История возникновения головоломки.

В книге «Золотой родник»3 К. Эрендженова описывается история возникновения «12 роговых колей»

Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки. Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы - двойные и тройные, скрученные узлы, петли и сплетение петель. Разложив все это около себя, рассматривал их и думал: что же подойдет лучше?

Ему очень понравился узел с двойной основой. Такой узел делала калмыки из бараньей кишки. Завязываются узлы сложно, но развязываются легко.

- Теперь сколько колец можно соединить этими узлами? – думал дальше создатель головоломки.

- Калмыки разводят четыре вида животных. Если четыре увеличить вдвое, то получится восемь.

- В году 12 месяцев. Значит, надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец!

- Так решил мастер-мудрец.

- А где найти нужные кольца? Металлические разыскать нелегко, кроме того, они будут тяжелыми, как железные путы… Из дерева кольца сделать трудно, да притом они будут очень хрупкими… Что же делать?

Идет мудрец однажды по степи и вдруг находит в траве прямой коровий рог. Поднимает мудрец этот рог, рассматривает со всех сторон и восклицает:

- Если согреть рог на огне или опустить в горячую воду, то он может размягчиться и освободиться от кости!

Принес мастер-мудрец этот рог домой и сделал, как задумал. Освободившуюся от кости роговую трубку пощупал, посмотрел на свет- и стала она как мутное мягкое стекло.

- Что искал, то и нашел! – воскликнул с радостью мастер и отправился в степь на поиски других таких же рогов. Нашел несколько штук, принес домой, и, также опустив в горячую воду, освободил от костной ткани и вырезал острым ножом двенадцать одинаковых колец.

- Теперь эти кольца необходимо укрепит на деревянном бруске. Брусок можно сделать из осины или березы.

Нашел мастер нужное дерево. Сделал ровный гладкий брусок длиною примерно 40 см, шириною 3см и толщиной 2см и просверлил 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга.

- Прежде чем укрепить кольца на бруске,- подумал мастер, - нужно подобрать для этого материал. Нитки или шпагат быстро ослабеют, не будут держать кольца, станут болтаться. Самый подходящий материал для этого – тесемки из обработанной кожи: не высохнут и не порвутся, - заключил мастер.

Он уже решил, что калмыцкий узел с двойной основой будет лучшим узлом, с помощью которого можно прикрепить каждое кольцо к бруску и то же время все кольца связать между собой, и результате чего получится один непрерывный узел.

Мастер изготовил деревянную планку длиною примерно 40см, с выемкой посередине. Эта планка должна вдвигаться между кольцами с таким расчетом, чтобы узлы, закрепляющие каждое кольцо, входили в выем планки.

Так простой калмык придумал сложную головоломку « 12 роговых колец» и назвал ее «мудрым решением» или «тонким соображением».

История возникновения головоломки. - student2.ru

————————————————————————————————————

3. «Золотой родник» К. Эрендженов, Э.,1990г стр 94-97

3. Суть головоломки «Нәрн шинҗ»

Суть головоломки заключалась именно в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Чтобы освободить от узла одно кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец.

Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий.

Наиболее распространенным является головоломка «8 роговых колец». Считается, что если колец нечетное число, то невозможно освободить ручку. Однако, как говорят знатоки, иногда находились умельцы, которые справлялись и с нечетным числом. Значит, все-таки можно, но, видимо труднее.

И вскоре игра обрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки.

Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку, игру «тонкого соображения».

Современные мастера колец могут освободить или вдеть ручку в кольца за 2-3минуты, проделывая при этом более 144 операций с кольцами.

Со слов знатока калмыцкого фольклора и мастера колец Боктаева Шани Васильевича, в древности на торжествах проводились соревнования мастеров «нәрн шинҗ» с числом колец идо 32. Выигрывал тот, кто потратит наименьшее количество времени. В древности на свадьбах, если сваты не могли решить головоломку, то им зачастую отказывали и, кроме того, за поражение, в порядке выигрыша, требовали оседланного коня.

В головоломке «спрятано» много математики. Это нетрудно обнаружить, если подсчитать число элементарных шагов, необходимых для ее решения. Например, освобождения планки в головоломке с восемью кольцами потребуется 64 хода.

В ходе моего исследования я узнал, что единственный населенный пункт в Калмыкии, где продолжают разгадывать головоломку с кольцами- село Аршань- Зельмень Сарпинского района. Как рассказывают здесь, правило и условия игры во время полевой экспедиции узнали студенты пединститута в 1962г у местного старожила, который увез знания с собой в ссылку, но сохранил их и вернулся на родину. С тех пор здесь во многих семьях в «нәрн шинҗ» играют и стар, и млад, а в школе проводят конкурсы.

III. Заключение. Результаты исследования.

В результате моего исследования я выяснил, что:

1. За национальным характером интеллектуальных игр кроется культурное богатство, традиции калмыцкого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности калмыков.

2. В культуру калмыцкого народа входят созданные ими игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: интеллект, выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

3.Калмыцкие интеллектуальные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

4.Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у детей и развивает физическую культуру.

5. У калмыков очень много интересных занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удалось восстановить и распространить среди детей- это явилось бы хорошим и полезным делом.

В ходе моего исследования я познакомился с интересными людьми, которые являются хранителями, знатоками калмыцкого фольклора: Эрдни-Горяевой М.И и Менкеевой Н.К и могут разгадать остроумную игру-головоломку. Одной из главных моих целей было научиться разгадывать головоломку. Во время наших встреч, бесед и занятий с Эрдни-Горяевой М.И. я научился играть в игру «Нәрн шинҗ» и научил своих друзей. А также я подробно описал все ходы по освобождению планки от колец.

А главным итогом моей исследовательской работы я считаю, проведение первого турнира по «Нәрн шинҗ», который состоялся в нашей школе. Победителем стал Кензеев Андрей, который разгадал головоломку за 2мин 58 сек Девизом турнира были слова: Возродим! Сохраним! и Передадим! Ведь:

«Величие предков в нашей памяти,

Наше величие в наших делах,

Величие будущих поколений

Наши рекомендации