К семинарам (практическим занятиям)
Направление подготовки
(специальность) 180403«Судовождение» (СВ)
Код ОКСО наименование
Новороссийск
2013 год
СТРУКТУРА
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) №__1_
Тема:__ Происхождение, сущность и специфика морали как основы делового общения.
Продолжительность__2_ часа
Вопросы, выносимые на обсуждение
- Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность», «эстетика», «этикет».
- Своеобразие этики как науки. Основные задачи этики. История этической мысли и этикета.
- Роль морали в обществе, её влияние на формирование принципов делового общения. Моральный кодекс, правила поведения, оценка и требования.
- Нравственные чувства и моральные качества, их место и роль в нравственном развитии личности. Согласование личных и общественных интересов в процессе делового общения.
Вопросы
1. Раскройте взаимосвязь понятий «этика», «эстетика», «этикет».
2. Перечислите философов, занимавшихся развитием этики как науки и их основные идеи.
3. Особенность морали, как основы человеческого общежития.
4. Что позволяет согласовать личные и общественные интересы в процессе делового общения.
Литература
1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
2. Гусейнов А.А., Ирлитц Г.А. Краткая история этики. М., 1987.
3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 1997.
4. Иванов В.Г Очерки этической мысли России конца Х1Х – начала ХХ в., М.,1985.
5. Третьякова В. Жизнь в свете и дома. М., 1997.
6. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.,1994.
7. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1995.
См. Учебно-методические пособия:
Саркисьян Т.Н.Основы современного этикета:Учебно-методическое пособие. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2012 г.
Саркисьян Т.Н.Этикет в вопросах и ответах:Учебное пособие. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2013 г.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) №__2_
Тема: Нравственные отношения. Современный этикет.
Деловой протокол как часть современного этикета.
Продолжительность__2_ часа
Вопросы, выносимые на обсуждение
- Нравственные отношения как одна из форм общественных отношений. Специфика нравственных отношений. Связь нравственных отношений с другими формами общественных отношений. Нравственные основы общения.
- Обычные нормы нравственности и нравственные ценности, необходимые при деловом общении.
- Этикет – эстетика поведения и правила хорошего тона. Современные принципы этикета. Основные средства этикетного общения. Этикетные ситуации.
- История появления делового протокола, особенности его становления и развития в России.
Литература
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1982
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.1974
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992
- Камю А. Бунтующий человек М., 1990
- Лихачева Л.С. Школа этикета. Екатеринбург, 1995
- Фромм Э. Искусство любить. М., 1990
- Холопова Т.И, Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.,1996
См. Учебно-методические пособия:
Саркисьян Т.Н.Основы современного этикета:Учебно-методическое пособие. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2012 г.
Саркисьян Т.Н.Этикет в вопросах и ответах:Учебное пособие. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2013 г.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) №__3_
Тема: Эмоциональная культура – основа искусства делового общения.
Продолжительность__2_ часа
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Эмоциональная культура – основа искусства делового общения.
2. Природная эмпатия человека и возможности её развития. Эмоциональные способности как основа делового и личного общения. Социальная компетентность и адаптированность. Различия рационального и эмоционального интеллектов. Эмоциональные модели личности и способы их изменения.
3. Искусство нравится другим, умение слушать и понимать собеседника. Факторы интереса в процессе делового общения. Имидж как искусство нравится. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния.
4. Формирование имиджа современного делового человека. Элегантность, стиль, мода. Модели поведения.
5. Вербальное и невербальное общение. Основные виды невербальных коммуникаций. Характеристики голоса и речи. Аксессуары современного делового человека и рекомендации по их выбору.
Литература
1. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998.
2. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. М., 2001.
3. Холл К., Линдсей Г., Теория личности. М., 1999.
4. Хохель С.О. Пробуждение новых возможностей. СПб., 2001.
5. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М., 1994.
6. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
7. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.,1992.
8. Энкельманн Н.Б. Преуспевать с радостью. М., 1993.
См. Учебно-методические пособия:
Саркисьян Т.Н.Основы современного этикета:Учебно-методическое пособие. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2012 г.
Саркисьян Т.Н.Этикет в вопросах и ответах:Учебное пособие. – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2013 г.
СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) №__4