Общественный строй древних германцев.
Учебные вопросы:
1.Характеристика источников.
2. Хозяйственные занятия и их эволюция по данным Цезаря и Тацита.
3. Социальная и имущественная дифференциация у германцев. Рабство и его особенности.
4. Политическое устройство германских племен по сообщения Цезаря и Тацита.
5. Быт и нравы германских племен в восприятии римлян.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление об основных концепциях в историографии по данной проблеме; об основных этапах разложения родоплеменного строя у древних германцев
знать условия и этапы возникновения социальной и имущественной дифференциации в обществе;
уметь выделять элементы разложения строя "военной демократии";
владеть навыками анализа исторических источников;
Методические рекомендации по изучению темы
При ответе на первый вопрос студент должен дать критику источников, используя специальную литературу: уточнить время и происхождение информации, оценить характер отношения к германцам авторов, пояснить термины, встречающиеся в текстах Цезаря и Тацита.
Рассматривая эволюцию хозяйственных занятий германцев необходимо обратить внимание на технику обработки земли, основные формы хозяйствования, связь земледелия с войной, степень оседлости, формы собственности на землю, характер распределения продуктов и выделить произошедшие изменения. Студенты также должны иметь представления о дискуссиях в историографии по вопросам хозяйственной жизни германских племен.
Изучая возникновение социальной и имущественной дифференциации, следует выделить признаки разложения родоплеменного строя: зарождение военной власти и предпосылки превращения выборной власти вождей в наследственную, рост влияния дружины, роль народного собрания, также необходимо обратить внимание на различные категории населения.
При анализе политического устройства древних германцев студент должен обратить внимание на основные изменения в системе управления германского общества, выявить черты "военной демократии", особенности складывающейся социальной иерархии.
В вопросе о быте и нравах германских племен следует выявить роль религии в жизни общества, внешний вид самих германцев, их жилища, повседневные занятия и моральные качества.
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Серовайский Я.Д. "Сообщение Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических данных". //Средние века. Вып. 60. М., 1997. - С. 5 – 36.
2. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 240 247.
3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 34 – 65.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 5.
2. Законспектировать статью Серовайского Я.Д. "Сообщение Цезаря об аграрном строе германцев в соотношении с данными новейших археологических данных". //Средние века. Вып. 60. М., 1997. С. 5 – 36.
3. Изучить источники по теме семинарского занятия: Ю. Цезарь "Записки о галльской войне" (книга I, главы 48 – 51, книга IV главы 1 – 3 и книга VI главы 21 -23); Тацит "О происхождении и местожительстве германцев" (любое издание).
Контрольные вопросы:
1. Что являлось главной особенностью хозяйственной жизни древних германцев?
2. Каково было отношение древних германцев к войне?
3. В каких случаях военным вождем мог быть избран относительно молодой воин?
4. Какую роль в жизни племени играли старейшины?
5. Как складывались взаимоотношения Рима и древнегерманских племен?
6. Что такое "военная демократия"?
7. Какие органы управления существовали у древних германцев?
Тест:
1. По данным Тацита народным собранием у германцев руководил:
а) совет старейшин; б) коллегия жрецов; в) племенной вождь; г) совет вождя.
2. "В золоте и серебре боги им отказали", - писал Тацит о жизни:
а) вандалов; б) франков; в) германцев; г) славян
3. Назовите принцип, объединяющий эти слова – кимвры, свевы, лангобарды, херуски:
а) германские племена; б) кельтские племена; в) племена, жившие по Рейну в I в. н. э.; г) племена, нападавшие на Византийскую империю.
4. Арминий – это:
а) основатель Франкского королевства; б) полководец, организовавший отпор вестготам в 401 г.; в) христианский мыслитель, увидевший в падении Рима Божью кару; г) германский вождь, разгромивший римлян в Тевтобургском лесу.
5. На территорию Римской империи германцы переселились:
а) в III в.; б) IV – VI в.; в) I – III вв.; г) VII – IX вв.
6. В средние века большую часть территории проживания германцев занимали:
а) сухие степи; б) лесостепи; в) безводные пустыни; г) непроходимые болота.
7. Германцы в III – IV вв.:
а) объединялись в мощные племенные союзы; б) были равны между собой; в) строили хорошо укрепленные города; г) разделялись на богатых и бедных.
8. Римский историк Тацит писал: "Знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя юношам". Это подтверждает, что:
а) власть начинает передаваться по наследству; б) передача власть определялась народным собранием; в) вопрос власти решался жрецами; г) происходило выделение знати.
9. Высшая власть при родоплеменном управлении принадлежала:
а) вождю; б) вождю и старейшинам; в) старейшинам; г) народному собранию.
10. С миссионерской деятельностью какого священника связано начало массового распространения христианства среди германских племен?
а) Мефодия; б) Бенедикта Нурсийского; в) Ульфилы; г) Франциска Ассизского?
Тема 2.
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.
Учебные вопросы:
1. Причины вторжений варварских племен на территорию Римской империи.
2. Образование первых варварских королевств: вестготского, вандальского, бургундского.
3. Падение Западной Римской империи и его значение.
4. Варварские государства на территории Западной Римской империи.
5. Особенности генезиса феодализма в Западной Европе.
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление о географии расселения варварских народов на территории евразийского континента; о причинах Великого переселения народов; о региональных различиях в процессе феодализации;
знать варианты генезиса феодализма;
уметь показать на географической карте ареалы расселения варварских народов на территории Римской империи;
владеть навыками выделения элементов протофеодального общества;
Методические рекомендации по изучению темы
При ответе на первый вопрос следует особое внимание уделить анализу причин Великого переселения народов. Необходимо выделить основные направления передвижений варварских племен по территории Европы и роль гуннов.
Рассматривая вопрос об образовании первых варварских королевств, следует выяснить значение понятия "федераты", определить непоследовательность политики Римской империи в отношении варваров, значение принятия христианства, условия расселения на завоеванных землях и значение приятия христианства.
Студент должен выделить причины падения Римской империи и его значение для последующего развития Западной Европы в политическом, социальном, экономическом, этнонациональном и культурном отношении.
Рассматривая вопрос об образовании варварских королевств на постримском пространстве необходимо определить особенности остготского и лангобардского королевств. Также студенту следует рассмотреть связь дальнейшей истории варварских государств с завоевательной политикой Византии и арабов.
При ответе на вопрос о генезисе феодализма в западной Европе студент должен рассмотреть основные концепции и теории этого процесса в историографии (романистическая и германистическая концепции, теория синтеза, теория континуитета, марксистская (формационная) и цивилизационная (аграрное общество) теории). Необходимо знать основные варианты генезиса феодализма и его особенности в различных регионах западной Европы и Византии. Также следует уделить внимание основным этапам, сущности и последствиям процесса феодализации. Следует изучить типологические признаки аграрного и социально-политического строя западноевропейского феодализма. Студенты должны знать особенности феодальной земельной собственности и направление ее эволюции.
Дополнительная литература к теме семинарского занятия:
1. Коростелин В.А. Договорные отношения позднеримской империи с варварами // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 38 – 50.
2. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 249 274.
3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 65 – 74.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить ответы на 1 – 5 вопросы.
2. На контурной карте отметить направления вторжений варварских племен на территорию Западной Римской империи и даты их существования.
Контрольные вопросы:
1. Какой период называется Великим переселением народов?
2. На какие две группы делится объединение готских племен?
3. Кто и когда первым захватил и разграбил Рим?
4. В результате каких событий появился термин "вандализм"?
5. Где произошла решающая битва римлян с гуннами?
6. Какая дата считается официальной датой падения Западной римской империи?
7. Кто был основателем остготского королевства?
8. Какое из варварских королевств оказалось наиболее жизнеспособным и динамичным?
9. Что такое феодализм?
10. назовите основные варианты генезиса феодализма.
11. Перечислите характерные черты феодальной собственности на землю.
Тест:
1. К причинам Великого переселения народов относят:
а) изменение климата; б) вторжение вестготов; в) упадок рабовладения в Риме.
2. Взятие вандалами Рима произошло в:
а) 410; б) 455; в) 476; г) 486.
3. Битва на Каталаунских полях произошла в:
а) 410; б) 451; в) 455; г) 457.
4. "Бичом Божьим" в средние века прозвали:
а) Аттилу б) Алариха в) Теодориха г) Радагайса.
5. Лангобарды вторглись в Италию в:
а) 493 г. б) 507 г. в) 455 г) 568 г.
6. Федераты:
а) самоуправляющиеся кантоны Швейцарии; б) сторонники федеративного устройства государства; в) варвары-союзники; г) жители Швейцарии.
7. Победа вестготов над римлянами при Адрианополе была одержана в:
а) 378 г.; б) 410 г.; в) 455 г.; г) 451 г.
8. Что не относится к основным чертам бессинтезного варианта генезиса феодализма:
а) слабость крестьянской общины; б) полное отсутствие или очень слабое влияние римской государственности; в) замедленное создание вассальной системы и феодальной иерархии; г) наличие свободной общины.
9. Что не относится к особенностям феодальной земельной собственности на землю:
а) условный характер; б) наделенность собственников политической властью; в) свободная купля-продажа; г) корпоративность.
10. Историком готов, оставившим описание Атиллы, был:
а) Прокопий Кесарийский; б) Иордан; в) Сальвиан; г) Касиодор.
Тема 3.