Общественно-политическоя и духовная жизнь РБ в середине 40- середине 80 годов
Сложным и противоречивым была общественно-политическая и духовная жизнь Беларуси во второй половине 40-х - начале 50-х годов. Она определялась тоталитарным сталинским режимом, который сложился в конце 20-х - 30-е годы. Всеми процессами в обществе монопольно руководила компартия. Со времени освобождения от захватчиков и до 1953 г. провороводились репрессии. В республик они связаны с деятельностью сподвижника Берия в органах государственной безопасности – Цанавы Вместе с тем, в послевоенный период постоянно увеличивались государственные ассигнования на нужды системы образования и особенно школы, восстановление и развитие культурно-просветительных учреждений. Налаживалось мед обслуживание населения. Осуществлялось снижение розничных цен. Повышалась зарплата рабочих. Высокими темпами шло строительство жилья и переселение людей из бараков и землянок. Соц-эконом и полит развитие БССР в середине 50-х - середине 80-х годов происходило в условиях, когда в мире началась новая эпоха - эпоха научно-технической революции и построения постиндустриального общества. Развивались наука, культура, литература и искусство. Особенности развития страны в 1964-1985 гг. связаны с так называемым «застоем» - переходом к консерватизму, назревание кризиса. В октябре 1964 генсек Л.И. Брежнев. При нем усилились консервативные тенденции в обществе. партаппарат, управлял экономикой и контролировал все сферы общ. жизни. Компартию Беларуси в 1965-1980 гг. возглавлял П.М. Машеров. Он пользовался авторитетом в народе, приложил немало усилий для развития хозяйства, науки и культуры Отставание научно-технического прогресса сдерживало переход экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В этот период усилилась идеологизация духовно-культурной жизни. На первое место в духовной жизни общества партия ставила марксистско-ленинское образование, воспитание человека «с единственно правильным коммунистическим мировоззрением». Вместе с тем, уже в начале 60-х годов была ликвидирована неграмотность и малограмотность взрослого населения, введено всеобщее обязательное 7-летнее обучение, а в 70-80-е годы было осуществлено всеобщее среднее образование молодежи. Определенные успехи были достигнуты в развитии литературы и искусства. Одним словом, для духовной жизни страны характерны были противоречивые процессы. Наряду с официальной существовала неформальная идеология: возникло диссидентское движение.
47.Нарастание кризисных явлений в СССР и странах социализма в 80-х годах. Переход в демократизации политического строя в 80-х годах происходит стремительное нарастание кризисных явлений в СССР и странах социализма. В Восточной Европе начались «бархатные революции», в результате которых коммунисты утратили монополию на власть (Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия и ГДР). 9 ноября 1989 г. произошло падение «берлинской стены» (открытие границы между ГДР и ФРГ), ставшее символом окончания «холодной войны» и разделения Германии. 3 октября 1990 г. состоялось с согласия советского правительства объединение ГДР и ФРГ. Одновременно СССР отказался от поддержки политических режимов во Вьетнаме и КНДР. Летом 1991 г. прекратилась деятельность СЭВ и ОВД. Что касается Советского Союза и БССР, то в их экономике в середине 80-х гг. наблюдались кризисные явления, а точнее, признаки стагнации (от лат. stagnum - стоячая вода) - застоя в производстве, торговле и т.д. Начались попытки реформирования экономики. Перемены во всей общественно-политической жизни начались с весны 1985 г., когда к руководству ЦК КПСС пришел М.С. Горбачев. Все реформаторские идеи исходили от высшего руководства КПСС, которое провозгласило политику так называемой перестройки. Концепция и политика перестройки объяснялась необходимостью демократизации политического строя и перехода к рыночным отношениям. Среди основных мероприятий перестройки в сфере общественно-политической жизни можно назвать осуществление политики гласности (свобода слова, печати, собраний, митингов); возникновение политической оппозиции и начало создания многопартийной системы; демократизация Советов (выборы народных депутатов СССР (1989 г.) и народных депутатов БССР (1990 г.) на альтернативной основе; а е экономической сфере - переход от командной системы руководства к демократическои, основанной на экономических методах управления и сочетании централизованного планового управления с самоуправлением предприятий (1987 г.). Реформы второй половины 80-х гг. закончились неудачно. На рубеже 80-90-х гг. начался спад производства, рост цен и темпов инфляции. Снизился уровень жизни людей. Старые формы управления были уничтожены, а новые, которые соответствовали бы свободному развитию экономики, не сложились. 13 октября 1990 г. Верховный Совет БССР принял программу перехода к рыночной экономике, в которой была поставлена цель построения национальной самостоятельной экономики. перестройка в СССР под лозунгом «больше демократии, больше социализма» не достигла своей цели. Она привела к уничтожению единого экономического пространства, разбалансиро-ванности потребительского рынка и другим негативным явлениям. демократизация общественной жизни во время перестройки объективно привела к реформированию самих взаимоотношений между центром и республиками. Уже на рубеже 1989-1990 гг. начался процесс суверенизации - провозглашения независимости отдельных союзных республик. 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) руководители России, Беларуси и Украины (соответственно - Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и денонсировали договор от 1922 г., в результате чего СССР прекратил свое существование
48 Оглашение суверенитета БССР и законодательное оформление независимости РБ Конституция РБ 1994 Референдумы 1996 Внесения изменений и дополнений в конститут
27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР под влиянием белорусской общественности, с учетом процессов самоопределения народов Прибалтики, России и Украины принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Провозглашение суверенитета Беларуси, как и других республик, не означало тогда разрыва связей между союзными республиками, а явля лось попыткой преобразования, обновления национально-государственных отношений в Союзе ССР 25-26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. утверждено новое наименование нашей страны - «Республика Беларусь» или «Беларусь». 15 марта 1994 г. новой Конституции - основного закона Республики Беларусь. Согласно Конституции, Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на своей территории. Конституцией гарантированы права и свободы граждан, введена президентская форма правления.Весной 1996 г. в республике возник политический кризис, который проявился в разногласиях между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. В целях преодоления кризиса Президент инициировал республиканский референдум, который состоялся 24 ноября 1996 г. Были внесены изменения в Конституцию. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета (260 депутатов) было сформировано Национальное собрание, которое состоит из Палаты представителей (110 депутатов, выбираемых народом) и Совета Республики (по 8 человек избираются от каждой области и г. Минска, и 8 человек назначаются Президентом). Расширены права Президента как руководителя государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь и новым Избирательным кодексом в 2000 г. состоялись выборы депутатов Национального собрания, а в 2001 г. - выборы Президента Республики Беларусь.
49 Начало перехода Беларуси к рыночной экономике. Экономические преобразование в РБ 1992-1994 года. С 1991 г. Беларусь, оказалась в положении всестороннего соц-эконом кризиса. Динамика основных показателей за 1990-1995 гг.: произошло резкое сокращение валового внутреннего продукта (на 38%), производства промышленной продукции (на 41%), продукции с/х (на 27%), производства товаров народного потребления (на 44,6%). Принятием законов о предпринимательстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об экономической неплатежеспособности и банкротстве и других были заложены некоторые нормативно-правовые основы рыночного хозяйства. Госпрограмма стабилизации экономики и социальной охраны населения, утвержденная еще в 1991 г., предусматривала ускорение темпов рыночных преобразований при одновременном предотвращении развала экономики и падения жизненного уровня населения. Приоритет был отдан мерам госрегулирования, предотвращению спада производства. В 1993 г. была утверждена Госпрограмма приватизации, которой предусматривалась приватизация 2/3 стоимости гососновных фондов предприятий и организаций. Наиболее активно разгосударствление проходит в сфере обслуживания и торговли.
50.Коррекция программы экономического развития. Принятие основных направлений социально-экономического развития в годах ….
В 1995 г. руководством РБ была подготовлена новая программа выхода из кризиса - Программа социально-экономического развития страны до 2000 г. Она была рассчитана на 2 этапа: 1) макроэкономическая стабилизация и создание условий для возобновления экономического роста; 2) возобновление экономического роста. 18 мая 2001 г. на 2-м Всебелорусском народном собрании были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., а в декабре 2001 г. Палата представителей Национального собрания приняла конкретную программу действий правительства на период до 2005 г. Правительство предложило реализацию крупных проектов по Минскому моторному, Могилевскому автомобильному заводам, НПО «Интеграл» и некоторым другим предприятиям. Было предусмотрено продолжение финансирования президентской программы «Станки и инструменты», «Белэлектроника», «Приборы, средства измерения и техническая диагностика», «Бытовая электроника», а также других программ и, в частности, по импортозамещению. С целью улучшения ситуации в сельском хозяйстве в конце 2001 года правительство приняло спец постановление «О дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса республики на 2001-2006 гг.». В нем были предусмотрены определенные структурные изменения в отраслях, связанных с переработкой сельхозпродукции, по совершенствованию форм взаимодействия с подсобными хозяйствами, экономической поддержкой колхозов. В текущей пятилетке (2006-2010 гг.) на первый план выдвигается задача кардинального повышения качества жизни людей. Через 5 лет качество жизни белорусского народа должно достичь уровня, сравнимого с западноевропейским.
51 основные изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа 1991-2009 Радикальные эконом, соц и полит перемены в 90-е гг. вызвали огромный интерес к духовным традициям бел народа, его культуре. В условиях демократизации общ. жизни и провозглашения гос.независимости проявились новые черты культуры РБ: преодоление прежнего тотального гос контроля в культуре; расширение негос, форм и жанров развития культуры;возвращение отечественного культурного наследия;увеличение объема финансовой помощи со стороны негосударственных структур. Наиболее сложной стороной культурной жизни являлось положение с бел языком. 26 января 1990 года был принят закон «О языках в Белорусской ССР», согласно которому бел язык был провозглашен гос. 14 мая 1995 года в РБ состоялись парламентские выборы и референдум, на который было вынесено четыре вопроса, в том числе о языках. За одобрение вопроса о придании русскому языку равного статуса с белорусским проголосовало 83,3. Существенные изменения происходят в сфере образования. Прежде всего решена проблема доступности образования. Создана широкая сеть дошкольных образовательных учреждений, что позволило уже с 2003 г. обеспечить 100% охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. Важным направлением совершенствования образования стала программа реформирования общеобразоват. школы. В 2003 г. был принят закон «Об профессионально-техническом образовании», который определил цели и направления реформирования системы профтех образования. Сред-специальное образование я-ся частью системы беспрерывного образования и осуществляется через разные типы учебных учреждений: техникумы, училища, школы, колледжи. В республике создана широкая сеть высших учебных заведений. Высшее образование в Беларуси можно получить в 43 вузах гос. формы и 10 частных вузов. Культурным достоянием нашего народа и народов других стран становятся лучшие произведения наших писателей, художников, музыкантов, актеров, режиссеров. Из молодого поколения можно отметить: в литературе — творчество А.Козлова, А.Наварича, А.Федоренко; в музыкальном искусстве — пианистов А.Поночевского, Д.Морозова; в эстрадном песенном творчестве — исполнителей из ансамбля «Песняры», «Сябры», «Верасы», государственного концертного оркестра Беларуси под руководством М.Финберга, Президентского оркестра под руководством В.Бабарикина и многих других представителей белорусского профессионального, а также самодеятельного искусства. Сохранение историко-культурного наследия — один из приоритетов белорусского государства. На реконструкцию памятника архитектуры XVI-XX вв., замкового комплекса в поселке Мир только в прошлом, 2008 г. освоено 15,8 млрд. руб., памятника архитектуры XVI-XVIII вв., Несвижского замка — 19,8 млрд. руб. Досье «Августовский канал — произведение человека и природы» и досье «Материальное воплощение духовного наследия Евфросиньи Полоцкой» представлены в Центр Ежегодно в Беларуси проводятся фестивали международного, республиканского и регионального уровня, интересные конкурсы, смотры, пленера. Визитной карточкой страны стали Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Минский международный кинофестиваль «Лiстапад», Республиканский фестиваль национальных культур.всемирного наследия ЮНЕСКО.Развивая спорт, государство уделяет особое внимание приобщению к нему детей и учащихся. Создается все больше условий для поклонников здорового образа жизни. В последнее время в духовной жизни общества все большую роль играет религия и церковь. В результате ликвидации монополии коммунистической партии на власть и идеологию, изменений отношения государства к церкви происходит рост религиозных общин.
52 Внешнеполитические контакты торгово-экономические и научные связи Республики Беларусь с другими странами на современном этапе 1991-2009 г.РБ имеет далеко не исчерпанный потенциал. Значительные природ. ресурсы, научно-технический и социально-культурный потенциал Беларуси позволяют, несмотря на существующие проявления эконом, демограф. и экологич. кризиса с надеждой смотреть в будущее. РБ имеет открытую экономику, ориентированную на экспорт. Около 60% ВВП связано с внешними рынками. Основными торг. партнерами: Россия, другие страны СНГ, Европейского Союза. В числе важнейших достижений последних лет является установление тесных партнерских отношений с Китаем. 9 января 2008 г. нац.банки РБ и Китая подписали Протокол о намерениях использовать национальные валют —юань и бел. рубля. Динамично развиваются отношения со странами Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки. Поскольку динамизм современной мировой экономики определяется состоянием наукоемких отраслей производства, базирующихся на использовании новейших знаний, то важнейшее значение приобретает наращивание интеллектуального потенциала нации на основе непрерывного совершенствования системы образования, науки и культуры, приоритетного развития отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность человека. начав проводить независимую внешнюю политику, Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, равенства государств, нерушимости границ, неприменения и отказа от угрозы силы. Внешняя политика республики была объявлена многовекторной, а страна — безъядерной и нейтральной. В 1992 г. Беларусь вступила в Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), получила статус наблюдателя в Международной торговой организации (МТО). Важным направлением в поиске путей сближения и сотрудничества с другими странами является внешнеэкономическая деятельность, привлечение в бел экономику зарубежных капиталов. Зарубежные компании и фирмы организуют у нас выставки и ярмарки своей продукции, а бел предприятия, в свою очередь, стремятся расширить возможности зарубежным партнерам. В республике функционирует несколько тысяч совместных и иностранных предприятий и филиалов, различных фирм, которые занимаются выпуском разнообразной продукции и торгово-посреднической деятельностью. Действуют свободные экономические зоны (СЭЗы). Первая из них (СЭЗ «Брест») начала работать с 1 декабря 1996 г. В ноябре 1998 г. в Лондоне прошел Бел инвестиционный форум, который собрал более 370 участников. РБ представила вниманию международного бизнеса свыше 70 инвестиционных проектов. Среди них — создание комплекса по производству листового проката на БМЗ, строительство каскадов гидроэлектростанций на реках Западная Двина и Днепр. Ряд крупных зарубежных фирм проявил заинтересованность в сотрудничестве с бел предприятиями. Руководство страны уделяет особое внимание торгово-экономическим связям с государствами ближнего и дальнего зарубежья. В общем объеме нашего экспорта на долю России приходится более 36%, Евросоюза — более 43%. РБ расширяет торговоэкономические связи со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Торговые операции белорусские предприятия осуществляют с партнерами из более, чем 170 государств мира.