Тема: «Точность, ясность речи»

Часа

План

1. Смысловая точность речи. Выбор слова. Слово – основа для понимания текста. Поиск нужного слова.

2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: использование слова без учета его семантики, эвфемистичность речи, анахронизм, алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий.

3. Лексическая сочетаемость. Случаи стилистически оправданного и неоправданного нарушения лексической сочетаемости. Процессы и механизмы сочетаемости современной лексики.

4. Точность словоизменения и формообразования.

5. Ясность синтаксических конструкций.

6. Предметная и понятийная точность.

Список литературы

1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. - С.150-156.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.256-258, 261-264.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С.5-17, 210-212, 362-365, 392-394.

4. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 1996. - С.272-302.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С.7-16.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С.75-77.

7. Русский язык и культура речи/ Под ред. В. Д.Черняк. - М., 2002. - С.33-41.

8. Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998. - С.160-187.

Задания

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор:

Человек…(изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им…(в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он.. (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он…(назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь… (воспроизводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения, …(происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он… (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и не отставая, сопутствует жизни, …(движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может… (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для… (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(По С. М. Маршаку)

2. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи:

1)Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 2)На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3)С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 4)В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 5)В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 6)Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета. 7)Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 8)Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

3. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1)Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2)В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3)Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4)Два пернатых в одной берлоге не живут. 5)Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 6)В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 7) Эта политика уже приносит положительные плоды. 8)Большое внимание будет оказано благоустройству города. 9)Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 10)Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. 11)Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет её отношение к труду. 12)После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки состоялся. 13)Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза. 14)Он ещё в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 15)В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический, мифология, языки,

врожденный, найти, устранить, обрести, недостатки, ошибки, опора,

наложить, оставить, отпечаток, след,

обнаружить, открыть, закон, закономерность,

доказать, обосновать, теорема, теория,

предвещать, предсказать, поражение, успех,

расширить, увеличить, повысить. возможности, потенциал.

5. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?

1) Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.).

2) Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.).

3) Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет.

4) Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны.

5) Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях (И. и П.).

Практическая работа №6

Тема: «Логичность речи»

Часа

План

1. Логические ошибки в словоупотреблении:

а) сопоставление несовместимых понятий – алогизм;

б) неоправданное расширение или сужение понятия;

в) подмена понятия.

2. Логические ошибки в синтаксических конструкциях. Уровни логичности в тексте.

3. Соблюдение законов логики:

а) закон тождества;

б) закон противоречия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

4. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

Список литературы

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 187-200.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 338-347.

3. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / Данцев А. А., Нефедова Н. В. - Ростов-н/Д., 2001. - С. 156-157.

4. Ивин А. А. Теория аргументации. - М., 2000.

5. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. - М., 2002. - С. 55-77, 213-247.

Задания

1. Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно:

1) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности.

2) Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку.

3) Балерина создает проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

4) Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело – производить молоко, выращивать скот и птицу.

5) Принятый кодекс даже прогрессивный в какой-то мере, но в сегодняшнем виде этот кодекс все-таки имеет репрессивный уклон, то есть это кодекс мордобойного свойства, например по финансам (из речи депутата в Думе).

6) Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами.

7) Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

8) Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фирмы.

9) Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

10) Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

2. В выступлениях политических лидеров и общественных деятелей укажите речевые ошибки, ставшие причиной абсурдности, нелогичности высказывания:

1) У нашего президента столько поклонников! И у нас в стране, и в Петербурге, и в России.

2) Согласитесь: провести с президентом Белоруссии – это немало!

3) Как ни странно, я вам скажу правду: мне это не известно.

4) Мне кажется, для всех для нас это что-то совершенно особенное, несмотря на то что он большой ( о храме Христа Спасителя ).

5) Говорят, что я брал взятки. Это невозможно, но это факт!

6) Мы должны заменить вакуум, который там существует в лице правоохранительных органов.

7) Российское государство и до сих пор направлено дружественно, миролюбиво и никому не причинит зла в ближайшее время.

3. Расположите предложения в приведенных абзацах в соответствии с требованиями логичности:

Согласно подсчетам писателя – фантаста Г. Альтова, из 66 частных предсказаний «дилетанта» Г. Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фундаментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если взять таких фантастов, как Жюль Верн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах.

Практическая работа №7

Наши рекомендации