Средства и методы развития ловкости

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Обычно для развития ловкости применяют повторный (зеркальное выполнение упражнений) и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное вос­становление организма.

Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.

В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

§ выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);

§ зеркальное выполнение упражнений;

§ усложнение условий выполнения обычных упражнений;

§ изменение скорости и темпа движений;

§ изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).

8 Физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к максимальным напряжениям в условиях соревнований.

Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физи­ческих качеств, направленный на всестороннее физическое развитие чело­века.

К задачам общей физической подготовки относятся:

§ обеспечение всестороннего и гармонического физического разви­тия организма человека;

§ укрепление здоровья;

§ создание базы для специальной физической подготовки в профессиональной или спортивной деятельности.

Специальная физическая подготовка - это процесс, который обес­печивает развитие физических качеств и формирование двигательных уме­ний и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или кон­кретных профессий.

Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выпол­нении специализированных упражнений.

Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечи­вается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

9 Техническая, тактическая и психологическая подготовка в системе физического воспитания

Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов. Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эф­фективные способы выполнения двигательного действия с целью дости­жения наилучшего результата.

Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы.

Под тактической подготовкой понимают специфический обще­принятый и закономерный процесс, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к лю­бому противнику и любой ситуации (любым условиям борьбы). Тактическая деятельность но­сит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.

Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика - умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика - это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, за­медленная игра в центре с рывком).

Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких пси­хических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка включает в себя две относительно са­мостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и специальную психологическую подготовленность.

Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как це­леустремленность (способность четко определять ближайшие и перспек­тивные цели и задачи), решительность и смелость (разумный риск в соче­тании с обдуманностью решений), настойчивость (стремление достичь на­меченной цели), самообладание и выдержка (способность управлять свои­ми мыслями и поступками в условиях эмоционального возбуждения), инициативность (предполагает творчество, личный почин, находчивость и со­образительность) и самостоятельность.

В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.

С помощью специальной психологической подготовки формирует­ся психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умст­венного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.

Основы обучения движениям

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

1. ознакомление, первоначальное разучивание движения;

2.углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения (двигательное умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией вни­мания на составные операции и нестабильными способами решения двига­тельной задачи).

3. формирование двигательного навыка (в процессе многократного повторения двигательного действия вхо­дящие в его состав операции становятся все более привычными, координа­ционные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигатель­ное умение переходит в навык; его главной отличительной чертой являет­ся автоматизированное управление движениями).

Двигатель­ный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизи­ровано и действия отличаются высокой надежностью.

Наши рекомендации