Предпринимательство: опыт России

От предпринимательской активности, от энергии, про­фессионализма и нравственных устоев нового поколения деловых людей России в решающей степени зависят ее бу­дущее, завтрашний день ее экономики. Уровень, качество и эффективность предпринимательства, как учит историче­ский опыт, — это не пассивный продукт среды и обстоя­тельств. Оно является активной созидательной силой, во многом предопределяющей облик экономики, ее гибкость и восприимчивость к нововведениям, ее конкурентоспособ­ность и социальную направленность. Ни одна страна из числа высокоразвитых не добилась успеха без создания эф­фективной системы предпринимательства и управления... Важно учесть, что успехи предпринимательства напрямую зависят от общих условий, стабильности законодательства, наличия развитой производственной и социальной струк­тур, состояния общественного мнения, социальной заинте­ресованности наименее обеспеченных слоев населения,

уровня образования и профессиональной подготовки работ­ников, преодоления иждивенческих настроений и форми­рования психологических установок на улучшение условий жизни своим собственным трудом и энергией... Такое по­нимание проблемы обязывает и самих предпринимателей участвовать в создании этих самых общих условий. От это­го, равно как и от успехов в формировании культуры дело­вых отношений и предпринимательской этики, будет во многом зависеть общественный престиж и в конечном сче­те — хозяйственный успех новых российских предприни­мателей.

Л. И. Абалкин

А. Как автор документа характеризует влияние пред­принимательства на экономику? Укажите три проявления этого влияния.

Б. Как сами предприниматели, по мнению автора, мо­гут влиять на хозяйственный успех и общественный пре­стиж предпринимательства? Укажите два фактора этого влияния.

В. Опираясь на текст, укажите пять общественных ус­ловий, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

Г. Используя текст источника, знания обществоведче­ского курса и собственный жизненный опыт, перечислите три возможные направления деятельности Российского го­сударства по созданию условий для развития предпринима­тельства.

Тест № 5.

1.Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку:

А) индивид; Б) деятель;

В)творец;Г) индивидуальность.

2. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А) духовной; Б) ценностно-ориентировочной

В) потребительской; Г) практической.

3. Основным признаком рыночной экономики является:

А) государственный заказ; Б) централизованное ценообразование;

В) конкуренция товаропроизводителей; Г) сбор налогов.

4.Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов, называется:

А) акция; Б) облигация; В) вексель; Г) авизо.

5.Одним из элементов политической системы являются отношения между:

А) правительством и парламентом ;

Б) производителями и потребителями;

В) работниками предприятия и работодателем;

Г) обслуживающим персоналом и посетителями.

6.Отличительной особенностью массовой культуры является:

А) сложность содержания;

Б) ограниченность национальными рамками.

В) способность приносить прибыль;

Г) ориентация на узкий круг знатоков.

7.Племена и народности – это

А) этнические общности; Б) исторические типы общества;

В) социальные страты; Г) демографические группы.

8.Высшим исполнительным органом РФ является:

А) Федеральное Собрание; Б) правительство; В) Верховный Суд; Г) Президент.

9. Привлечение к административной ответственности последует за:

А) курение в школьном дворе;

Б) отказ уступить место в транспорте пожилому человеку;

В) отказ выполнять правила трудового распорядка;

Г) нецензурную брань в общественном месте.

10.Кто является источником власти в стране, имеющей демократическую политическую систему?

А) передовой общественный класс; Б) народ;

В) представители крупного бизнеса; Г) правительство.

11.Верны ли следующие суждения?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

12.Верны ли следующие суждения?

А) Человеческая деятельность имеет цели и мотивы

Б) Взаимодействие с окружающим миром – характеристика человеческой деятельности.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны

13.Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Типы обществ: Характеристики общественного развития:

1) традиционное А) развитие информационных технологий;

2) индустриальное Б) преобладание С/Х в структуре производства;

3) постиндустриальное В) преобладание промышленности в структуре производства

     

14. Что относится к горизонтальной социальной мобильности? Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.

А) переход с военной службы на гражданскую;

Б) переезд из города в деревню;

В) уход с руководящей должности на рядовую;

Г) переход с государственного предприятия в частное;

Д) повышение с должности инспектора на должность руководителя отдела;

Е) овладение рабочим второй (смежной) рабочей специальностью.

15. Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. –позиции должны представлять формы рационального познания; 2 гр. – формы чувственного познания. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

А) суждение; Б) восприятие; В) ощущение; Г) понятие; Д) представление; Е)умозаключение.

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16.Что из ниже перечисленного характерно исключительно для массовой культуры?

а) выражение изысканных вкусов привилегированной части общества;

б) коммерческая направленность;

в) сложность и противоречивость;

г) общедоступность;

д) расчет на узкий круг знатоков;

е) широкое распространение с развитием СМИ.

17.Вставьте пропущенное слово:

Совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер ______________________________ ответственности

18.Закончите фразу:Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменять на любые товары и услуги, - это _________________,

19.Весь исторический путь человечества К. Маркс разделил на пять общественно- экономических формаций. Запишите их в последовательном порядке в виде «лестницы».

20.Восполните пробел в схеме «Уровни межличностных отношений».

Знакомство Любовь  
 
 
 

21. Какое слово пропущено в схеме?

Предпринимательство: опыт России - student2.ru

22.Какое слово пропущено в следующей фразе? «Гражданство — это устойчивая политическая право­вая связь человека с_____________ ».

23.Установите соответствие между правонарушением и кодексом, статьи которого определяют ответственность за него; к каждой позиции из первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго.

Правонарушение Кодекс

1) повреждение имущества соседа А) Гражданский кодекс

2) нецензурная брань

3) выгул собаки в запрещенном месте Б) Административный кодекс

4) несвоевременная уплата долга

5) курение в запрещенном месте

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

         

24.Найдите в приведенном ниже списке виды деятельно­сти, которые типичны для всех людей. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) государственная

2) художественная

3) учебная

4) спортивная

5) трудовая

6) исследовательская

7) игровая

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

На протяжении тысячелетий развития человечества ос­нову стабильной хозяйственной деятельности составляло

________ (1). Сначала сельскохозяйственное, затем промышленное. И только в 60-х гг. XX в. ситуация резко
изменилась. После начала научно-технической революции (НТР) главной движущей силой общественного (2) стала ____________________(3).

Научные достижения и раньше находили применение в производстве, однако лишь во второй половине XX в. этот процесс приобрел такие масштабы, что его по праву назва­ли __________________________________ (4). Теперь научный поиск был непо­средственно направлен на решение практических задач.

В наше время ученые говорят о «второй НТР». Ее глав­ной составляющей является стремительное развитие _________________ (5), обещающих в ближайшем будущем сделать жизнь человечества неузнаваемой.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в имени­тельном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А высокие технологии д наука
Б прогресс Е религия
В промышленность Ж производство
Г революция искусство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         

26.Назовите любые три типа заведений, в которых можно получить общее среднее образование.

27.Приведите три примера, иллюстрирующие три юриди­ческих признака права собственности.

28.Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

Возникновение малой группы

Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утвер­ждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь речь идет об организованных группах), однако номинальное заявление о существовании той или иной социальной «ячейки» еще не делает данную группу реальностью. Не менее важными (а для психологов, может быть, и более) являются причи­ны, определяющие приход людей в заявленную социумом группу.

В числе первых назовем такой фактор, как престиж­ность данной социальной сферы (профессиональной и т. д.) в обществе. С одной стороны, вхождение в ту или иную про­фессиональную группу имеет чисто социальный характер, но с другой — отношение к определенной социальной пози­ции (в том числе к профессиональной роли, например) име­ет очень большое психологическое содержание.

Можно выделить также и собственно психологические причины вхождения в определенную социальную группу. Прежде всего нужно отметить стремление индивида к удовлетворению потребностей, связанных со сферой чело­веческого общения. Малая группа выполняет функцию создания для человека поля межличностного общения, условий удовлетворения потребности быть включенным в систему отношений с другими людьми...

Затрагивая вопрос о факторах, побуждающих человека стать членом той или иной группы, следует подчеркнуть, что детерминанты группового членства не исчерпываются системой потребностей и ценностей человека, а включают в себя и ряд других переменных, например социальный опыт индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожида­ния, связанные с предстоящим групповым членством, осо­бенности группы с точки зрения ее целей, программ, спе­цифики деятельности и т. д.

Е.М.Дубовская

А. Какие две группы условий, влияющих на возникно­вение группы, упоминает автор? Назовите их.

Б. Какой фактор, по мнению автора, в первую очередь определяет приход людей в заявленную социумом группу? Как вы думаете, почему? Приведите свое объяснение.

В. Характеризуя причины, определяющие приход челове­ка в группу, автор употребляет выражение «детерминанты группового членства». Как вы понимаете смысл этого выра­жения? Назовите три любые «детерминанты группового член­ства» и приведите пример, иллюстрирующий одну из них.

Г. Опираясь на текст и знания обществоведческого кур­са, укажите три признака малой группы и назовите три лю­бые малые группы.

Тест № 6.

1.К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть

А) территория, на которой живут люди; Б) определенный этап исторического развития;

В) группа людей, объединившаяся для поддержки друг друга; Г) все население Земли.

2.Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту:

А) гарантирует право на инакомыслие;

Б) ликвидируются конституционные права и свободы;

В) граждане грамотно и эффективно участвуют в политической жизни;

Г) существуют судебные и иные правоохранительные органы.

3.Цена товара упадет, если спрос…

А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;

Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;

В) останется неизменным и предложение останется неизменным;

Г) возрастет, а предложение останется неизменным

4.К элементам общества как системы не относиться:

А) университет; Б) нация; В) плодородная земля; Г) церковь.

5.Формой вертикальной социальной мобильности является:

А) создание семьи; Б) безупречная производственная деятельность;

В) постоянное проживание в городе; Г) повышение по службе.

6.К признакам любого государства относится:

А) уважение к законам; Б) наличие парламента;

В) унитарное устройство; Г) наличие публичной власти.

7.Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей включает в себя:

А) общественное сознание; Б) духовная жизнь общества;

В) система права; Г) общественная идеология.

8.Производительные силы это:

А) природные ресурсы; Б) система эффективного общественного производства;

В) люди с предметами и средствами труда; Г) общественные организации.

9. К видам деятельности, характерным только для человека, относится:

А) организация питания; Б) обучение потомства;

В) изменение условий своего существования; Г) групповое взаимодействие.

10.К показателям достигаемого статуса личности относится:

А) социальное происхождение; Б) возраст; В) пол; Г) образование.

11.Верны ли следующие суждения?

А) Правонарушение всегда предполагает совершение определенных противоправных действий.

Б) Правонарушение может быть выражено как в действии, так и бездействии.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

12.Верны ли следующие суждения?

А) Глобальными называются те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б) Глобальными называются те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

13.Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

I II

Предпринимательство: опыт России - student2.ru 1) Социальная сфера А) Государство Предпринимательство: опыт России - student2.ru

2) Духовная сфера Б) Семья;

Предпринимательство: опыт России - student2.ru 3) Политическая сфера В) Банковская система

4) Экономическая сфера Г) Образование

14. Вставьте пропущенные слова: «Быстрый скачкообразный переход от одного, общественно-политического строя к другому называется ______________________, а постепенный характер перемер - _________________ формой общественного развития.

15. Социальными характеристиками человека обусловлены его потребности:______________

Выберите и напишите соответствующую последовательность букв, располагая их в алфавитном порядке.

а) в трудовой деятельности; б) во сне; в) в отдыхе; г) в созидании; д) в пище;

е) в социальной активности; ж) в воздухе; з) в воде; и) в общении с другими людьми.

16.Запишите слово, пропущенное в схеме: «Структура деятельности»

Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Мотив   Цель   Средства   Действия    

17.Вставьте пропущенное слово: Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, - это ____________________________.

18.Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

________________________________________________ .

19.Заполните схему «Типы экономомической системы».

Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru

               

20.Выполните схему, отражающую принцип разделения властей.

.

21. Запишите в схему пропущенное слово.

Предпринимательство: опыт России - student2.ru

22.. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.
«Человек — существо не только биологическое, но и ___________________ . Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

23. "Установите соответствие между фактом и сферой обще­ственной жизни, в которой этот факт имел место. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго.

Факт Сфера жизни

общества

1) изобретение книгопечатания А) экономическая

2) производство обуви

3) снижение инфляции Б) духовная

4) выставка произведений ис­кусства

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

       

24. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие материальную культуру. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) автомобиль

2) былина

3) одежда

4) электростанция

5) драматический спектакль

6) газопровод

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Экономика обозначает науку, которая исследует, как
люди используют имеющиеся ____________ (1) для удовлетворения своих неограниченных ___________________________________________________ (2) в жизненных благах. В экономической жизни общества есть три главных участника: семьи, фирмы и ______________(3). Но ос­новное действующее лицо, решениями которого определя­ется хозяйственная деятельность, — это (4). Для производства жизненных благ люди используют раз­
личные ресурсы природы, свой труд и специальные при­способления (инструменты, оборудование и др.). Все это называется _____________________ (5).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно сло­во за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А умения д человек
Б потребности Е факторы производства
В объединения   государство
Г ограниченные ресурсы производители

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         

26. Назовите любые четыре основные социальные роли че­ловека.

27. Приведите три примера участия гражданина в полити­ческой деятельности.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

Излишне говорить, сколь похвальна в государстве вер­ность слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удава­лись лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ста­вил на честность.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способа­ми: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...

Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следо­вательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Та­кой совет был бы недостойным, если бы люди честно держа­ли слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный пред­лог нарушить обещание всегда найдется...

Надо являться в глазах людей сострадательным, вер­ным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, осо­бенно новый, не может исполнять все то, за что людей по­читают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

Н. Макиавелли

А. Какими способами, по мнению автора, можно бороть­ся с врагом? Почему, по мнению автора, необходимо ис­пользовать два способа борьбы?

Б. Какая форма правления существует в государстве, о котором рассуждает автор? Найдите в тексте Макиавелли обоснование своего ответа.

В. В каком государстве могут быть реализованы советы Макиавелли: в демократическом или диктаторском? Приве­дите три аргумента в защиту своей точки зрения.

Г. Из курса обществознания вы знаете, что любое госу­дарство может опираться на силу. Чем использование вла­стью силы в диктаторском государстве отличается от ис­пользования силы в демократическом государстве? Сформу­лируйте любые три отличия.

Тест № 7.

1.Обществом в широком смысле слова называют

А) весь окружающий мир; Б) взаимодействие людей в повседневной жизни;

В) группы, в которых происходит общение; Г) совокупность форм объединения людей.

2.Связь всех сфер жизни общества:

А) обеспечивается идеологической работой;

Б) вытекает из целостности общества как системы;

В) устанавливается законодательным путем;

Г) достигается политической борьбой.

Цена товара возрастет, если спрос…

А) возрастет в 2 раза, а предложение увеличиться в 3 раза;

Б) останется неизменным, а предложение уменьшиться;

В) уменьшится, а предложение возрастет;

Г) останется неизменным и предложение останется неизменным

4.Важным отличием человека от животных является:

А) инстинкты; Б) рефлексы; В) потребности; Г) мышление.

5.Формой горизонтальной социальной мобильности является:

А) создание семьи; Б) перевод учителя на работу из одной школы в другую;

В) понижение по службе; Г) повышение по службе.

6.Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:

А) закон «падающего бутерброда»; Б) закон спроса;

В) закон стоимости; Г) закон фотоэффекта?

7.Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:

А) вызывающим; Б) отклоняющимся; В) легкомысленным; Г) нестандартным.

8. Назовите одну из мировых религий:

А) конфуцианство; Б) иудаизм; В) кришнаизм; Г) буддизм.

9. Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»:

А) В.И. Ленин; Б) К. Маркс; В) А. Тойнби; Г) А. Смит.

10.К показателям предписанного статуса личности относится:

А) материальное положение; Б) возраст; В) квалификация; Г) образование.

11.Верны ли следующие суждения?

А) Демократическое государство характеризуется наличием одной партии, сросшейся с государством.

Б) Демократическое государство характеризуется доминированием исполнительных и силовых органов власти.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

12.Верны ли следующие суждения?

А) Любое государство характеризуется наличием собственных силовых структур.

Б) Любое государство характеризуется наличием публичной власти.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

13.Установите соответствие между общественным институтом и сферой общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

I II

Предпринимательство: опыт России - student2.ru 1) Социальная сфера А) Предпринимательство: опыт России - student2.ru Церковь

2) Духовная сфера Б) Семья;

Предпринимательство: опыт России - student2.ru 3) Политическая сфера В) Фирма

4) Экономическая сфера Г) Суд

14. Вставьте пропущенные слова:

А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, - это ______________.

Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода – это ___________________.

В)Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств – это _____________.

15. Выберите и напишите соответствующую последовательность букв, располагая их в алфавитном порядке. Биологическими характеристиками человека обусловлены его потребности:______________

а) в трудовой деятельности; б) во сне; в) в отдыхе; г) в созидании; д) в пище;

е) в социальной активности; ж) в воздухе; з) в воде; и) в общении с другими людьми.

16.

Предпринимательство: опыт России - student2.ru Запишите слово, пропущенное в схеме: «Факторы производства».

Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru

Труд   Земля   Капитал       Информация

17.Закончите фразу. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе ____________________________.

18.Вставьте пропущенное слово: Средства систематического распространения информации ( через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись и др.) называются ________________________________________________ .

19.Заполните схему «Способности человека»

 
  Предпринимательство: опыт России - student2.ru

       
Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru
     
               

20.Выполните схему, отражающую историческое развитие этнических общностей

.

     
 
 

21. Заполните пробел в приведенной ниже схеме.

Предпринимательство: опыт России - student2.ru

Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru Предпринимательство: опыт России - student2.ru 22. Какому понятию соответствует следующее определе­ние?

«_____ — естественная среда, окружающая человека».

23. Установите соответствие между областями культуры и их признаками; к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию из второго.

Признаки Область

культуры

1) формирование чувства прекрасного А) наука

2) выдвижение гипотезы Б) искусство

3) проведение эксперимента

4) эмоционально-чувственное отраже­ние реальности

5) создание художественного образа

6) поиск доказательств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

           

24.Найдите в приведенном ниже списке права потребителя. Обведите цифры, под которыми они указаны.



1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на свободу передвижения

3) право на стабильный доход

4) право на безопасность товара

5) право на свободу слова

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Брак заключается путем регистрации в органах запи­си актов гражданского состояния. Законным супругам вы­
дается свидетельство о браке. Супружеские права и обязан­ности возникают после _______________ (1) союза мужчины и женщины. Для заключения брака необходимо _______________ (2) вступающих в брак и достижение (3), т. е. установленного законом возраста, с достижением которого разрешается вступление в брак. (4) устанавливает единый брачный воз­раст для мужчин и женщин — 18 лет. Как правило, ранние браки отрицательно сказываются на учебе, здоровье
супругов и их детей. При наличии уважительных причин (например, беременность, рождение ребенка и пр.)
___________________________________ (5) могут разрешить вступление в брак лицам 16 лет.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А Семейный кодекс РФ
Б официальная регистрация
В взаимное согласие
Г органы местного самоуправления
Д нотариальные конторы
Е обряд венчания
Ж Гражданский кодекс РФ
брачный возраст

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         

26.Назовите пять признаков политической партии.

27.Приведите три примера административного правона­рушения.

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

Нас могут спросить: «Как вы можете подчиняться од­ним законам и нарушать другие?» Ответ состоит в том, что существует два типа законов: справедливые и несправедли­вые. Я первый готов выступить за подчинение справедли­вым законам. Подчиняться справедливым законам — не только юридическая, но и моральная обязанность... Не­справедливый закон — это разногласие, превращенное в закон. С другой стороны, справедливый закон — это едино­мыслие, превращенное в закон...

Несправедливый закон навязывается меньшинству, ко­торое не принимает участие в создании или принятии его, ибо лишено права свободно голосовать... В Алабаме пуска­ются в ход все способы, чтобы помешать неграм регистри­роваться в качестве избирателей, и есть целые графства, где вообще не был зарегистрирован ни один негр, хотя нег­ритянское население составляет в них большинство. Можно ли считать хоть один закон, принятый в таком штате, демократическим?

Ни в коей мере не призываю я к тому, чтобы обходить или игнорировать законы... это дело привело бы к анар­хии. Тот, кто нарушает несправедливый закон, должен де­лать это открыто, без ненависти, с готовностью принять наказание. Я считаю, что человек, нарушающий неспра­ведливый, как подсказывает ему совесть, закон, с готовно­стью принимающий наказание и остающийся в тюрьме, чтобы пробудить у общества стыд за несправедливость, по­дает в действительности пример глубочайшего уважения к закону...

Мартин Лютер Кинг. Письмо из Бирмингемской тюрьмы

А. Какие два типа законов называет автор? Какие опре­деления автор дает каждому из них?

Б. Автор приводит в качестве несправедливых законов законы Алабамы. Почему эти законы являются несправед­ливыми? Приведите два обоснования с опорой на текст.

В. Автор утверждает, что человек, не подчиняющийся не­справедливому закону, должен быть готов принять наказа­ние. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведи­те три аргумента, доказывающих правомерность этого требо­вания.

Г. Какие правовые способы существуют для борьбы с несправедливыми законами в демократическом государст­ве? Назовите любые три способа, опираясь на знание обще­ствоведческого курса.

Тест № 8.

1.В переводе с греческого слово «экономика» обозначает:

А) занятие сельским хозяйством;

Б) распределение материальных и духовных ресурсов;

В) искусство ведения домашнего хозяйства;

Г) организацию хозяйства с целью укрепления своих позиций на рынке.

2. Чем определяется социальный статус:

А) оценкой обществом той или иной позиции личности;

Б) поведением челове

Наши рекомендации