Общественно-политическоя и духовная жизнь РБ в середине 40- середине 80 годов

Сложным и противоречивым была общественно-политическая и духовная жизнь Беларуси во второй половине 40-х - начале 50-х годов. Она определялась тоталитарным сталинским режимом, который сложился в конце 20-х - 30-е годы. Всеми процессами в обществе монопольно руководила компартия. Со времени освобождения от захватчиков и до 1953 г. провороводились репрессии. В республик они связаны с деятельностью сподвижника Берия в органах государственной безопасности – Цанавы Вместе с тем, в послевоенный период постоянно увеличивались государственные ассигнования на нужды системы образования и особенно школы, восстановление и развитие культурно-просветительных учреждений. Налаживалось мед обслуживание населения. Осуществлялось снижение розничных цен. Повышалась зарплата рабочих. Высокими темпами шло строительство жилья и переселение людей из бараков и землянок. Соц-эконом и полит развитие БССР в середине 50-х - середине 80-х годов происходило в условиях, когда в мире началась новая эпоха - эпоха научно-технической революции и построения постиндустриального общества. Развивались наука, культура, литература и искусство. Особенности развития страны в 1964-1985 гг. связаны с так называемым «застоем» - переходом к консерватизму, назревание кризиса. В октябре 1964 генсек Л.И. Брежнев. При нем усилились консервативные тенденции в обществе. партаппарат, управлял экономикой и контролировал все сферы общ. жизни. Компартию Беларуси в 1965-1980 гг. возглавлял П.М. Машеров. Он пользовался авторитетом в народе, приложил немало усилий для развития хозяйства, науки и культуры Отставание научно-технического прогресса сдерживало переход экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В этот период усилилась идеологизация духовно-культурной жизни. На первое место в духовной жизни общества партия ставила марксистско-ленинское образование, воспитание человека «с единственно правильным коммунистическим мировоззрением». Вместе с тем, уже в начале 60-х годов была ликвидирована неграмотность и малограмотность взрослого населения, введено всеобщее обязательное 7-летнее обучение, а в 70-80-е годы было осуществлено всеобщее среднее образование молодежи. Определенные успехи были достигнуты в развитии литературы и искусства. Одним словом, для духовной жизни страны характерны были противоречивые процессы. Наряду с официальной существовала неформальная идеология: возникло диссидентское движение.

47.Нарастание кризисных явлений в СССР и странах социа­лизма в 80-х годах. Переход в демократизации политического строя в 80-х годах происходит стремительное нарастание кризисных явлений в СССР и странах социализма. В Восточной Ев­ропе начались «бархатные революции», в результате которых ком­мунисты утратили монополию на власть (Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия и ГДР). 9 ноября 1989 г. произошло падение «берлин­ской стены» (открытие границы между ГДР и ФРГ), ставшее симво­лом окончания «холодной войны» и разделения Германии. 3 октября 1990 г. состоялось с согласия советского правительства объедине­ние ГДР и ФРГ. Одновременно СССР отказался от поддержки поли­тических режимов во Вьетнаме и КНДР. Летом 1991 г. прекратилась деятельность СЭВ и ОВД. Что касается Советского Союза и БССР, то в их экономике в середи­не 80-х гг. наблюдались кризисные явления, а точнее, признаки стагна­ции (от лат. stagnum - стоячая вода) - застоя в производстве, торговле и т.д. Начались попытки реформирования экономики. Перемены во всей общественно-политической жизни начались с весны 1985 г., когда к ру­ководству ЦК КПСС пришел М.С. Горбачев. Все реформаторские идеи исходили от высшего руководства КПСС, которое провозгласило политику так называемой перестройки. Концепция и политика перестройки объяснялась необходимостью демо­кратизации политического строя и перехода к рыночным отношениям. Среди основных мероприятий перестройки в сфере общественно-политической жизни можно назвать осуществление политики гласности (свобода слова, печати, собраний, митингов); возникновение политиче­ской оппозиции и начало создания многопартийной системы; демокра­тизация Советов (выборы народных депутатов СССР (1989 г.) и народ­ных депутатов БССР (1990 г.) на альтернативной основе; а е экономи­ческой сфере - переход от командной системы руководства к демокра­тическои, основанной на экономических методах управления и сочета­нии централизованного планового управления с самоуправлением предприятий (1987 г.). Реформы второй половины 80-х гг. закончились неудачно. На ру­беже 80-90-х гг. начался спад производства, рост цен и темпов ин­фляции. Снизился уровень жизни людей. Старые формы управления были уничтожены, а новые, которые соответствовали бы свободному развитию экономики, не сложились. 13 октября 1990 г. Верховный Совет БССР принял программу перехода к рыночной экономике, в которой была поставлена цель построения национальной самостоя­тельной экономики. перестройка в СССР под лозунгом «больше демо­кратии, больше социализма» не достигла своей цели. Она привела к уничтожению единого экономического пространства, разбалансиро-ванности потребительского рынка и другим негативным явлениям. демократизация общественной жизни во время пе­рестройки объективно привела к реформированию самих взаимоот­ношений между центром и республиками. Уже на рубеже 1989-1990 гг. начался процесс суверенизации - провозглашения независимости отдельных союзных республик. 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Бело­вежская пуща) руководители России, Беларуси и Украины (соответ­ственно - Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и денонсировали договор от 1922 г., в результате чего СССР прекра­тил свое существование





48 Оглашение суверенитета БССР и законодательное оформление независимости РБ Конституция РБ 1994 Референдумы 1996 Внесения изменений и дополнений в конститут

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР под влиянием белорусской общественности, с учетом процес­сов самоопределения народов Прибалтики, России и Украины при­нял Декларацию о государственном суверенитете республики. Провозглашение суверенитета Беларуси, как и других республик, не означало тогда разрыва связей между союзными республиками, а явля­ лось попыткой преобразования, обновления национально-государственных отношений в Союзе ССР 25-26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла постановление об обеспечении политической и эко­номической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. утверждено новое наименование нашей страны - «Республи­ка Беларусь» или «Беларусь». 15 марта 1994 г. новой Конституции - основного закона Респуб­лики Беларусь. Согласно Конституции, Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, которое вла­деет верховенством и полнотой власти на своей территории. Консти­туцией гарантированы права и свободы граждан, введена президент­ская форма правления.Весной 1996 г. в республике возник политический кризис, который проявился в разногласиях между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. В целях преодоления кризиса Президент инициировал республиканский референдум, который состоялся 24 ноября 1996 г. Были внесены изменения в Конституцию. В соответст­вии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета (260 депутатов) было сформиро­вано Национальное собрание, которое состоит из Палаты представи­телей (110 депутатов, выбираемых народом) и Совета Республики (по 8 человек избираются от каждой области и г. Минска, и 8 человек назначаются Президентом). Расширены права Президента как руко­водителя государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Бела­русь и новым Избирательным кодексом в 2000 г. состоялись выборы депутатов Национального собрания, а в 2001 г. - выборы Президента Республики Беларусь.

49 Начало перехода Беларуси к рыночной экономике. Экономические преобразование в РБ 1992-1994 года. С 1991 г. Беларусь, оказалась в положении всестороннего соц-эконом кризиса. Динамика основных показателей за 1990-1995 гг.: произошло резкое сокращение валового внутреннего продукта (на 38%), производства промышленной продукции (на 41%), продукции с/х (на 27%), производства товаров народного потребления (на 44,6%). Принятием законов о предпринимательстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об экономической неплатежеспособности и банкротстве и других были заложены некоторые нормативно-правовые основы рыночного хозяйства. Госпрограмма стабилизации экономики и социальной охраны населения, утвержденная еще в 1991 г., предусматривала ускорение темпов рыночных преобразований при одновременном предотвращении развала экономики и падения жизненного уровня населения. Приоритет был отдан мерам госрегулирования, предотвращению спада производства. В 1993 г. была утверждена Госпрограмма приватизации, которой предусматривалась приватизация 2/3 стоимости гососновных фондов предприятий и организаций. Наиболее активно разгосударствление проходит в сфере обслуживания и торговли.

50.Коррекция программы экономического развития. Принятие основных направлений социально-экономического развития в годах ….

В 1995 г. руководством РБ была подготовлена новая программа выхода из кризиса - Программа социально-экономического развития страны до 2000 г. Она была рассчитана на 2 этапа: 1) макроэкономическая стабилизация и создание условий для возобновления экономического роста; 2) возобновление экономического роста. 18 мая 2001 г. на 2-м Всебелорусском народном собрании были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., а в декабре 2001 г. Палата представителей Национального собрания приняла конкретную программу действий правительства на период до 2005 г. Правительство предложило реализацию крупных проектов по Минскому моторному, Могилевскому автомобильному заводам, НПО «Интеграл» и некоторым другим предприятиям. Было предусмотрено продолжение финансирования президентской программы «Станки и инструменты», «Белэлектроника», «Приборы, средства измерения и техническая диагностика», «Бытовая электроника», а также других программ и, в частности, по импортозамещению. С целью улучшения ситуации в сельском хозяйстве в конце 2001 года правительство приняло спец постановление «О дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса республики на 2001-2006 гг.». В нем были предусмотрены определенные структурные изменения в отраслях, связанных с переработкой сельхозпродукции, по совершенствованию форм взаимодействия с подсобными хозяйствами, экономической поддержкой колхозов. В текущей пятилетке (2006-2010 гг.) на первый план выдвигается задача кардинального повышения качества жизни людей. Через 5 лет качество жизни белорусского народа должно достичь уровня, сравнимого с западноевропейским.

51 основные изменения в духовной и культурной жизни белорусского народа 1991-2009 Радикальные эконом, соц и полит пере­мены в 90-е гг. вызвали огромный интерес к духовным традициям бел народа, его культуре. В условиях демократизации об­щ. жизни и провозглашения гос.независимо­сти проявились новые черты культуры РБ: преодоление прежнего тотального гос контроля в культуре; расширение негос, форм и жан­ров развития культуры;возвращение отечественного культурного наследия;увеличение объема финансовой помощи со стороны негосу­дарственных структур. Наиболее сложной стороной культурной жизни являлось положе­ние с бел языком. 26 января 1990 года был принят за­кон «О языках в Белорусской ССР», согласно которому бел язык был провозглашен гос. 14 мая 1995 года в РБ состоялись парламентские выборы и референдум, на который было вынесено четыре вопроса, в том чис­ле о языках. За одобрение вопроса о придании русскому языку рав­ного статуса с белорусским проголосовало 83,3. Существенные изменения происходят в сфере образования. Пре­жде всего решена проблема доступности образования. Создана ши­рокая сеть дошкольных образовательных учреждений, что позво­лило уже с 2003 г. обеспечить 100% охват детей 5-летнего возраста подготовкой к школе. Важным направлением совершенствования об­разования стала программа реформирования общеобразоват. школы. В 2003 г. был принят закон «Об профессионально-техническом образовании», который определил цели и направления реформирования системы профтех образования. Сред-специальное образование я-ся частью системы бес­прерывного образования и осуществляется через разные типы учеб­ных учреждений: техникумы, училища, школы, колледжи. В республике создана широкая сеть высших учебных заведений. Высшее образование в Беларуси можно получить в 43 вузах гос. формы и 10 частных вузов. Культурным достоянием нашего народа и народов других стран становятся лучшие произведения наших писателей, художников, музыкантов, актеров, режиссеров. Из молодого поколения можно отметить: в литературе — творчество А.Козлова, А.Наварича, А.Федоренко; в музыкальном искусстве — пианистов А.Поночевского, Д.Морозова; в эстрадном песенном творчестве — исполнителей из ансамбля «Песняры», «Сябры», «Верасы», государственного кон­цертного оркестра Беларуси под руководством М.Финберга, Прези­дентского оркестра под руководством В.Бабарикина и многих других представителей белорусского профессионального, а также самодея­тельного искусства. Сохранение историко-культурного наследия — один из приори­тетов белорусского государства. На реконструкцию памятника архи­тектуры XVI-XX вв., замкового комплекса в поселке Мир только в прошлом, 2008 г. освоено 15,8 млрд. руб., памятника архитектуры XVI-XVIII вв., Несвижского замка — 19,8 млрд. руб. Досье «Августов­ский канал — произведение человека и природы» и досье «Матери­альное воплощение духовного наследия Евфросиньи Полоцкой» представлены в Центр Ежегодно в Беларуси проводятся фестивали международного, республиканского и регионального уровня, интересные конкурсы, смотры, пленера. Визитной карточкой страны стали Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Минский меж­дународный кинофестиваль «Лiстапад», Республиканский фестиваль национальных культур.всемирного наследия ЮНЕСКО.Развивая спорт, государство уделяет особое внимание приобще­нию к нему детей и учащихся. Создается все больше условий для поклонников здорового образа жизни. В последнее время в духовной жизни общества все большую роль играет религия и церковь. В результате ликвидации монополии ком­мунистической партии на власть и идеологию, изменений отношения государства к церкви происходит рост религиозных общин.

52 Внешнеполитические контакты торгово-экономические и научные связи Республики Беларусь с другими странами на современном этапе 1991-2009 г.РБ имеет далеко не исчерпанный потенциал. Значительные природ. ресурсы, научно-технический и социально-культурный потенциал Беларуси позволяют, несмотря на сущест­вующие проявления эконом, демограф. и экологич. кризиса с надеждой смотреть в будущее. РБ имеет открытую экономику, ориентированную на экс­порт. Около 60% ВВП связано с внешними рынками. Основными торг. партнерами: Россия, другие страны СНГ, Европейского Союза. В числе важнейших достижений последних лет является установ­ление тесных партнерских отношений с Китаем. 9 января 2008 г. на­ц.банки РБ и Китая подписали Протокол о наме­рениях использовать национальные валют —юань и бел. рубля. Динамично развиваются отношения со странами Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки. Поскольку динамизм современной мировой экономики определя­ется состоянием наукоемких отраслей производства, базирующихся на использовании новейших знаний, то важнейшее значение приоб­ретает наращивание интеллектуального потенциала нации на основе непрерывного совершенствования системы образования, науки и культуры, приоритетного развития отраслей, обеспечивающих жиз­недеятельность человека. начав проводить независи­мую внешнюю политику, Беларусь подтвердила свою привержен­ность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, равенства государств, нерушимости границ, неприменения и отказа от угрозы силы. Внешняя политика республики была объявлена многовекторной, а страна — безъядерной и нейтральной. В 1992 г. Бе­ларусь вступила в Международный валютный фонд (МВФ), Между­народный банк реконструкции и развития (МБРР), получила статус наблюдателя в Международной торговой организации (МТО). Важным направлением в поиске путей сближения и сотрудничест­ва с другими странами является внешнеэкономическая деятель­ность, привлечение в бел экономику зарубежных капита­лов. Зарубежные компании и фирмы организуют у нас выставки и ярмарки своей продукции, а бел предприятия, в свою оче­редь, стремятся расширить возможности зарубежным партнерам. В республике функционирует несколько тысяч совместных и ино­странных предприятий и филиалов, различных фирм, которые зани­маются выпуском разнообразной продукции и торгово-посреднической деятельностью. Действуют свободные экономиче­ские зоны (СЭЗы). Первая из них (СЭЗ «Брест») начала работать с 1 декабря 1996 г. В ноябре 1998 г. в Лондоне прошел Бел инвестиционный форум, который собрал более 370 участников. РБ представила вниманию международного бизнеса свыше 70 инвестиционных про­ектов. Среди них — создание комплекса по производству листового проката на БМЗ, строительство каскадов гидроэлектростанций на реках Западная Двина и Днепр. Ряд крупных зарубежных фирм проявил заинтересован­ность в сотрудничестве с бел предприятиями. Руководство страны уделяет особое внимание торгово-экономическим связям с государствами ближнего и дальнего зарубе­жья. В общем объеме нашего экспорта на долю России приходится более 36%, Евросоюза — более 43%. РБ расширяет торгово­экономические связи со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Торговые операции белорусские пред­приятия осуществляют с партнерами из более, чем 170 государств мира.

Наши рекомендации