Семинар № 6. Российская цивилизация на первом витке своего развития. Киевская Русь (IX-XII вв.).
1. | Этническая основа генезиса российской цивилизации (восточные славяне, балты, финно-угры, германцы, тюрки и др.). |
2. | Политическая и экономическая основа развития Киевской Руси как субцивилизации. |
3. | Вхождение Руси в систему европейско-византийского христианского мира. |
4. | Русь и Степь. Взаимовлияния. |
Рекомендуемая литература:
75. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн.I. С. 91-153, 179-182.
76. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Гл.IX. С. 148-154.
77. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М., 1993.
78. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992. С. 20-46.
79. История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991. С. 7-34.
80. Земцов Б. "Откуда есть пошла ... российская цивилизация" // Общественные науки и современность. 1994, № 4.
81. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
82. Как была крещена Русь. М., 1990.
83. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991.
84. История русской церкви. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.
Семинар № 7. Российская цивилизация на втором витке своего развития. (XIII - XVI века).
1. | Северо-Восточная Русь: особенности развития региона. Монголо-татарское иго и его влияние на жизнь Руси (XIII-XV вв.). |
2. | Москва и причины ее возвышения (XIV-XV вв.). |
3. | Россия времен Ивана Грозного. Феномен опричнины. |
4. | "Смута" и ее смысл в истории России (конец XVI- начало XVII вв.). |
Рекомендуемая литература:
85. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1957. Т. 2. Лекция 21. С. 5-27. /Лекции 41-42/.
86. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960.
87. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М., 1992.
88. Думин С.В.Другая Русь (Великове княжество Литовское и Русское) // История Отечества. Люди, идеи, решения. - М., 1991. С. 76-126.
89. Сенюткин С.Б. История Монголии XII-XIII вв.: Методические материалы. - Н.Новгород, 1995.
90. Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории, 1993, № 7. С. 152-163.
91. Зимин А.А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV века. - М., 1991.
92. Герберштейн С. Записки о Московии. - М., 1988, С. 112-118.
93. Горсей Дж. Записки о России. XVI - начало XVII в. - 1990. С. 62-66.
94. Костомаров Н.И. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. - М., 1988.
95. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М., 1975. С. 32-33.
96. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М., 1989. С. 52-59.
§ 3. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Конспект ответа для семинарского занятия пишется только тогда, когда весь объем рекомендуемой литературы освоен и осмыслен. Иначе конспект будет представлять собой слабо связанные выписки из предложенных к прочтению работ. Конечно, можно сразу при прочтении книг делать фрагментарные записи, но при этом должен следовать иной этап работы: компоновка сделанных записей в единое связное законченное целое. В конспекте должна иметься вводная часть, а также заключение. При оформлении конспекта рекомендуется оставлять поля для пометок и записей во время самого семинарского занятия, а также выделять главное, например, подчеркиванием. От грамотного конспекта во многом зависит участие студента в обсуждении тех или иных проблем, поднимаемых в ходе занятия.
Глава IV. Работа над учебным рефератом
Тематика рефератов
Студенты, имеющие высшее образование, могут по желанию вместо устного экзамена написать реферат по соответствующей тематике с учетом указанных ниже требований. Предлагается следующая тематика рефератов:
97. Теория цикличности Н.Я. Данилевского.
98. А. Тойнби и его взгляд на развитие цивилизаций.
99. М. Вебер с его пониманием системы ценностей.
100. О. Шпенглер как теоретик цивилизационных процессов.
101. Типология культурно-исторических цивилизационных комплексов.
102. Теории возникновения европейского средневекового города.
103. Реконкиста как пример межцивилизационых взаимодействий.
104. Англия как часть европейской средневековой цивилизации.
105. Франкское общество V-XI вв. как часть формирующейся европейской средневековой цивилизации.
106. Особенности развития германских земель в средние века.
107. Генезис европейской индустриальной цивилизации.
108. Крестовые походы и их роль в межцивилизационном общении народов.
109. Эпоха Великих географических открытий и превращение европейской цивилизации в планетарное явление.
110. Англия как часть западного индустриального мира.
111. Рождение и развитие североамериканской цивилизации.
112. Современные цивилизации Востока. Специфические черты развития китайской цивилизации.
113. Специфические черты развития японской цивилизации.
114. Индо-буддийский мир в средневековье на примере Могольской державы.
115. Роль и место исламской цивилизации в современном меняющемся мире.
116. XVIII век в европейской и северо-американской истории.
Требования к написанию рефератов
Прежде всего при выборе темы необходимо ориентироваться не только на обязательность изучения материала, но и на наличие (либо отсутствие) собственного интереса к той или иной обществоведческой проблематике. После того, как тема определена (либо по имеющемуся в пособии списку, либо самостоятельно, но с обязательным согласованием ее с преподавателем, ведущим курс лекций), перед студентом стоит задача самостоятельного подбора литературы. Этот компонент работы обязателен, поскольку позволяет студенту проверить и укрепить свои навыки работы в справочных и библиографических отделах библиотек.
Далее составляется рабочий план реферата, который в ходе подбора и изучения литературы может быть подвергнут уточнению и корректировке.
Введение к реферату должно включать в себя:
-обоснование актуальности избранной темы;
- характеристику основной литературы, имеющейся по избранной проблематике;
- анализ и характеристика источников (если реферат выполняется по первоисточникам);
- цели и задачи работы
Основное содержание реферата демонстрирует навыки обучаемого работы с литературой, способность к ее анализу, умение извлекать из нее не только необходимые факты, но и критически осмыслять их в ходе работы над сочинением. (реферат должен содержать в себе не только переписанные куски иных книг и статей, но и собственную позицию студента по тем или иным сюжетам всемирной или отечественной истории). Структурно реферат включает в себя несколько глав, желательно подразделенных на параграфы. В итоге каждой главы излагаются промежуточные обобщения и предварительные выводы. Заключение содержит в себе основные выводы и мысли, к которым пришел автор в ходе работы на своим сочинением.
Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, карты, таблицы и т.п.) должен быть оформлен в строгом соответствии с существующим стандартом. Справки по оформлению реферата можно получить у преподавателя, ведущего означенный курс, а также у технического персонала кабинета кафедры философии и истории. Студент должен быть знаком с имеющимся графиком индивидуальных консультаций преподавателя, ведущего теоретический и практический курс "История цивилизаций".
Глава V. Формы контроля за работой студента
§ 1. Требования к зачету по курсу "История цивилизаций"
Дифференцированный зачет проводится в конце 1 семестра по вопросам семинарских занятий 1,2 и 3 (всего 12 вопросов). Студенты должны предъявить преподавателю конспекты, отражающие уровень подготовленности к семинарским занятиям в соответствии с требованиями высшей школы. Кроме того, преподаватель учитывает активность и качество работы студента во время проведения семинаров. По итогам контроля: 1) конспект; б) работа в процессе семинаров; в) ответ на зачете - выставляется соответствующая оценка ("неудовл.", "удовл.", "хор.", "отл.").
§ 2. Требования к экзамену по курсу "История цивилизаций"
В конце II семестра студенты сдают экзамен по курсу "История цивилизаций". На экзамене студенты должны продемонстрировать знание материала в соответствии с основным содержанием курса. Базой для ответов служат:
-лекционный материал, прочитанный преподавателем во время трех сессий (установочная, зимняя 1-го курса и летняя 1-го курса);
- обязательная и дополнительная литература, рекомендуемая для прочтения при подготовке к экзамену и семинарским занятиям;
- обобщения и выводы, сделанные в ходе семинарских занятий.
Отвечая на вопросы экзаменационного билета (он состоит из двух вопросов), обучаемые должны показать свои возможности в оценке многообразных и уникальных локальных цивилизаций, в сравнительном анализе исторических явлений, характеризующих мировой исторический процесс, а также знание основных исторических событий, их датировки, исторических терминов и имен выдающихся деятелей - носителей ценностей той или иной цивилизации. В совокупности экзаменующийся должен проявить знание исторических явлений и событий и их аналитическое понимание. При полной достаточности того и другого, экзаменующийся вправе рассчитывать на отличную оценку уровня своих знаний.
Во время ответа и при подготовке к ответу, студенты вправе пользоваться картами, атласами и иными, вспомогательными материалами, разрешенными экзаменатором к работе над ответом.
§ 3. Перечень экзаменационных вопросов по курсу "История цивилизаций"
117. Понятие "цивилизация".
118. Особенности древнейших цивилизаций мира.
119. Древнегреческая цивилизация: ее генезис, развитие, надлом и разложение.
120. Эллинистическая культура как "встреча Востока и Запада".
121. Ценности древнеримской цивилизации.
122. Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа.
123. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоев средневековой Европы.
124. Христианство как центральная ось европейской средневековой цивилизации.
125. Городская средневековая европейская культура.
126. Ценности Эпохи Возрождения.
127. Реформация.
128. Процесс ПНК и формирование экономического суверенитета собственника.
129. Промышленный переворот (на материале истории страны изучаемого языка).
130. Становление северо-американской цивилизации как части западного мира.
131. Средневековый Восток в многообразии его культурно-исторических типов.
132. Исламская средневековая цивилизация.
133. Российская цивилизация на первом витке своего развития. Киевская Русь IX-XII вв.
134. Российская цивилизация на втором витке своего развития. (XIII-XVI вв.).
135. Специфические черты истории российской цивилизации XVIII - XIX вв.
136. Современная постиндустриальная западная цивилизация (XX в.).
137. Состояние современных восточных (конфуцианская дальневосточная, индо-буддийская и исламская) цивилизаций.
138. Российская цивилизация в XX веке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебное пособие написано в духе новой парадигмы, утвердившейся в современной западной исторической науке. И только начинающейся обретать право гражданства в науке отечественной. Взгляд автора на исторический процесс можно квалифицировать как антропоцентричный, поскольку основное его внимание было сконцентрировано на человеческой деятельности и человеческом взаимодействии. Исходя из того тезиса, что историческая реальность строилась и строится ныне на основе социальной и культурной, автор уделил особое внимание этапам в развитии локальных цивилизаций: их генезису, становлению, триумфу, а также стагнации, разложению, гибели (либо трансформации). Кроме того рассмотрены имевшие в истории место межцивилизационные взаимодействия, позволяющие глубже понять не только сам исторический процесс, но и реалии современного мира. При анализе цивилизационных процессов выделялись наиболее значимые общественные тенденции и конкретно-исторические явления.
Интерес автора к философии истории, к теоретическим проблемам исторической науки обусловлен конкретными причинами прикладного характера, а именно, неизбежности преподавания курса отечественной и всеобщей истории студентам высшего учебного заведения. По мнению автора, любой преподаватель, излагая обучаемым сюжеты событийной истории, сталкивается с трудностями передачи информации, если не обладает необходимым методологическим инструментарием. Если он сознательно занимает позиции "ползучего эмпиризма", то первый же студенческий вопрос "почему?", 639582*1требующий анализа следственно-причинных связей, заставляет его от этой позиции отказаться.
Цивилизационный метод, предложенный в настоящем пособии, может быть использован как универсальная система по следующим обстоятельствам: 1) он не игнорирует ни одной стороны жизнедеятельности общества: 2) он не игнорирует ни одного процесса, реально происходившего или происходящего ныне (идеологического, политического, социально-психологического, религиозного, экономического и др.); 3) он не исключает причинно-следственного анализа; 4) через систему ценностных ориентаций он позволяет глубже и предметнее понять духовный мир отдельной личности и ее место в сообществе ей подобных.
Однако автор не претендовал на создание универсальной и безупречной во всем концепции, монополизирующей понимание исторического процесса. Это означало бы обречение себя на явную неудачу, ибо сама природа и предмет деятельности историка, сложность объекта изучения, богатство и разнообразие исторической действительности, неизбежно субъективная позиция любого исследователя, накладывающая отпечаток на процесс познания, отрицают возможность единственной общеисторической теории. Множественность точек зрения на исторический процесс, существующая, например, на Западе, более того, множественность подходов, имеющаяся в рамках одной исторической школы, не служат показателями некоего "кризиса".
По-видимому, в дальнейшем процессе преподавания нового курса "История цивилизаций" у обучаемых возникнет необходимость более основательного выхода в плоскость взаимодействия исторического знания с иными гуманитарными дисциплинами (философией, социологией, лингвистикой, антропологией, политологией, страноведением и др.). Поэтому настоящее учебное пособие будет в процессе развития обществоведения углубляться и совершенствоваться.