Раздел 6.Испанская культура эпохи Просвещения

Тема 8. Своеобразие просветительского движения в Испании. Французская буржуазная революция и Испания. Война за испанское наследство и её итоги для Испании. Правление Карла III (1759-1788). Усиление абсолютизма. Концепция «просвещенного абсолютизма»). Изменения в управлении государством. Ограничение влияния церкви. Внешняя политика. Франко-испанские «фамильные пакты». Семилетняя война. Голодные бунты 1766 г. Великая французская революция и Испания.

Тема 9. Просвещение: общая характеристика идеологии и культуры. Французские связи и французское влияние. Борьба против «офрансеадос». «Махос» - как идеологический феномен сопротивления Просвещению (т.е. французскому влиянию).

Умеренность испанского Просвещения, его «литературно-полемический» характер. Испанская художественная культура эпохи Просвещения. Борьба за реформу испанской словесности, за изгнание «пережитков барочного сознания». Г.Ховельянос-и-Рамирес (1744-1811) – ярчайший представитель испанской просветительской литературы. Живопись испанского Просвещения. Творчество Ф.Гойи (1746-1828). Темы, сюжеты, мотивы, техника. Анализ п.п.5,6 первой главы книги Х.Ортеги-и-Гассета «Гойя и народное» (1950).

Раздел 7.Испанская культура XIX века

Тема 10. XIX век – эпоха буржуазных революций в Испании. Война за независимость и первая буржуазная революция. Вступление французских войск в Испанию. Испанская герилья и её историческое значение. Политика Наполеона в Испании.

Тема 11. Испанская художественная культура в эпоху «цикла буржуазных революций». Романтизм как мировоззренческая и эстетическая система. Реализм. Романтическое двоемирие, романтическая ирония, региональная (областническая) культура, костумбристская художественная литература, специфика раскрытия образа мира и человека испанскими художниками XIX века. Национальная специфика испанского романтизма. Костумбризм – региональная, нраво-бытописательная ориентированность художественной культуры. Костумбриpизм в живописи Испании и Латинской Америки.

Раздел 8. Испанская культура ХХ века

Тема 12. Основные события испанской истории I половины ХХ века. Политическая система Реставрации. Испано-американская война 1898 г. Причины «катастрофы 1898 года». Политический кризис. «Поколение 1898 года» и его роль в развитии общественной мысли и культуры Испании. Испания в годы I мировой войны и революционного подъёма. Причины сохранения нейтралитета. Послевоенный экономический кризис. Крушение политической системы Реставрации. Диктатура Примо де Ривера (1923-1930) Гражданская война 1936-1939 гг.

Тема 13.«Поколение 1898 года» и модернизм в испанской культуре. Модернизм как тип мировидения и эстетика. Особенности интерпретации мира и человека мыслителями «поколения 1898 года». Сюрреализм в испанской живописи и кинематографе I половины ХХ века. Параноико-критический метод С.Дали. Разнообразие творческой манеры художника. Л.Бунюэля. Архитектура I половины ХХ века. Творчество А.Гауди (1852-1926). Дом Бальо (1906), Собор Святого Семейства – стилевое и конструктивное решения объектов.

Тема 14. Основные события испанской истории II половины ХХ века. Современная Испания и современная латинская Америка. Роль Испании в современном мире.

Тема 15 Постмодернизм в испанской художественной культуре: литература, кинематограф.

Темы практических занятий

Тема 1: Средние века в истории культуры Испании (4 ч.)

1) Краткая общая характеристика эпохи (хронологические границы, периодизация, концепция мира, концепция человека);

2) Культура арабской Испании. Культурные памятники цивилизация Аль-Андалус. Кордовская Соборная мечеть (анализ-демонстрация). Последствия арабского владычества в культуре современной Испании;

3) Культура христианской Испании. История и периодизация движения реконкисты. Королевские династии эпохи Средних веков. Испанская готическая архитектура. Кафедральный собор в Барселоне (анализ-демонстрация);

4) Рыцарская идеология и культура в Испании.

5) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

Тема 2: Возрождение в истории культуры Испании (4 ч.)

1) Краткая общая характеристика эпохи (хронологические границы, периодизация, концепция мира и человека). Основные события испанской истории (открытие Х.Колумбом Америки и др.) эпохи Возрождения;

2) Архитектура эпохи Возрождения. Дворцовый комплекс Эскориал: политическое, эстетическое, культурное значение (анализ-демонстрация);

3) Живопись эпохи Возрождения. Творчество Эль Греко и Х.Пантоха де ла Крус (основные жанры и сюжеты творчества). Анализ-демонстрация конкретных произведений;

4) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

Тема 3: Золотой век испанской культуры (4 ч.)

1) Основные события испанской истории XVII века;

2) Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» - герой сюжет;

3) М. де Унамуно и Х.Ортега-и-Гассет о Дон Кихоте;

4) Испанское барокко в архитектуре (стиль чурригереско) и живописи (Х.Рибейра, Ф.Сурбаран, Д.Р. де Сильва Веласкес, Б.Э.Мурильо – анализ-демонстрация произведений);

5) Поэтическое творчество Л. де Гонгоры-и-Арготе – жанры, мотивы;

6) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

Тема 4: Испанское Просвещение (2 ч.)

1) Основные события испанской истории XVIII века;

2) Специфика национального Просвещения. Явление офрансеадо и махаизм. Х.Ортега-и-Гассет ст. «Гойя и народное»;

3) Первый период творчества Ф.Гойи: жанры, сюжеты, мотивы;

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Тема 5: Испанская культура I половины ХХ века (4 ч.)

1) Основные события испанской истории первой половины ХХ века;

2) Модернизм. Х.Ортега-и-Гассет о дегуманизации искусства;

3) Экзистенциализм в литературе. Повесть М. де Унамуно «Авель Санчес» - сюжет, герой, конфликт;

4) Сюрреализм в живопись и кинематографе. Творчество С.Дали, Л.Бунюэля (анализ-демонстрация произведений/фрагментов произведений.

Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 2. М., 2010 (см. нац. раздел)

История мирового искусства. М., 1998

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Тема 6: Испанская культура II половины ХХ века (2 ч.)

1) Основные события испанской истории второй половины ХХ века;

2) Постмодернизм как тип эстетического мировидения. Специфика испанского постмодернизма;

3) Современный испанский кинематограф: эстетика и проблематика (анализ-демонстрация фрагментов произведений по выбору студентов)

4) Роман А.Переса-Реверте «Клуб Дюма, или тень Ришелье» - жанр, герой, сюжет.

История мирового искусства. М., 1998.

Испания. Анфас и профиль. М., 2007.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Темы для творческих работ, рефератов

1) Памятники арабской архитектуры в Испании. Стилевое своеобразие, функциональное назначение (анализ/демонстрация конкретных памятников, например, Соборная мечеть в Кордове)

2) «Песнь о моем Сиде» – испанский средневековый героический эпос. Герой и исторический прототип, художественный вымысел и историческая правда в поэме

3) Стиль «мудехар» в архитектуре Испании

4) Важнейшие праздники регионов Испании

5) Мовида как культурное явление: идеология, эстетика, основные представители

6) Современный испанский кинематограф: эстетика и проблематика

7) Испанские национальные праздники

8) Коррида как феномен испанской культурной жизни

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней:учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Культурология"/В. А. Луков.-М.:Академия,2008, ISBN 978-5-7695-5073-7,5-e изд., стер..-512.-Библиогр.: с. 490-492. - Имен. указ.: с. 493-507

2. Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов в 2-х чч. Пермь, 2003-2008.

Дополнительная:

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3 тт. М.;Л., 1948-1955.

2.Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

3.История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2004.

4. История западно-европейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия: Учебник / Под ред. Т.В.Соколовой. М.; СПб, 2003.

5. Зарубежная литература ХIХ века: Учебное пособие / Под ред. В.М.Толмачева. М.: Academia, 2003.

6. Зарубежная литература ХХ века: Учебник / Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2004.

7. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. Пособие; Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001.

8. Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л.Верникова. М.: Издательство «Весь мир», 2007.

9. Испания в начале XXI века: учеб. пособие. М.: МГИМО (У)МИД России, 2006.

10. Лалагуна Х. Испания. История страны / пер. с англ. М.: Эксмо; СПб. 2009.

Рекомендуемая:

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб., 1996.

Верников В. Коррида, фламенко и… жизнь. М., 2002.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. М., 1999.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

История стран западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М.Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский и др. М.: Высшая школа , 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании: Средние века. эпоха Возрождения. М.: Изобразительное искусство, 1988.

Кольцов М. Испанский дневник. М., 1958.

Культура Латинской Америки. Энциклопедия. М., 2000.

Культура современной Испании: превратности обновления. М, 2006.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений / под ред. В.В.Ванслова и Ю.Д.Колпинского. М.: Искусство, 1980.

Набоков В.В. Лекции о зарубежной литературе. М., 1996.

Называть вещи своими именами, Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

Пономарева Л.В. Испанский католицизм. М., 1989.

Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.

Хенкин С.М. Хуан Карлос I: политический портрет. М., 2001.

8. Методические указания и рекомендации

Студентам:

Курс История культуры страны первого иностранного языка (испанский) включает в себя часы аудиторных занятий и часы самостоятельной работы, используемые студентом для закрепления и углубления полученных знаний. В темах аудиторных занятий представлен весь теоретический материал курса, также предполагается необходимый минимум практики. В рамках самостоятельной работы студенты выполняют домашнее задание, контрольные работы, подготавливают доклады и презентации по определённым темам курса. Полноценное усвоение курса возможно при добросовестном и грамотном прочтении культурологических работ, художественных текстов рекомендуемых программой; регулярном посещении лекций, выполнении необходимых самостоятельных заданий.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, её результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется:

- вести конспектирование изучаемого материала по каждой теме курса;

- формировать комплект презентаций (по каждому разделу курса – минимальный теоретический материал, визуальный ряд);

- вести читательский дневник (отдельная тетрадь; в дневнике необходимо указывать: полное имя и годы жизни авторов, полное название произведений и время их создания, имена переводчиков; ключевые цитаты, выражающие идейную, проблемно-тематическую направленность и эстетическое своеобразие произведений);

- самостоятельно просматривать учебную литературу в целях поиска дополнительного материала по изучаемым темам, необходимого для выполнения домашнего задания, для чего обращаться к фондам библиотек ПГНИУ ;

- активно использовать ресурс Интернет;

Самостоятельная работа учащихся включает в себя четыре основные вида деятельности:

1. чтение художественных произведений и ведение читательского дневника;

2.выполнение домашних заданий по определённым темам курса, создание презентаций;

3. выполнение контрольных работ;

4. подготовка докладов по определённым темам курса.

Результаты самостоятельной работы учитываются следующим образом:

1. выполнение домашнего задания контролируется на каждом занятии, по результатам письменной работы (5-7 мин.), выставляется оценка;

2. за выполнение контрольных работ выставляется оценка;

3.подготовка докладов, демонстрация презентаций: выставляется оценка.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел1. Введение. Доисторическая и античная эпохи в истории культуры Испании  
Тема 1. Тема: Знакомство с концепцией курса. Комментарий понятий «культура», «мировая культура», «национальная культура», «национальный характер», «национальная идентичность», «национальный менталитет» и т.д. Франция сегодня.   - с опорами на справочную, учебную литературу дать определение понятиям: «культура», «национальная культура», «национальный характер», «национальная идентичность», «национальный менталитет»; - прочитать статью Э.В.Соколов «Испанский гений Сальвадора де Мадариаги и проблемы национального характера» // Мадариага С. де Англичане, французы, испанцы. СПб.: Наука, 2003. С.21-239. Законспектировать основные положения
Раздел 2. Средние века в истории испанской культуры  
Тема 3. Культура арабской Испании; Тема 4.Культура христианской Испании. - подготовить контурную карту Пиренейского полуострова; - обозначить маршруты римской экспансии; - обозначить маршруты арабской экспансии; - обозначить христианскую и арабскую зоны до середины 15 в.
Раздел 3. Возрождение в истории испанской культуры.  
Тема - прочитать рекомендуемы фрагменты романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; - с опорами на статью (Затонский, Д. «А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?», Вопросы литературы. - М., 2000, № 5. - С. 208-234) дать определение понятиям «пантагрюэлизм», «раблезианство»
Раздел 5. XIX век в истории французской культуры  
7.Тема: Революции 1789, 1830, 1848, 1870 гг. Реставрация, июльская монархия, Вторая империя.   - с опорами на справочную и учебную литературу прокомментировать основные формы французскрй государственности в XIX веке, подготовить сообщения; - закончить схему «Французские королевские династии»

Перечень учебно-методических и научных изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы.

1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Культурология"/В. А. Луков.-М.:Академия,2008, ISBN 978-5-7695-5073-7,5-e изд., стер..-512.-Библиогр.: с. 490-492. - Имен. указ.: с. 493-507.

2.История западноевропейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия: Учебник / Под ред. Т.В.Соколовой. М.; СПб, 2003.

Преподавателю:

1. Содержание учебной дисциплины необходимо излагать в единстве историко-литературного, типологического подходов к темам, которые заявлены в учебном плане. Необходимо обращать внимание на основные стратегии развития национальной культуры, на преемственность традиции от Средних веков к ХХ вв.

2. Важно предусмотреть разнообразные и эффективные формы самостоятельной работы (конспекты культурологических, исторических, литературоведческих работ, читательский дневник, тесты, переводы и пр.), выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3.Список литературы для чтения и конспектирования, пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной (связанной с качественным прочтением научной и художественнойлитературы) и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. Преподаватель может рекомендовать порядок чтения художественных произведений (от XVII к ХХ в.в.), обучать ведению читательского дневника, составлению презентации.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. В виду дефицита аудиторного времени, лекции ориентированы нацелить студента на самостоятельную работу, в них не даётся развёрнутого анализа всех аспектов того или иного периода национальной культуры, но обозначены необходимые для их адекватного освоения моменты.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

7. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и студента.

Наши рекомендации