Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, со­вершенствования его двигательной активности, формирования здорового об­раза жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития.

В социальном плане физическая культура представляет собой обширную область культурной деятельности общества. Одна из её главных задач- ак­тивное содействие всестороннему и гармоничному развитию членов общества, их преобразованию, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, физиче­ская культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. Деятельность в сфере физической культуры имеет как матери-

Материальная форма выражения – результат воздействия на биологическую сферу человека.

Духовная выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей, смещением акцента в сторону красоты, здоровья.

Как следствие, физическая культура стимулирует развитие материаль­ной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве матери­ально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совер­шенствовании инвентаря, оборудования. Тем самым физическая культура способствует возникновению новых направлений в развитии материальной и ду­ховной культуры, теории и практики. Всё это закономерно определяет взаимо­связь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культу­ры в рамках культуры общества.

Пример:

Деятельность человека в экстремальных условиях (космос, глу­боководные работы, работа в условиях крайних температур, спорт высших достижений).

Виды физической культуры

Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним.

Виды ФК:

1) Физическое воспитание – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирование и улучшение основных двигательных умений и навыков, а т.ж. связанных с ними знаний.

Цели физ. воспитания: воспитание физически совершенствующих людей, подготовленных к творческому труду и защиты родины.

2) Профессионально-прикладная ФК – вид ФК, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний необходимых людям в их труде.

3) Физическая рекреация – вид ФК, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упращенных формах для активного отдыха людей, получение удовлетворения.

4) Двигательная реабилитация – вид ФК, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомлений.

Основ. средства: лечебная гимнастика, дозированная ходьба.

5) Фоновая ФК – средство ФК, включающаяся в рамки повседневного быта. Средства: утренняя гимнастика, прогулки на велосипеде, ходьба по лестнице.

6) Адаптивная ФК – направлена на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к физическим и социальным условиям окружающей среды путем использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.

Основные понятия теории и методики физической культуры

Объектом изучения являются физические возможности и способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии на него средствами ФК.

Предметом явл. средства преобщения человека к ценностям ФК.

Направления теории ФК: 1)Социолгическое; 2)Педагогическое; 3)Биологическое (иучение влияния двигательной активности на жизнидеятельность человека).

Физическое развитие – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств человека в течении его жизни.

1)физическое развитие как процесс происходит в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств ФК.

2)физическое развитие как состояние – комплекс признаков составляющий морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнидеятельности организма

Физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств человека.

Физическое совершенство – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Функциональная тренированность – состояние систем организма и их реакция на физическую нагрузку.

Психофизиологическая подготовленность – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач.

Двигательная активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его психическое и физическое развитие.

Жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности, обеспечивающие целенаправленную, активную деятельность человека в природной среде.

Физические качества – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого- либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. К основным относят: -силу; -быстроту; -выносливость; -координацию; -гибкость.

Физические упражнения – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

Профессиональная направленность ФК – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а т.ж. повышение общей и специальной устойчивости человека в условиях неблагоприятной среды.

Физкультурное образование – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области ФК.

Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов повседневной жизнидеятельности человека, основанные на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.

5. средства физической культуры:

СРЕДСТВА- то что создано человеком для достижения цели.

К основным средствам относятся:

- физические упражнения;

- естественные силы природы;

- гигиенические факторы мероприятия по личной и общественной гигиене (труда, быта и т.д.)

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используе­мые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ - солнечные лучи, воздух, вода.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - мероприятия по личной и обществен­ной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.

Наши рекомендации