Музыкальные игры, развлечения и праздники

Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Учить перевопло­щаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать ра­дость, чувство удовлетворения от игровых действий.

Показывать простейшие по содержанию спектакли.

примерный перечень

Игры с пением.«Зайка», «Солнышко», «Идет коза рогатая», «Петушок», рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова; «Зайчик», муз. А. Лядова; «Воробушки и кош­ка», нем. плясовая мелодия, ел. А. Ануфриевой; «Прокати, лошадка, нас!», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, ел. И. Михайловой; «Мы умеем», «Прятки», муз. Т. Ломовой; «Разноцветные флажки», рус. нар. мелодия. Театрализованные развлечения.Инсценирование рус. нар. сказок («Реп­ка», «Курочка Ряба»), песен («Пастушок», муз. А. Филиппенко; «Петруш­ка и Бобик», муз. Е. Макшанцевой), показ кукольных спектаклей («Пет-рушкины друзья», Т. Караманенко; «Зайка простудился», М. Буш; «Любочка и ее помощники», А. Колобова; «Игрушки», А. Барто). Забавы.Народные и заводные игрушки, фокус «Бабочки», обыгрывание рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри).

Развлечения.«В гости к кукле Кате», «В гости к игрушкам», «На лужайке», «Зимние забавы», «День рождения у куклы Маши», «Кто в домике живет?», «В зоопарке», «В цирке», «В гостях у елки» (по замыслу педагогов). Рассказы с музыкальными иллюстрациями.«В лесу», муз. Е. Тиличеевой; «Праздник», «Музыкальные инструменты», муз. Г. Фрида; «Воронята», муз. М. Раухвергера. Праздник.Новогодний утренник «Елка».

Самостоятельная деятельность детей

(в помещении, на прогулке)

Рационально расходовать время, отведенное для самостоятельной дея­тельности детей. Учить их занимать себя, если взрослый занят с нуждаю­щимся в его помощи малышом. Помогать вовремя сменить вид деятельно­сти. Обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной деятельности.

Удовлетворять потребность детей в движении: ходьбе, лазаньи, подлеза-нии, метании и т. п. Предоставлять возможность разнообразно играть с мяча­ми, каталками, колясками и т. п. Использовать естественную среду: ходить по песчаной дорожке, взбираться на бугорки, лесенки и т. п. (на прогулке).

Побуждать к участию в подвижных играх.

Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом, пластмассовы­ми конструкторами (типа «Лего»), пользуясь умениями, полученными на занятиях. Вместе с детьми сооружать большие постройки (дом с забором и т.д.). В качестве дополнительного материала использовать игрушки соот­ветствующего размера.

В летнее время на прогулке проводить игры с природными материала­ми. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой с сюжетными играми. Учить детей выкладывать камешками, ракуш­ками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. По­ощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).

Развивать мелкую моторику рук в действиях с портновскими крупными кнопками, молниями, шнуровками и т. п.

Способствовать формированию умения отображать в играх знакомые жиз­ненные ситуации. Учить овладевать основными игровыми способами. Детей первой подгруппы учить по подражанию выполнять простые игровые дейст­вия. Побуждать самостоятельно подбирать предметы и игрушки, необходимые для игры; выполнять одно и то же игровое действие с разными игрушками.

Способствовать отображению в игре (дети старше 1 года 6 месяцев) зна­комых действий взрослых. Формировать умение воспроизводить два взаи­мосвязанных действия, выполнявшихся ранее в отдельности (искупать куклу — уложить в постель).

Приобщать детей к использованию в игре дополнительного игрово­го материала, заменяющего недостающие предметы (предметы-замес-

тители). Побуждать использовать в играх ленточки, пластмассовые бу­тылочки, стаканчики, желуди, шишки, предметы-орудия (сачки, чер­пачки и т.п.).

Учить играть, не мешая друг другу. Формировать умение просить игрушки, обмениваться ими, оказывать элементарную помощь взрос­лому (принести предмет, нужный для игры); с помощью воспитателя распределять действия (один ребенок складывает в машину кубики, другой — возит их на стройку и т. п.). Воспитывать чувство симпатии друг к другу.

Примерный перечень подвижных игр на участке

Для теплого времени года:«Солнечный зайчик», «По узенькой дорожке», «Лягушки-скакушки», «Догони зайку», «Мышки», «Перебежки с погре­мушками», «Гуси-гуси», «Поймай мотылька», «Мишка косолапый», «Кури­ца с цыплятами».

Для холодного времени года:«Скатись с горки», «Все ко мне», «Заинька, выйди в сад», «Полетели птички», «Зимние забавы», «Коза рогатая», «Прятки», «Мы белые снежинки», «Совушка-сова», «Паровозик-паровоз».

Примерный перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специ­альные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по два занятия в день: с каждой подгруппой по десять занятий в неделю.

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний пери­оды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся группами по 3-5 человек. Длительность занятия 5-7 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет можно объединять по 8-12 человек в за­висимости от характера занятий. Длительность занятия не более 10 минут.

Виды занятий Количество занятий
Расширение ориентировки  
it окружающем и развитие речи
Развитие движений 2 |
('о строительным материалом 1 \
С. дидактическим материалом
Музыкальное

Перваямладшаягруппа

(отдвухдотрехлет)

Возрастные особенности психического развития детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продол­жает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, началь­ные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соот­носящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не толь­ко объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную ак­тивность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в резуль­тате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предло­жения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, ри­сование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль­ности. В середине третьего года жизни появляются действия с пред­метами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; раз­личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ре­бенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им­пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети лег­ко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей по­являются чувства гордости и стыда, начинают формироваться эле­менты самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формирует­ся образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: нега­тивизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис мо­жет продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Задачи воспитания и обучения

Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать куль­турно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Развивать ос­новные движения, предупреждать утомление.

Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей.

Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разно­образными сенсорными впечатлениями.

Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о про­стейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бе­режное отношение к растениям.

Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, со­вершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу

третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспи­тывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близ­ким людям.

Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчи­вость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобра­зительного искусства, литературы.

Примерный режим дня

Дома \
Подъем, утренний туалет 6.30-7.30
В дошкольном учреждении \
Прием детей, самостоятельная деятельность 7.00-8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.20
Самостоятельная деятельность 8.20-9.00
Занятия по подгруппам 8.30-8.45-9.00
Подготовка к прогулке 9.00-9.20
Прогулка 9.20-11.20
Возвращение с прогулки,  
самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 11.20-11.45
Обед 11.45-12.20
Спокойные игры, подготовка ко сну 12.00-12.30
Дневной сон 12.30-15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.15
Полдник 15.15-15.25
Самостоятельная деятельность 15.25-16.15
Занятия по подгруппам 15.45-16.00-16.15
Подготовка к прогулке 16.15-16.30
Прогулка 16.30-17.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная  
деятельность, подготовка к ужину 17.30-18.00
Ужин 18.00-18.30
Самостоятельная деятельность, уход домой 18.30-19.00
\Дома
Прогулка с детьми 18.30-19.30
Возвращение домой, легкий ужин,  
спокойные игры, гигиенические процедуры 19.30-20.30
Ночной сон 20.30-6.30 (7.30)

Физическое воспитание

Продолжать укреплять здоровье детей. Развивать движения в ходе обу­чения разнообразным формам двигательной деятельности. Предупреждать утомление детей. Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. С детьми в возрасте до 2 лет 6 месяцев, особенно в слу­чаях, если в группе много новых детей, следует планировать работу по об­легченной программе.

Наши рекомендации