Волейбол. Правила игры. Современное состояние.

1.Физическая нагрузка (тренировочная нагрузка) — это степень воздействия физических упражнений на организм человека. Результаты занятий физически­ми упражнениями зависят от правильного выбора и строгого соблюдения объема и интенсивности тре­нировочной нагрузки. Развитие двигательных (фи­зических) качеств происходит при повторном при­менении тренировочной нагрузки, постепенном ее увеличении и чередовании с отдыхом.

Объем тренировочной нагрузки — это количество такой нагрузки за одну тренировку. Он выражается в мерах времени, веса, в количестве выполненных упражнений и в других показателях.

Интенсивность тренировочной нагрузки — это объем такой нагрузки, выполненный в единицу вре­мени.

Интенсивность и объем тренировочной нагрузки во время самостоятельных занятий физической куль­турой и спортом должны соответствовать возрасту и физическому состоянию учащихся. Чрезмерная нагрузка может привести к перетренированности (переутомлению), выражается в неестественном по­краснении или побледнении кожных покровов, выделении обильного пота на лице, появлении одышки, нарушении координации движений, по­тере интереса к занятиям. Чтобы не допустить пе­реутомления, нужно следить, чтобы тренировочная нагрузка соответствовала функциональному со­стоянию организма, которое определяют по частоте пульса перед началом выполнения упражнений.

Порядок определения пульса:

• в положении сидя отдохнуть 3—5 мин;

• подсчитать число сердечных сокращенийза1 мин;

• оценить частоту пульса (50—60 ударов в мин
ту — состояние организма отличное, 61—75 удар
в минуту — хорошее, 76—90 ударов в минуту
удовлетворительное).

Если по истечении трех минут после выполнен упражнения пульс успевает прийти в норму, значит, организм находится в нормальном состоянии. Если частота сердечных сокращений высокая, надо увеличить время на отдых или снизить интенсивность и объем последующих упражнений.

Интенсивность и объем физической нагрузки можно определить по частоте сердечных сокращений во время занятий:

• 100—130 ударов в минуту — небольшая нагрузка;

• 130—150 ударов в минуту — средняя нагрузка;

• 150—170 ударов в минуту — высокая нагрузка;

• 170—200 ударов в минуту — предельная на грузка.

• 2. Требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию определяются видом физических упражнений. Эксплуатационно-технические характеристики спортивного инвентаря, оборудова­ния и мест занятий физической культурой и спортом на открытых площадках должны обеспечивать безопасность и удобство, способствовать максимальному укреплению здоровья и нормальному физиче­скому развитию занимающихся.

Футбольные ворота, баскетбольные щиты, гим­настические снаряды (бревно, брусья, перекладина др.), преграды на полосе препятствий, метательные снаряды не должны иметь в сочленениях и узлах прогибов, люфтов, качаний, а детали крепления (зацепы, крючки, винты, заклёпки и гайки) должны обеспечивать надежность соединений. При разме­щении оборудования в местах занятий и проведении соревнований необходимо обеспечивать безопасную зону вокруг него.

Билет №23

1.Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?

2. Баскетбол. Основные правила игры. Современное состояние.

3. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года.

1.Здоровый образ жизни следует рассматривают как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью человек Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие боле ней и физических недостатков».

Слагаемые здорового образа жизни: гигиена, правильный режим дня, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятия физическими упражнениями и спортом. Здоровый образ жизни включает все известные формы занятий физической культурой: урочные и внеурочные.

Урок — основная форма учетных занятий в физическом воспитании. На уроках физической культуры обучаемые выполняют различные упражнения. Среди уроков по физкультуре различают: учебные уроки (из них преобладает обучение новым физическим упражнениям); тренировочные уроки (из них преобладают упражнения, направленные на совершенствование усвоенных двигательных умений развитие двигательных качеств); учебно-тренировочные и контрольные уроки (на них производится проверка усвоенных знаний, умений и навыков, уровня развития двигательных качеств).

Из внеурочных форм занятий физической куль­турой на практике наиболее широко используют са­мостоятельные занятия, состязания, экскурсии ипоходы, массовые подвижные игры.

3. Основное гигиеническое значение одежды состо­ит в регулировании отдачи тепла телом человека та­ким образом, чтобы температура тела была постоян­ной (тепловое равновесие в организме). Поэтому одежда для занятий физическими упражнениями должна соответствовать определенным гигиениче­ским требованиям.

Одежда для занятий на открытых площадках должна защищать человека от дождя и снега, из­лишней потери тепла, быть легкой, не стеснять дви­жений, не затруднять дыхания, кровообращения, предохранять от травм. Летом такая одежда обычно состоит из майки, трусов и тренировочного костю­ма. Зимой используют спортивную одежду с высо­кими теплозащитными и ветрозащитными свойст­вами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстя­ной костюм, свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре поверх этой одежды надевают ветро­защитную куртку. Одежду из синтетических тканей целесообразно применять лишь для защиты от дож­дя, снега и ветра.

Основные требования к тканям для спортивной одежды: воздухопроницаемость, теплопроводность и гигроскопичность (способность поглощать водя­ные пары). Такими свойствами обладают хлопчато­бумажные и шерстяные ткани. Не следует пользо­ваться спортивной одеждой не по назначению. По окончании занятий занимающийся, приняв душ, должен надеть на себя обычную одежду. Спортив­ную одежду необходимо регулярно чистить и сти­рать.

Билет №24

1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений оценивается уровень ее развития?

2. Основные нарушения правил во время игры в баскетбол.

3. Составьте комплекс упражнений на развитие гибкости.

1.Координационные способности — это умение точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями даже в условиях дефицита времени.

К числу координационных способностей, развитию которых следует уделять особое внимание подростковом возрасте, можно отнести способность к быстроте перестроения и согласованности двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц, вестибулярную устойчивость. В ходе урочных, внеурочных и самостоятельных занятий необходимо совершенствовать и такие координационные способности, как ориентирование в пространстве, быстрота реакции в сложных условиях, способность к равновесию.

Для оценивания уровня развития координации чаще всего применяют следующие тесты:

• челночный бег Зх10ми4х10м лицом и спи ной вперед;

• определение разности между высотой подскока стоя на возвышении (например, на скамеечке вые той 50 см и шириной 20 см) и на полу;

• метание предметов (например, теннисных мя­чей из исходного положения сед ноги врозь из-за го­ловы) ведущей и неведущей рукой на дальность.

2. Во время игры в баскетбол возможны следующие нарушения правил: пробежка, неправильное или
двойное ведение мяча, задержка мяча, нарушение правил 3, 5, 8 и 24 с, возвращение мяча в тыло­вую зону, умышленная игра ногой, неправильная игра руками, блокировка в нападении или защите, широко расставленные локти, задержка игрока, толчок или столкновение с игроком без мяча, столк­новение с игроком с мячом, неспортивное поведе­ние.

Примеры некоторых нарушений

За умышленную игру ногой или кулаком мяч пе­редается другой команде. Случайный же удар по мячу ногой или касание его ногой нарушением не являются.

Правила ведения мяча предусматривают, что ве­дение начинается, когда игрок, получивший конт­роль над мячом, бросает, отбивает его в пол, катит его по полу и касается мяча вновь, прежде чем его коснется другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя руками либо допускает задержку мяча в од­ной или обеих руках. Не существует ограничения на число шагов, которое игрок может сделать тогда, когда мяч не находится в контакте с его рукой. Иг­рок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение завершено. Это возможно только после потери контроля над мячом из-за броска по корзине, отбивания мяча соперником, передачи или случайной потери мяча, если при этом мяча коснул­ся другой игрок. Плотно опекаемый игрок (в преде­лах одного нормального шага), который держит мяч, должен передать, бросить, откатить или повес­ти мяч в течение 5 с.

3. Способность человека выполнять движения с боль­шой амплитудой называют гибкостью. Это качество определяется уровнем подвижности в суставах. Уп­ражнения на гибкость могут быть активными (вы­полняться самостоятельно) и пассивными (выпол­няться с помощью партнера, учителя, тренажеров или отягощений. Эти упражнения включают в се наклоны, вращения и махи.

Наибольший эффект в развитии гибкости достигается при ежедневном выполнении упражненией. Выполнять эти упражнения следует вначале медленно, а потом быстрее. При появлении мышечных болей надо сразу же прекратить занятия. Однако допускать перерывы между занятиями более 1—2недель не следует.

Наши рекомендации