Итоговая аттестация по физической

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный аграрный университет

Имени Н.И.Вавилова»

Физическая культура:

Готовимся к экзамену

Учебное пособие

Саратов 2013

Физическая культура: готовимся к экзаменуУчебное пособие/ Авторы-составители М.Ю. Фролов, С.Г. Калмыков, А.В. Милехин ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова». Саратов, 2013.

Основным содержанием пособия являются примерные ответы к вопросам, разработанным в соответствии с обязательным минимумом содержания и подготовки выпускника высшей школы по учебной дисциплине «Физическая культура», утвержденным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

Настоящее пособие является методическим пособием, призванным помочь, студентам высших учебных заведений качественно подготовиться к экзамену с учетом требований к знаниям по теоретико-методическим основам физической культуры.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Условием допуска студентов к итоговой аттестации (экзамену) является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже «удовлетворительно») предусмотренных в течение последнего семестра обучения.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение, по дисциплине «Физическая культура» должен обнаружить:

- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

- мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается и уровень выполнения студентом практических разделов программы по общефизической, профессионально-прикладной и спортивно-технической подготовке, которые характеризуют личный опыт, и степень овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование способностей и качеств, определяющих психофизическую готовность будущего специалиста, его самоопределение в физической культуре.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса.

Основным содержанием пособия являются примерные ответы к вопросам, разработанным в соответствии с обязательным минимумом содержания и подготовки выпускника высшей школы по учебной дисциплине «Физическая культура», утвержденным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

Настоящее пособие является методическим пособием, призванным помочь, студентам высших учебных заведений качественно подготовиться к экзамену с учетом требований к знаниям по теоретико-методическим основам физической культуры. В конце пособия в помощь студентам дается перечень вопросов к экзаменам.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

Общее представление о строении тела человека

Ткани

Ткани — исторически сложившиеся частные системы организма, состоят из клеток и их производных и обладают специфическими морфофизиологическими и биохимическими свойствами. Каждая ткань характеризуется развитием в онтогенезе из определенного эмбрионального зачатка и типичными для нее взаимоотношениями с другими тканями и положением в организме.

Морфологически ткани построены из клеток и межклеточного вещества. Все большое разнообразие тканей организма человека и животных может быть условно сведено к четырем тканевым группам: 1) пограничные ткани, или эпителии 2) ткани внутренней среды организма, или соединительные; 3) мышечные ткани; 4) нервная ткань.

Органы

Орган представляет собой исторически сложившуюся систему различных тканей, из которых одна или несколько преобладают и определяют его специфическое строение и функцию. Орган является целостным образованием, имеющим определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме.

Системы органов и аппараты

Для выполнения ряда функций одного органа оказывается недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов — системы. Система органов — это совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Например, костная система есть совокупность костей, имеющих однородное строение, функцию и развитие. То же можно сказать про мышечную, сосудистую или нервную систему.

Различают следующие системы органов и аппараты.

Усвоение питательных веществ, кислорода обеспечивают пищеварительная и дыхательная системы. Выделение продуктов обмена производит система мочевых органов. Продукты обмена выделяются также пищеварительной и дыхательной системами.

Органы, служащие для поддержания вида, — система органов размножения, или половые органы.

Мочевые и половые органы тесно связаны между собой по развитию и строению, отчего их объединяют в мочеполовую систему.

Сердечно-сосудистая система, включающая в себя органы кровообращения, поставляет тканям и внутренним органам жизненно необходимые питательные вещества и кислород, выводит из организма отработанные вещества и углекислый газ и вместе с нервной системой координирует работу органов и систем человеческого организма.

Органы, приспосабливающие организм к окружающей среде при помощи движения, составляют опорно-двигательный аппарат, состоящий из рычагов движения — костей (костная система), их соединений (суставы и связки) и приводящих их в движение мышц (мышечная система).

Органы, воспринимающие раздражения из внешнего мира, составляют систему органов чувств.

Органы, осуществляющие нервную связь и объединяющие функцию всех органов в единое целое, составляют нервную систему, с которой связана высшая нервная деятельность (психика).

Целостность организма

Целостность организма, т.е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах, б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).

Форма человеческого тела, размер, половые различия

Тело человека состоит из головы, шеи, туловища и двух пар конечностей: верхних и нижних. Средняя длина тела равна у мужчин 165 см, у женщин — 154 см. Рост тела в длину прекращается у женщин в 16−17 лет, у мужчин — в 18—19.

Пропорции тела зависят от возраста и пола. В процессе развития плода у него сначала усиленно растут верхние отделы тела, а после рождения — нижние. Вот почему после рождения высота головы увеличивается только в 2 раза, длина туловища — в 3 раза, рук — в 4, а ног — в 5 раз.

Половые различия в пропорциях тела: у женщин несколько уже плечи и значительно шире таз, немного короче руки и ноги, а туловище длиннее.

Половые признаки, отличающие мужчину от женщины, делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся органы размножения, в первую очередь половые железы, наличием которых определяется пол; остальные признаки относятся ко вторичным. У женщин меньше рост (в среднем на 12 см) и масса тела.

Выделяются 3 типа телосложения.

1. Эндоморфный — высокий или выше среднего рост, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности.

2. Эктоморфный — средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности.

3. Мезоморфный — средний, промежуточный тип телосложения.

Принципы составления комплекса утренней гигиенической гимнастики (УГГ).

Комплекс несложных упражнений УГГ («зарядки») позволяет легче перейти от утренней вялости к активному состоянию, быстрее ликвидировать застойные явления, возникающие в организме после ночного бездействия. Утренняя зарядка повышает возбудимость ЦНС, постепенно активизирует основные функциональные системы организма и тем самым ускоряет врабатываемость в трудовой процесс.

В комплекс УГГ включают упражнения корригирующего и профилактического характера.

При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворялся следующими требованиями:

- упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой деятельности;

- выполняться в определенной последовательности;

- носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;

- нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;

- комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.

Продолжительность утренней гимнастики от 8-10 до 20-30 минут.

Практически здоровые люди в возрасте до 40 лет могут проводить такую зарядку в темпе, при котором пульс повышается до 150 уд/мин. (после 50 лет пульс до 140 уд/мин., для 60 летних – 120 уд/мин.).

Кровь, её состав и функции.

Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы. Она состоит из плазмы (55-60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ(40-45%); имеет слабощелочную реакцию (7,36 рН).

Эритроциты – красные кровяные тельца, носители дыхательного пигмента – гемоглобина. Их 4-6 млн в 1 мл. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким.

Лейкоциты – белые кровяные клетки, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные вещества и болезнетворные микробы. В 1 мл крови их 6-8 тыс.

Тромбоциты – кровяные пластинки. Их содержится в крови 100-300 тыс. в 1 мл. Они защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), который закупоривает сосуд и прекращает потерю крови.

Общее количество крови составляет 7- 8 % массы тела человека. В покое 40-50% крови выключено из кровообращения и находится в «кровяных депо»: печени, селезенке сосудах кожи, мышц, легких. В случае необходимости (например, при мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение и рефлекторно направляется к работающему органу. Выход крови из «депо» и её перераспределение по организму регулируется ЦНС.

Кровь в организме человека выполняет следующие основные функции:

1) транспортную – в процессе обмена веществ переносит к тканям тела питательные вещества и кислород, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей;

2) регуляторную – осуществляет гуморальную регуляцию функций организма с помощью гормонов и других химических веществ и рефлекторную – вследствие гидростатического давления на нервные окончания, расположенные в стенках сосудов;

3) защитную – защищает организм от вредных веществ и инородных тел, кроме этого при повреждении тканей тела останавливает кровотечение;

4) теплообмен – участвует в поддержании постоянной температуры тела.

При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:

· увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

· повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

· ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

Гигиенические требования при проведении занятий.

Гигиена мест занятий.

При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескользким без выбоин и выступов. Температура воздуха плюс 15—18°С, при хорошей освещенности.
Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормами техническим требованиям.
Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, на скверах выбираются на удалении 300—500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.
При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические условия обеспечиваются администрацией данных сооружений.
Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.
При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное или термозащитное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха—обморожения.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.
На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.

Оценки

  менее 0 - атлетическое сердце;   от 0,1 до 5 - «отлично» очень хорошее сердце;   от 5,1 до 10 - «хорошо» хорошее сердце;   от 10,1 до 15 - «удовлетворительно» сердечная недостаточность средней степени;   от 15,1 до 20 - «плохо» сердечная недостаточность сильной степени    

Задачи утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Дать физиологическое обоснование. Последовательность выполнения упражнений.

Задачами утренней гимнастики являются:

· укрепление здоровья, закаливание организма;

· развитие ПВК (профессионально-важных качеств);

· повышение общей работоспособности;

· подготовка организма к предстоящей учебе (работе).

УГГ проводится ежедневно, она создает бодрое настроение, ликвидирует застойные явления, возникающие в организме после ночного двигательного бездействия, повышает возбудимость центральной нервной системы, ускоряет врабатываемость в трудовой процесс.

УГГ следует начинать с дыхательных упражнений и упражнений на мелкие и средние группы мышц, чтобы подготовить дыхательную и сердечно-сосудистую системы к нагрузке. Следующими по порядку должны быть упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, спины и ног, потом прыжки типа подскоков, медленный бег и ходьба. В заключение и в паузах между упражнениями целесообразно проводить упражнения на расслабление мышц и дыхание.

Дополнительно в комплекс УГГ вводят специальные упражнение для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки вестибулярного, опорно-двигательного аппарата и упражнения, учитывающие специфику профессии.

Общая и специальная физическая подготовка.

Процесс спортивной тренировки состоит из физической, технической, тактической и психологической подготовки.

Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения, которые делятся на три основные группы:

· упражнения в избранном спортсменом виде спорта;

· общеразвивающие упражнения;

· специальные упражнения для развития физических качеств, применительно к специфике избранного вида спорта.

Физическую подготовку делят на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на общее гармоничное развитие тела, мышц, укрепление органов и систем организма, повышение их функциональных возможностей, выработку высоких физических и морально-волевых качеств спортсмена. Для общей физической подготовки применяют упражнения второй группы с широким кругом воздействия.

Специальная физическая подготовка также направлена на развитие и совершенствование всех органов, систем и функциональных возможностей организма спортсмена, но с учетом специфики избранного вида спорта. Для этого используют упражнения первой и третьей групп, т.е. упражнения, направленные преимущественно на развитие необходимых в данном виде спорта качеств.

Техническая подготовка сводится к обучению спортивной технике и ее дальнейшему совершенствованию. Её главная задача – наиболее целесообразное использование сил и возможностей спортсмена для победы над противником.

Психологическая подготовка воспитывает моральные и личные качества спортсмена, развитие восприятия, например, «чувства воды», «чувства дистанции», «чувства времени», а также развитие быстроты мобилизации и наблюдательности. Психологическая подготовка к предстоящему соревнованию заключается в осознании спортсменом особенностей и задач предстоящего соревнования, в умении представить его конкретные условия и в подготовке к деятельности в этих условиях, в анализе сильных и слабых сторон противника. Морально-волевая подготовка спортсмена формируется на основе патриотизма, любви к Родине, коллективизма.

Основными методами использования разнообразных физических упражнений в общей и специальной физической подготовке являются повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповой, контрольный, с максимальной «до отказа» интенсивностью, с ускорением, игровой, соревновательный.

Что понимается под тестированием физической подготовленности. С помощью каких тестов определяется развитие силы, быстроты, выносливости? Примеры из контрольных нормативов.

Слово «тест» означает испытание, с помощью которого оценивают определенные свойства и особенности человека. Такими испытаниями являются и физические упражнения, с их помощью оценивают развитие физических качеств чело­века. В программе по физической культуре в каче­стве таких упражнений - тестов используют бег на 60 м и на 100 м для оценки скоростно - силовой подготовленности; на силовую подготовленность - подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук на брусьях, приседания, прыжки в длину с места, сгибание –разгибание рук на гимнастической скамейке, поднимание – опускание туловища и т.п.; на общую выносливость – легкоатлетический кросс на 2000 м (женщины), 3000 м (мужчины), лыжная гонка на 5, 10км.

При выполнении тестов для определения физической подготовленности нужно соблюдать определенные правила:

• тесты проводят, когда занимающийся находится в хорошей физической форме, его организм не утомлен;

• тесты выполняют после легкой разминки, когда орга­низм разогрет, тонус мышц повышен, а системы дыхания и кровообращения активно работают;

• физическое упражнение, используемое в качестве теста, должно быть хорошо освоено;

• способы выполнения тестового упражнения должны быть строго стандартизированы (техника выполнения упражнения).

Соблюдение этих правил отличает тестирование от обычного выполнения физических упражнений.

Самостоятельные занятия по физической культуре в экзаменационный период


Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения-5мин.;
3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. Умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений.
5-й вариант - его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20 - минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Дыхание на разминке

Эффективная тренировка возможна только после небольшой разминки, цель которой – подготовить все группы мышц к более серьезным нагрузкам, встряхнуть их, предотвратить нежелательные травмы, растяжения мышц и вывихи суставов. Перед пробежкой обязательно нужно выполнить несколько упражнений на гибкость.

Обычно в такую разминку включаются приседания, выпады, наклоны в стороны и вперед-назад, махи и круговые движения ногами и руками. Во время таких упражнений необходимо правильно задать ритм дыхания. Выдох необходимо делать тогда, когда положение вашего тела способствует сжиманию грудной клетки, а вдох – в момент ее расширения.

Практически во всех упражнениях на развитие гибкости вдох делается, когда туловище выпрямлено и чуть-чуть наклонено вперед. Выдох же обычно производится на завершающем этапе упражнения. К примеру, выполняя приседание, вы набираете воздух в легкие, когда стоите прямо, и выдыхаете в положении приседа.

Во время наклонов и выпадов, выдох делается в конечной точке упражнения. В этот момент грудная клетка и брюшная полость сжимаются и позволяют полностью вытеснить воздух.

Если вы включаете в вашу разминку силовые упражнения, для них тоже существуют техники правильного дыхания. Вдох выполняется в момент наименьшего напряжения тренируемой группы мышц, а выдох – наибольшего. Делая отжимание, вам нужно вдохнуть тогда, когда вы сгибаете руки, а в момент их выпрямления, когда мышцы максимально напряжены, необходимо выдохнуть.

В таких упражнениях самое важное – не задерживать дыхание в момент наибольшего напряжения. Задержка дыхания может привести к краткосрочному кислородному голоданию и, как следствие, к потере сознания. Также может резко повыситься артериальное давление.

Дыхание во время бега

Бег относится к цикличным, непрерывным упражнением, во время которого контролировать правильность своего дыхания тем более важно. Потребность организма в кислороде во время бега со средней скоростью резко возрастает в десятки раз. Поэтому необходимо следить за своим дыханием, полностью согласовывать его ритм с движениями тела. Неритмичное, с паузами, или слишком частое дыхание мешает нормально управлять своим телом, отрицательно влияет на координацию движений, не покрывает потребность организма в кислороде из-за недостаточной вентиляции легких.

Для медленного бега наиболее оптимально дышать таким образом, чтобы вдох и выдох делать через каждых три-четыре шага. Если у вас не получается соблюдать такой ритм дыхания, если воздуха не хватает, попробуйте уменьшить количество шагов до двух. Если вы постоянно будете прислушиваться к себе, контролировать свое дыхание, вы быстро научитесь держать необходимый ритм.

Во время занятий бегом старайтесь дышать ровно и спокойно, делая акцент на выдохе. Вытеснение всего воздуха из грудной клетки дает возможность вдохнуть полной грудью, улучшить вентиляцию легких. Наиболее правильное дыхание – такое, при котором легкие наполняются воздухом на 25-40 процентов своей емкости. Конечно, определить емкость легких «на глазок» невозможно, но ориентироваться вы можете на то, насколько расширяется ваша грудная клетка во время вдоха. При средней нагрузке она должна расширяться примерно на треть от своего максимального объема.

Во время использования приведенных выше рекомендаций, не забывайте еще одну немаловажную деталь. При любых физических упражнениях необходимо дышать носом, особенно, если ваши спортивные занятия вы проводите под открытым небом. Воздух при таком дыхании очищается от микроорганизмов, пыли, вредных веществ и нагревается.

Если же вы используете ротовое дыхание, вся пыль и микроорганизмы оседают на ваших миндалинах, проникают в бронхи и трахею. Дыхательные пути переохлаждаются и загрязняются, что неминуемо приводит к различным инфекционным и простудным заболеваниям.

Правильное дыхание

Долгое время бытовало мнение, что дышать во время бега нужно исключительно носом. В крайнем случае – вдох через нос, выдох через рот. Этому нас учили еще в школе на уроках физкультуры. Но правда в том, что постулат этот идет вразрез с практическим опытом многочисленных бегунов и реальной потребностью организма.

Бег усиливает потребность организма в кислороде. Но узкие извилистые носовые ходы замедляют поступление кислорода. В результате, пытаясь дышать через нос, мы лишь усиливаем дефицит кислорода. Такое дыхание не способно покрыть потребности организма даже в аэробном режиме, не говоря уже о нагрузках повышенной интенсивности.

Идеальный вариант – смешанное дыхание. Вдох одновременно через рот и нос позволяет увеличить объем вдыхаемого кислорода и скорость его доставки в легкие.

Зимой защитить горло от переохлаждения и простуды поможет простой прием: во время дыхания через рот держите язык так, будто произносите мягкий звук «л`».

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

1. Общее представление о строении тела человека.

2. Компоненты физической культуры: физическое воспитание, физическое развитие, средства физической культуры.

3. Этапы обучения двигательным умениям и навыкам в процессе занятий физической культурой.

1. Костная система.

2. Направленность физической культуры с учетом профессиональной деятельности специалиста.

3. Средства восстановления психоэмоционального состояния студентов.

1. Мышечная система и её функции.

2. Работоспособность и влияние не нее различных факторов.

3. Принципы составления комплекса утренней гигиенической гимнастики.

1. Кровь, ее состав и функции.

2. Гигиенические требования при проведении занятий.

3. Оздоровительный бег, как средство укрепления сердечно – сосудистой системы.

1. Сердечно-сосудистая система.

2. Формы и содержание самостоятельных занятий

3. Основы физической культуры в вузе

1. Профилактика травматизма на занятиях спортивными играми

2. Позвоночник, его отделы и функции.

3. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания

1. Центральная нервная система, ее отделы и функции.

2. Оценка физической работоспособности по результатам теста К. Купера.

3. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов университета

1. Возрастные особенности содержания занятий по физической культуре.

2. Объем и интенсивность физических нагрузок

3. Аэробный и анаэробный режим работы

1. Пищеварительная и выделительная системы.

2. Физическая культура и спорт в свободное время.

3. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

1. Экологические факторы и их влияние на организм.

2. Рациональное питание, питьевой режим.

3. Методы физического воспитания.

1. Цель и задачи физической культуры. Основы физической культуры в вузе.

2. Что является основным документом самоконтроля? Раскройте его содержание.

3. Дозирование нагрузки по показателям пульса и частоте дыхания.

1. Краткая характеристика условий труда будущей профессии.

Привести примерный комплекс упражнений вводной гимнастики.

2. Осанка, дать определение. Причины нарушения осанки.

3. Методика определения пульса. Его нормы в покое. Брадикардия и тахикардия. Их пульсовые характеристики

1. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье человека (здоровый образ жизни, наследственность, экология).

2. Дать определение общей выносливости. Привести примеры из контрольных нормативов и тестов.

3. Методика определения динамометрии. Рассчитать собственный силовой индекс

1. Содержательные характеристики составляющих здоровый образ жизни.

2. Формы производственной гимнастики. Раскрыть содержание и задачи

каждой из этих форм.

3. Методика определения жизненной емкости легких. Рассчитать собственный показатель жизненного индекса.

1. История развития Олимпийских Игр. Принципы, девиз, эмблема, флаг, клятва.

2. Личная гигиена и закаливание. Средства закаливания.

3. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям

1. Что понимается под физической культурой личности? Ее связь с общей культурой человека.

2. Массаж. Виды массажа, его классификация Массажные приемы.

3. Анализ состояния сердечно-сосудистой системы по тесту Руфье.

1 Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни.

2 Витамины и их роль в обмене веществ.

3 Как определить экскурсию грудной клетки.

1. Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП.

2. Профилактика нарушений осанки.

3. Составить примерный комплекс упражнений физкультпаузы (в соответствии с вашей профессией).

1. Задачи массажа, виды массажа, массажные приемы. Противопоказания для массажа

2. Режим труда и отдыха как составляющие здорового образа жизни.

3. Составить примерный комплекс упражнений физкультминутки (в соответствии с вашей профессией).

1. Задачи утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Дать физиологическое обоснование. Последовательность выполнения упражнений.

2. Общая и специальная физическая подготовка, их цели и задачи.

3. Внешние признаки утомления и переутомления в процессе занятий физическими упражнениями.

1. Физические качества человека. Их краткая характеристика.

2. Средства физического воспитания и их классификация.

3. Специальные упражнения для мышц глаз при работе с компьютером.

1. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

2. Динамика общей работоспособности человека в режиме дня. Особенности ее регулирования средствами физической культуры (физкультпаузы, физкультминутки).

3. Что понимается под тестированием подготовленности, с помощью каких тестов определяется развитие силы, быстроты, выносливости (примеры из контрольных нормативов).

1. Функциональная значимость частей тренировочного занятия по физической культуре.

2. Формы производственной гимнастики. Раскрыть содержание и задачи каждой из этих форм

3. Весо-ростовой индексы (рассчитать собственные показатели).

1. Отличительные особенности содержания занятий по общефизической подготовке, их направленность на укрепление здоровья человека.

2. Общая структура учебного занятия физической культуры, задачи и назначение каждой части.

3. Составить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Понятие «физическое развитие» человека и факторы обуславливающие его.

2 Причины возникновения миопии. Специальные упражнения для мышц глаз.

3 Производственная физическая культура в рабочее время

1. Оздоровительное закаливание.

Самостоятельные занятия по физической культуре в экзаменационный период.

3. Дать определение силе. Методика развития силы.

1. Коррекция осанки, ее виды и задачи.

2. Первая медицинская помощь утопающему.

3. Дать определение быстроты. Методика развития быстроты.

1. Методика дыхания при выполнении физических упражнений (на примере бега).

2. Сколиозы, виды и степени. Причины появления сколиоза.

3. Дать определение выносливости. Методика развития выносливости

1. Дыхательная система.

2. Дать определение ловкости. Методика развития ловкости.

3. Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями

1. Значение мышечной релаксации (расслабления)

2. Методические требования к составлению комплексов производственной гимнастики.

3. Дать определение гибкости. Методика развития гибкости.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80 от 29.04.99.

2. Приказ Министерства образования России «Об организа­ции процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» № 1023 от 01.12.99.

3. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.И. Козлова М.: Физкультура и спорт, 1978.

4. Анишенко В.С. Физическая культура Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. М Изд-во РУДН, 1999.

5. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М: Высшая школа, 1989.

6. Дильман ВД Большие биологические часы. -М: Знание, 1982.

7. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

8. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

9. Лаптев АП, Полиевский СА Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры, - М.: ФиС, 1990.

10.Матвеев ЯП. Теория и методи<

Наши рекомендации