Биосоциальная сущность человека.
Билет №1
Биосоциальная сущность человека.
Человек - биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем и социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству)
В отличие от животных, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек. Понятие «общество» является однокоренным словом с термином «общение» (в последнее время в литературе часто стал применяться его синоним — коммуникация, что означает «связь, путь сообщения»). Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является прежде всего язык.
К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
Каждый человек обладает своими особыми признаками, которые отличают его от многих других. Часть этих признаков исключительно индивидуальна, то есть в природе не существует двух людей с одинаковыми признаками. К ним можно отнести особенности радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев (даже у близнецов они отличаются) и другие. В науке принят специальный термин «индивид» (от лат. нераздельный, неделимый) — человек как отдельная личность в среде других людей. Производный от этого слова термин «индивидуальность» характеризует человека как одного из многих, но учитывает его личные особенности, в том числе внешний облик, специфическую манеру поведения, характер и т.д.
Человек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми качествами, которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать личностью, надо обладать — разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия. Каждый этап развития человеческого общества предъявляет свои требования к личностным качествам человека.
Понятия об экономике как науке.
Экономика – это наука о рациональным использовании имеющихся ресурсов (Труд, Земля, Капитал) для удовлетворение человеческих потребностей.
Экономическая наука изучает экономику. Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: «ой-кос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. Значит экономика в буквальном смысле – это законы ведения домашнего хозяйства, то есть что-то вроде домоводства (вспомним однокоренное слово «экономить»). Но уже давно понятие «экономика» приобрело иной более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и всего общество в целом.
В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Главные вопросы экономики — что, как и для кого производить.
Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.
Билет №2
Мышление и речь
Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы.
Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.
Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).
Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, которое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.
Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:
индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
дедукции, то есть вывода от общего к частному;
анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со ставные части и воссоединения целого из частей;
в создании гипотез, теорий и т.д.
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).
Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.
В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).
Билет №3
Билет № 4
Потребности человека.
Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.
Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.
Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.
Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна, у человека возникает побуждение к деятельности.
Классификация потребностей:
а) по субъектам (носителям потребностей):
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены):
- физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения.
· Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п.
· Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п.
· Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п.
· Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.
в) по сферам деятельности:
- труда
- общения
- рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)
Возможности удовлетворения человеческих потребностей:
- ограничены имеющимися природными ресурсами
- не должны противоречить нравственным нормам общества
- должны быть разумными и реальными
Пирамида Маслоу
Билет № 5
Способности человека.
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость обучения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня
Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей:
- общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности;
- специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.
Билет № 6
Характер и воля.
Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
- к себе;
- к другим людям;
-к порученному делу;
- в характере отражаются волевые качества (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, дисциплинированности, решительности).
Билет № 7
Билет № 8
Человек и культура.
Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).
В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".
Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:
- cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);
- cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;
- cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?
Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.
Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.
В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.
Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.
Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.
Формы культуры:
а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;
б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:
- художественная культура,
- политическая культура,
- управленческая культура,
- культура поведения (этикет),
- педагогическая культура и т.п.
Билет № 9
Билет № 10
Природа, общество, человек.
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).
Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненноважных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Законы: "О безопасности", "Об охране окружающей среды", О защите прав потребителя", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе" и др.
Билет № 11
Межличностные отношения.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Типы межличностных взаимодействий:
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)
- между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)
Формальные межличностные отношения:
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону
Неформальные межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.
Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).
Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.
Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.
Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.
Причины межличностных конфликтов:
- неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.
- негативные чувства: зависть, корысть и т.п.
- возрастные
- из-за различных представлений по принципиальным вопросам
- из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни
- из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения
- по «эффекту заражения» (от одного к другому)
Баланс фирмы.
Баланс фирмы – это финансовый документ, который состоит из двух частей: левая – активы; правая – пассивы.
В активы входит основной капитал и оборотный капитал:
· Основной капитал- это объекты имущества, постоянно находящиеся в собственности фирмы: само здание.
· Оборотный капитал – это денежные средства и имущество переходящие в деньги в течении ближайшего времени: товары, сырье.
В пассивы в ходит уставной (собственный )капитал и заемный капитал:
· Уставный капитал – это средства, принадлежащие собственникам предприятия.
· Заемный капитал – это средства, не принадлежащие собственникам фирмы (деньги взятые в банке - ссуда).
Уставный капитал – это собственный капитал на начало деятельности фирмы. (если прошел месяц, то это уже собственный капитал)
Билет № 12
Конфликты в общении.
Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений, серьезное разногласие, спор, грозящий осложнениями.
Конфликт чаще всего возникает из-за непонимания друг друга.
Пути разрешения конфликтов:
· Уход от ситуации;
· Переговоры;
· Борьба.
Билет № 13
Понятие «малая группа»
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают:
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
Естественные группы делятся на:
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Понятие о спросе.
Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.
Факторы влияющие на спрос
1. Доходы потребителя
Пусть доходы увеличиться
2.Вкусы потребителя (мода, сезон…)
(изменения в моде)
3.Изменение ситуации на рынке (Ажиотажный спрос).
Эластичность спроса.
Q1, Q2 - величина спроса, начальное и конечное.
Р1, Р2 – цена начальная и конечная.
* Товар имеющий не эластичный спрос: 0<|E|< 1
* Товар с эластичным спросом: 1<|E|<∞
Билет № 14
Семья в жизни человека.
Семья признается учеными основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Семья — группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усыновлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты.
Семья и общество — маленькая и большая части одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и воспитание подрастающего поколения; эмоциональная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установление тесных экономических отношений.
Понятие о предложении.
Предложение- показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
Факторы влияющие на предложение
1. Введение новых технологий.
2. Изменение кол-ва производительности на рынке
3. Ожидание изменения цен
Эластичность предложения
Билет № 15
Понятие «общество».
Общество - в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)
Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.
Под обществом обычно понимают:
- определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);
- людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);
- население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);
- все человечество (человеческое общество).
Функции общества:
• производство жизненных благ;
• систематизация производства;
• воспроизводство и социализация человека;
• распределение результатов труда;
• обеспечение законности управленческой деятельности государства;
• структурирование политической системы;
• формирование идеологии;
• историческая передача культуры и духовных ценностей
Билет № 16
Билет № 17
Ступени развития общества.
Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества:
1. аграрное,
2. индустриальное,
3. постиндустриальное общество.
Для первой ступени – аграрное общество – характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии.
Вспомните общество Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремесла, торговля, деньги, письменность. Но семья остается основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях. В этом обществу появляется эксплуатация человека человеком.
На следующей ступени – индустриальное общество – происходят значительные перемены. Здесь определяющую роль играет промышленность. В качестве примера индустриального общества обычно рассматривают изменения, произошедшие в западных странах в результате промышленной революции XVIII в. и последующего экономического роста. Ученые указывают такие отличия индустриального общества от аграрного: преобладание не сельскохозяйственного, а промышленного производства; решающая в социальной жизни не мелких и крупных землевладельцев, а промышленников, бизнесменов; главной ценностью является не власть, а деньги; в центре социальной организации находится не церковь и армия, а корпорация. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерны разделение труда, возрастающие объемы производимой продукции, потребления знаний. Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятая в сельском хозяйстве, растет городское население.
Считается, что современная Россия – это тоже индустриальное общество. Наиболее развитые страны мира (США, Япония и д.р.), по мнению многих ученых, переходят на третью ступень развития – вступает в постиндустриальное общество. Такое общество в отличие от индустриального не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику: производство постиндустриального общества ориентировано не на объемы, а на качество продукции, на потребителя. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. В экономике сферы услуг начинает преобладать над производством товаров. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.
Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизни людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии
А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию (приведите примеры из истории).
Билет № 18
Билет № 19
Билет № 20
Источники семейных доходов.
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.
Существуют различные источники семейных доходов. Это оплата труда, поступления из общественных фондов потребления, доходы от кооперативной деятельности, от собственного подсобного хозяйства, от индивидуальной трудовой деятельности. Все эти источники имеют трудовое происхождение.
Часть доходов семья получает из общественных фондов потребления в виде бесплатных услуг, денежных выплат и натуральных выдач. Это в основном пенсии, стипендии, помощь, дотации на путевки. Этим источником пользуются в основном многодетные семьи. В его формировании заложен труд всего общества и вместе с тем каждого трудоспособного члена семьи.
Структура семейных доходов достаточно разнообразна и зависит от уровня развития производительных сил данного общества.
Семейный доход не может быть ниже, чем ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, т.е. полный набор товаров и услуг, рассчитанный по нормам и нормативам проживания и обеспеченности населения первоочередными жизненными средствами.
Прожиточный минимум используют для установления минимальных размеров ЗП, пенсий, стипендий и др.
Билет № 21
Билет № 22
Гражданин и государство.
Гражданин — это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Между гражданином и государством устанавливаются гражданско-правовые отношения на основе правоспособности и дееспособности гражданина
— Правоспособность — возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности.
— Дееспособность — способность приобретать и осуществлять гражданские права. До 18 лет
человек обладает неполной (частичной) дееспособностью. С 18 лет наступает полная реализация дееспособ