание).

Контрольные вопросы:

1. Что являлось главной особенностью хозяйственной жизни древних германцев?

2. Каково было отношение древних германцев к войне?

3. В каких случаях военным вождем мог быть избран относительно молодой воин?

4. Какую роль в жизни племени играли старейшины?

5. Как складывались взаимоотношения Рима и древнегерманских племен?

6. Что такое "военная демократия"?

7. Какие органы управления существовали у древних германцев?

Тест:

1. По данным Тацита народным собранием у германцев руководил:

а) совет старейшин; б) коллегия жрецов; в) племенной вождь; г) совет вождя.

2. "В золоте и серебре боги им отказали", - писал Тацит о жизни:

а) вандалов; б) франков; в) германцев; г) славян

3. Назовите принцип, объединяющий эти слова – кимвры, свевы, лангобарды, херуски:

а) германские племена; б) кельтские племена; в) племена, жившие по Рейну в I в. н. э.; г) племена, нападавшие на Византийскую империю.

4. Арминий – это:

а) основатель Франкского королевства; б) полководец, организовавший отпор вестготам в 401 г.; в) христианский мыслитель, увидевший в падении Рима Божью кару; г) германский вождь, разгромивший римлян в Тевтобургском лесу.

5. На территорию Римской империи германцы переселились:

а) в III в.; б) IV – VI в.; в) I – III вв.; г) VII – IX вв.

6. В средние века большую часть территории проживания германцев занимали:

а) сухие степи; б) лесостепи; в) безводные пустыни; г) непроходимые болота.

7. Германцы в III – IV вв.:

а) объединялись в мощные племенные союзы; б) были равны между собой; в) строили хорошо укрепленные города; г) разделялись на богатых и бедных.

8. Римский историк Тацит писал: "Знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя юношам". Это подтверждает, что:

а) власть начинает передаваться по наследству; б) передача власть определялась народным собранием; в) вопрос власти решался жрецами; г) происходило выделение знати.

9. Высшая власть при родоплеменном управлении принадлежала:

а) вождю; б) вождю и старейшинам; в) старейшинам; г) народному собранию.

10. С миссионерской деятельностью какого священника связано начало массового распространения христианства среди германских племен?

а) Мефодия; б) Бенедикта Нурсийского; в) Ульфилы; г) Франциска Ассизского?

Тема 2.

Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.

Учебные вопросы:

1. Причины вторжений варварских племен на территорию Римской империи.

2. Образование первых варварских королевств: вестготского, вандальского, бургундского.

3. Падение Западной Римской империи и его значение.

4. Варварские государства на территории Западной Римской империи.

5. Особенности генезиса феодализма в Западной Европе.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о географии расселения варварских народов на территории евразийского континента; о причинах Великого переселения народов; о региональных различиях в процессе феодализации;

знать варианты генезиса феодализма;

уметь показать на географической карте ареалы расселения варварских народов на территории Римской империи;

владеть навыками выделения элементов протофеодального общества;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос следует особое внимание уделить анализу причин Великого переселения народов. Необходимо выделить основные направления передвижений варварских племен по территории Европы и роль гуннов.

Рассматривая вопрос об образовании первых варварских королевств, следует выяснить значение понятия "федераты", определить непоследовательность политики Римской империи в отношении варваров, значение принятия христианства, условия расселения на завоеванных землях и значение приятия христианства.

Студент должен выделить причины падения Римской империи и его значение для последующего развития Западной Европы в политическом, социальном, экономическом, этнонациональном и культурном отношении.

Рассматривая вопрос об образовании варварских королевств на постримском пространстве необходимо определить особенности остготского и лангобардского королевств. Также студенту следует рассмотреть связь дальнейшей истории варварских государств с завоевательной политикой Византии и арабов.

При ответе на вопрос о генезисе феодализма в западной Европе студент должен рассмотреть основные концепции и теории этого процесса в историографии (романистическая и германистическая концепции, теория синтеза, теория континуитета, марксистская (формационная) и цивилизационная (аграрное общество) теории). Необходимо знать основные варианты генезиса феодализма и его особенности в различных регионах западной Европы и Византии. Также следует уделить внимание основным этапам, сущности и последствиям процесса феодализации. Следует изучить типологические признаки аграрного и социально-политического строя западноевропейского феодализма. Студенты должны знать особенности феодальной земельной собственности и направление ее эволюции.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Коростелин В.А. Договорные отношения позднеримской империи с варварами // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 38 – 50.

2. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 249 274.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 65 – 74.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить ответы на 1 – 5 вопросы.

2. На контурной карте отметить направления вторжений варварских племен на территорию Западной Римской империи и даты их существования.

Контрольные вопросы:

1. Какой период называется Великим переселением народов?

2. На какие две группы делится объединение готских племен?

3. Кто и когда первым захватил и разграбил Рим?

4. В результате каких событий появился термин "вандализм"?

5. Где произошла решающая битва римлян с гуннами?

6. Какая дата считается официальной датой падения Западной римской империи?

7. Кто был основателем остготского королевства?

8. Какое из варварских королевств оказалось наиболее жизнеспособным и динамичным?

9. Что такое феодализм?

10. назовите основные варианты генезиса феодализма.

11. Перечислите характерные черты феодальной собственности на землю.

Тест:

1. К причинам Великого переселения народов относят:

а) изменение климата; б) вторжение вестготов; в) упадок рабовладения в Риме.

2. Взятие вандалами Рима произошло в:

а) 410; б) 455; в) 476; г) 486.

3. Битва на Каталаунских полях произошла в:

а) 410; б) 451; в) 455; г) 457.

4. "Бичом Божьим" в средние века прозвали:

а) Аттилу б) Алариха в) Теодориха г) Радагайса.

5. Лангобарды вторглись в Италию в:

а) 493 г. б) 507 г. в) 455 г) 568 г.

6. Федераты:

а) самоуправляющиеся кантоны Швейцарии; б) сторонники федеративного устройства государства; в) варвары-союзники; г) жители Швейцарии.

7. Победа вестготов над римлянами при Адрианополе была одержана в:

а) 378 г.; б) 410 г.; в) 455 г.; г) 451 г.

8. Что не относится к основным чертам бессинтезного варианта генезиса феодализма:

а) слабость крестьянской общины; б) полное отсутствие или очень слабое влияние римской государственности; в) замедленное создание вассальной системы и феодальной иерархии; г) наличие свободной общины.

9. Что не относится к особенностям феодальной земельной собственности на землю:

а) условный характер; б) наделенность собственников политической властью; в) свободная купля-продажа; г) корпоративность.

10. Историком готов, оставившим описание Атиллы, был:

а) Прокопий Кесарийский; б) Иордан; в) Сальвиан; г) Касиодор.

Тема 3.

Наши рекомендации