Формы производственной гимнастики.

Конкретная направленность, содержание и формы производственной гимнастики имеют свои особенности, обусловленные ее местом в трудовом процессе. Соответственно выделяют вводную гимнастику, физкультурные паузы и физкультминуты.

Вводная гимнастика служит, как бы введением в трудовой процесс—она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей работоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнительно небольшая — 5—7 мин. Несмотря на это, она может на треть и более сокращать фазу врабатывания и вместе с тем существенно увеличивать последующую фазу высоких показателей работоспособности.

Вводная гимнастика состоит чаще всего из 6—8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции. Согласно закономерностям врабатывания, некоторые из упражнений должны, особенно в заключительной части комплекса, моделировать трудовые действия, т. е. приближенно воссоздавать их особенности, в частности элементы координации, темп и ритм движений (если трудовая деятельность имеет двигательную основу для приведения в действие рабочего динамического стереотипа). То же относится к факторам психической настройки. Ей могут способствовать идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.

Физкультурные паузы (продолжительностью в 10-15 минут) проводятся для активизации текущего восстановления работоспособности по механизму активного отдыха. Число и периодичность их зависят от особенностей трудового процесса, особенно от его напряженности (первую паузу при умеренной напряженности труда вводят обычно спустя 2—3 ч после начала рабочего дня, а последнюю— за 2—2,5 ч до его окончания.

Во время физкультурной паузы выполняется обычно 5—7 упражнений, которые могут вызвать эффект восстановления работоспособности в результате переключения — смены характера деятельности или чередования работы различных звеньев двигательного аппарата. Даже простое чередование различных видов деятельности служит, по словам М. И. Виноградова, «мощным фактором поддержания высокой работоспособности и жизненного тонуса». Этот эффект бывает особенно значительным при оптимальном содержании физкультурных пауз и введении их в момент появления первых признаков утомления.

Согласно закономерностям активного отдыха, часть упражнений в физкультурных паузах должна иметь подчеркнуто контрастный характер по отношению к трудовым действиям (например, для работников тяжелого физического труда рекомендуются в увеличенной дозе упражнения с выраженными моментами мышечного расслабления, упражнения в растягивании и дыхательные упражнения, причем общий уровень интенсивности их должен быть сравнительно невелик; для работников умственного труда рекомендуются довольно интенсивные упражнения, вынуждающие активно функционировать основные мышечные группы. Вместе с тем в заключительной части физкультурной паузы, как и в вводной гимнастике, должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые действия. Общая динамика физической нагрузки во время физкультурной паузы во всех случаях, когда трудовые действия не относятся к тяжелому физическому труду, характеризуется постепенным нарастанием с максимумом в середине паузы и последующим снижением. У работников же тяжелого физического труда физкультурная пауза отличается на протяжении большей своей части невысокой физической нагрузкой и лишь некоторым ее повышением в заключительной части.

Физкультминута является как бы сокращенной формой физкультпаузы и имеет продолжительность 1—3 мин. За это время выполняется обычно 2—3 упражнения, преимущественно «на расслабление». Число и периодичность физкультминут в трудовом процессе зависят от его особенностей. Причем физкультминуты вводятся не вместо физкультурных пауз, а в дополнение к ним при появлении начальных признаков утомления .

В последние годы наряду с физкультминутами стали проводить по ходу трудового процесса микропаузы восстановительного и профилактического характера. В них входят чаше всего отдельные, преимущественно локальные, движения с элементами мышечных напряжений и расслаблений, потряхивание конечностями и смена поз (например, при работах на конвейере, включающих мелкие движения руками и длительную фиксацию рабочей позы), а также кратковременные водные процедуры (умывание, полоскание, рук в теплых ванночках) и другие восстановительные операции, на которые отводится всего 20—30 с (каждый раз). Микропаузы могут служить одной из полезных вспомогательных форм производственной физической культуры.

Весо-ростовые индексы (рассчитать соб­ственный показатель).

Для контроля за весом тела существуют весо-ростовые индексы. Наиболее распространенными являются индекс Брока-Бругша и индекс Кейтля.

По индексу Брока-Бругша нормальный вес тела (кг) - это рост тела в сантиметрах за вычетом 100 (при росте 155-165 см) , 105 (если рост 166-175 см) или 110 (при росте выше 176 см). Например при росте 155см вес должен быть 55 кг.

При определении нормального веса тела с помощью индекса Кейтля необходимо рассчитать вес тела в граммах на 1 см роста (вес в г разделить на рост в см). За норму при­нимается 350-400 г/см у мужчин и 325-375 г/см у женщин.

Не смотря на очень точные цифры индексов, нельзя ска­зать, что они отвечают абсолютно всем типам телосложения. В большинстве случаев вес тела растет за счет жира. Но не единичны случаи, когда вес тела превышает норму за счет хорошего развития мышечной ткани и костного скелета. По­этому вторым важным показателем нормы является толщина жировой складки. Ее замеряют на животе у мужчин и под лопаткой у женщин. Толщина складки не должна быть больше 1,5 см.

Отличительные особенности содержания занятий по общефизической подготовке, их направленность на укрепление здоровья человека.

Общая физическая подготовка (ОФП)– это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена.

В результате занятий увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.

Они являются основой (базовой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Физические качества развиваются комплексно (все вместе).

Занятия на укрепление здоровья человека направлены на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Физические упраж­нения, направленные на укрепление здоровья, вовлекают в работу различные мышечные группы, повы­шают работоспособность основных систем организма, увеличи­вают его адаптационные возможности, улучшая тем самым здо­ровье человека. В основном используются средние и умеренные нагрузки на организм.

Наши рекомендации