Тема 16. Взаимоотношения бизнеса и власти: этический аспект

Необходимость взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях. Формы взаимодействия бизнеса и власти. Частно-государственное партнерство. Благотворительность. Социальная политика бизнеса.

Тема 17. Рекламная деятельность в России: этический аспект

Понятие и виды рекламы. Характеристика рекламы как инструмента делового общения с клиентами. Цели разработки рекламных компаний. Влад рекламы в формирование корпоративного имиджа.

Тема 18. Православие и этика бизнеса

Христианские морально- нравственные нормы и правила как базис этики. Роль православных духовных ценностей для современного российского предпринимательства. Православная этическая концепция - недостающее звено хозяйственных преобразований в России

Тема 19. Специфика мусульманской профессиональной этики

Особенности исламской религии как неотъемлемой основы жизни мусульман. Мусульманский этикет. Влияние этнокультурного разнообразия на мусульманскую профессиональную этику.

Тема 20. Понятие и содержание профессиональной этики бухгалтера

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики бухгалтера. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров.

Тема 21. Понятие и содержание профессиональной этики аудитора

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики аудитора. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Тема 22. Понятие и содержание профессиональной этики налогового инспектора

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики налогового инспектора. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.

Тема 23. Понятие и содержание профессиональной этики банковского работника

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики банковского работника. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения служащих Банка России.

Тема 24. Профессиональная этика в сфере финансов

Необходимость профессиональной этики. Понятие профессиональной этики. Содержание профессиональной этики в сфере финансов. Кодексы профессиональной этики и служебного поведения в сфере финансов.

Тема 25. Этикет служебных отношений

Содержание этикета служебных отношений. Правила поведения в офисе. Внешний вид сотрудника как инструмент делового общения с клиентом. Корпоративный имидж. Правила общения с коллегами.

Тема 26. Этика делового общения

Понятие делового общения. Способы делового общения. Этические проблемы во взаимоотношениях руководителя и подчиненных. Подходы к решению проблем в деловом общении.

Тема 27. Особенности конфликтов в профессиональной сфере

Понятие и виды конфликтов в профессиональной сфере. Модели поведения личности в конфликте. Стратегии поведения в конфликте. Эмоции как способ управления конфликтом. Характеристика основных принципов и этапов самоконцентрации.

Тема 28. Особенности делового общения руководителя и подчиненных

Характеристика конфликта типа «руководитель – подчиненный». Особенности разрешения конфликтов типа «руководитель – подчиненный». Цели и действия в конфликте. Конструктивное поведение в конфликте. Предупреждение конфликта как основная задача руководителя. Основные способы поведения в конфликте типа «руководитель – подчиненный».

Тема 29. Правила работы с клиентами

Подходы к классификации клиентов. Характеристика основных типов клиентов. «Сильные» и «слабые» стороны отдельных типов клиентов. Общие правила работы с клиентами. Особенности делового общения с клиентами различных типов.

Тема 30. Этикет и интернет

Понятие «компьютерной» этики. Кодекс компьютерной этики. Сетевой этикет (сетикет, нетикет). Этика поведения пользователя компьютерной сети Интернет. Правила этикета при работе с электронной почтой.

Композиция основной части:

I. Смысловые аннотации источников по теме. Задача – найти репрезентативную учебную и научною литературу по истории, теории и практике выбранной темы КР (КРЗ) и обработать ее, сделав краткие «выжимки» (в виде тезисов, прямыми или косвенными цитатами) по существенным аспектам исследуемой темы, причем должны быть раскрыты все вопросы, представленные в основных разделах по выбранной тематике. Минимум: 3 источника. Рекомендация: обращаться к учебникам, учебным пособиям, монографиям, статьям по теме из профессиональных и научных журналов последних трех лет, используя в том числе и электронные ресурсы.

II. Проблематизация темы. Задача – анализ и открытая обоснованная личностная оценка конкретной этической проблемы современного бизнеса:

1. Постановка проблемы и ее обоснование с Вашей точки зрения (Например: ― С моей точки зрения, в рамках данной темы актуальной/ наиболее важной/ значимой/ …проблемой является…потому что…―).

2. Решения и оценки – какие решения этой проблемы предлагает теория этики бизнеса, какое решение проблемы является, с Вашей точки зрения, оптимальным и почему.

3. Пример – подтверждение заявленных выше позиций собственным этическим анализом конкретного примера из практики бизнеса (на примере какой-либо компании). Оценивается – репрезентативность (соответствие и качество соответствия текста заявленной теме), аналитичность, этическая фактологичность (качественная работа с конкретным примером), обоснованность личностной позиции.

В заключении излагаются основные результаты исследования, даются оценки и рекомендации теоретического и практического характера, а также должны быть представлены краткие выводы исследования, позволяющие оценить, насколько автору удалось раскрыть тему КР (КРЗ).

Объем заключения – 1-2 страницы.

4. Требования, предъявляемые к оформлению КР (КРЗ)

КР (КРЗ) должна содержать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждый из разделов должен начинаться с новой страницы. Подразделы с новой страницы начинать не следует.

Объем КР (КРЗ) не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста. Все страницы, за исключением первой, должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, арабскими цифрами. Номера страниц должны быть указаны внизу страницы по центру.

Если в тексте работы приводятся рисунки, таблицы, графики и др. иллюстративные материалы, то они нумеруются.

Формат страницы: А4 (210x297 мм); ориентация - книжная; поля – стандартные (верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм), шрифт: размер (кегль) — 14; тип шрифта: Times New Roman; выравнивание - по ширине; межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25.

В тексте КР (КРЗ) должны быть ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки следует приводить в квадратных скобках, где указывается порядковый номер источника в списке литературы, приведенном в конце работы. Например: [3]. Также возможно указание страницы, откуда было осуществлено заимствование, если приводится цитата или дословное цитирование текста. Например: [3, с.51].

В список использованной литературы должны быть включены все источники, которые были использованы при выполнении контрольной работы.

Источники указываются в следующей последовательности:

- указы Президента РФ; законы РФ; постановления Правительства РФ;

- нормативные документы и акты;

- учебники, учебные пособия, монографии, аналитические обзоры, статьи в периодических изданиях, специальная литература, в том числе малотиражные документы, лекции, методические разработки, отчеты о научно-исследовательской работе и пр. источники информации (в алфавитном порядке);

- интернет-источники.

Каждый литературный источник отражается в следующем по­рядке:

- порядковый номер в списке;

- фамилия и инициалы автора;

- название книги (название статьи, название сборника, журнала, его номер);

- издательство (наименование организации);

- место и год выпуска;

- количество страниц.

Описание электронных ресурсов локального и удаленного доступа регулируется ГОСТ 7.82 -2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Приложения оформляются как продолжение работы, после библиографического списка, на последующих страницах. Каждое приложение начинается с новой страницы и сопровождается заголовком. В правом верхнем углу пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и указывается его номер арабскими цифрами, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Если приложение одно, то номер его не ставится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студента и является допуском к сдаче зачета по дисциплине «Этика бизнеса». Уровень выполнения работы оценивается из расчета 20 баллов.

По всем вопросам, возникающим у студентов в процессе подготовки контрольной работы, необходимо обращаться за консультацией к преподавателю кафедры, ведущему дисциплину «Этика бизнеса».

Студенты, не представившие работы в установленные сроки либо сдавшие работы, содержание которых идентично содержанию работ других авторов, к зачету по данной учебной дисциплине не допускаются. В таком случае студент обязан повторно выполнить работу по новой теме или переработать прежнюю.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Алексина, Т. А. Деловая этика : учебник для академического бакалавриата / Т. А. Алексина ; РУДН .— Москва : Юрайт, 2014 .— 384 с. — (Бакалавр. Академический курс) .— На тит. л.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru .— РУДН - 50 лет .— Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ : 1352675-1352689 .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-9916-3537-0 (в пер.) – 15 экз.

2. Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 118 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00370-3. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/E780867A-CAB6-4C76-AF44-AE3659EC379E#page/1 .— ЭБС «Юрайт», по паролю

3. Психология и этика делового общения (5-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов/ В.Ю. Дорошенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 419 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52575.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература

1. Булавкина О.В. Этика управления и культура делового общения: учебное пособие / О.В. Булавкина, Н.Ю. Сорокина. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. – 115 с.-31 экз.

2. Деловое общение : учеб. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов .— 4-е изд. — М. : Дашков и К⁰, 2011 .— 528 с. — Библиогр.: с. 467-475 .— ISBN 978-5-394-01140-5 (в пер.) – 15 экз.

3. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Ермакова Ж.А. Профессиональная этика и этикет (практикум) [Электронный ресурс]: учебное пособие к практическим занятиям/ Ермакова Ж.А., Тетерятник О.П., Холодилина Ю.Е.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30125.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова ; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т упр. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Инфра-М, 2012 .— 424 с. — (Высшее образование. Бакалавриат) .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-16-003228-3 (в пер.) – 2 экз .

6. Козловская Т.Н. Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Козловская Т.Н., Епанчинцева Г.А., Зубова Л.В.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54147.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Минервин И.Г. Культура и этика в экономике [Электронный ресурс]: социокультурные факторы экономического роста/ Минервин И.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011.— 244 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22487.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Сорокина Н.Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 51с. - ISBN 978-5-7679-3307-5

9. Таньков, Б. А. Добро и Зло / Б. А. Таньков .— Тула : Левша, 2013 .— 68 с. — С автографом автора ТулГУ : 1346255 .— Дар автора ТулГУ : 1346255-1346256 .— ISBN 5-862-69-00-26. – 2 экз.

Периодические издания

1. Менеджмент в России и за рубежом. – Москва: Финпресс, 2013-2016. – 6 раз в год. - ISSN 1028-5857.

2. Проблемы теории и практики управления [электронная версия]: международный журнал. - Москва, 2013-2016. - ISSN 0234-4505. - http://elibrary.ru/projects/subscriptions_titles_open.asp

Интернет-ресурсы

1. Единый информационный центр социально ответственных организаций и добросовестных предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://akmeinfo.ru/kso/

2. Управление экономическими системами. Электронный научный журнал - http://www.uecs.ru/

3. Сайт «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru

4. Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru

5.Сайт «Социальная ответственность бизнеса» https://soc-otvet.ru/

6. Сайт «Бизнес-этикет»http://biznes-etiket.ru/index.html

7. Сайт «Этика» http://ethicscenter.ru/

8.The Journal of Business Ethics https://businessethicsjournalreview.com/

9. The Economist http://www.economist.com/


Приложение

Титульный лист

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт права и управления

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Контрольная работа

(Контрольная работа заочника)
по дисциплине «Этика бизнеса»

на тему: (указать тему)

ВЫПОЛНИЛ студент группы________ __________________

№ группы подпись расшифровка подписи

ПРОВЕРИЛ _________________ __________________

ученая степень и звание подпись расшифровка подписи

Тула 20__ г.

Наши рекомендации