Византийская империя и геополитическое положение
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. Константинополь-"новый Рим"-столица Византийского государства. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии.
В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
Культура Византии В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
10.Формирование древнерусской государственности: Киевская Русь; Древнерусское государство восточных славян Киевская Русь сложилось во второй половине IX в. и просуществовало до начала XII в. Анализируя генезис Древней (или Киевской) Руси, отметим, что еще в VIII - IX в. сложились близкие друг к другу сообщества восточнославянского
населения. они были близки по языку, культуре, обычаям. Переход к производящему хозяйству, строительство городов, развитие ремесел и торговли, уязвимость - все это создавало условия для политического объединения восточных славян. В 862 г. варяг Рюрик, согласно летописному преданию, был приглашен северным союзом племен, в который входили и кривичи, править в Новгороде и стал родоначальником на Руси княжеской династии - Рюриковичей. Преемник Рюрика князь Олег (882 - 912 гг.) захватил Киев, объединил Новгородское и Киевское княжества, распространил власть на многие восточнославянские и неславянские племена. Деятельность следующих киевских князей - Игоря (912-945 гг.), вдовы Игоря Ольги (945-964 гг.), их сына Святослава (964-972 гг.) была направлена на расширение территории и усиление древнерусского государства - Киевской Руси.
Наибольшего расцвета Киевская Русь достигла в конце X - первой половине XI вв. во время княжения Владимира Святославовича (980-1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).
Однако уже в XI в. наметились княжеские междоусобицы, которые
привели к распаду Киевской Руси на самостоятельные государственные образования. причины феодальной раздробленности - это дальнейшее развитие феодализма, рост производительных сил, экономическое и политическое усиление отдельных княжеств, которые стремились стать самостоятельными и выйти из-под власти великого князя.
Значительные усилия по прекращению междоусобной борьбы и объединению сил Руси предпринимали великий князь Владимир Мономах (1113-1125 гг.) и его сын Мстислав (1155-1132 гг.). После смерти Мстислава Киевская Русь распалась на самостоятельные государства. Наибольшими из них были княжества Киевское, Полоцкое, Черниговское, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Галицкое, Волынское, Туровское, а также Новгородская республика.
Трудней всего освободиться из-под власти Киева было Туровскому княжеству, которое непосредственно граничило с Киевским. Неза-висимости оно достигло только в 1158 г. при князе Юрии Ярославовиче, который основал в Турове самостоятельную династию.
Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств: он осуществлял исполнительную власть, вершил ратные дела, ведал внешними отношениями и т.д. В своей деятельности князь опирался на дружину. Служилый люд при князе - бояре - занимали важные должности в администрации городской общины, получая "в кормление" волости.
Экономика базировалась на развитии земледелия, животноводства, различных промыслов (охота, рыболовство, бортничество).
нельзя считать, что все население, работавшее в вотчине, являлось полностью феодально-зависимым. К тому же вотчины представляли собой небольшие островки в безбрежном море свободного общинного землевладения. Древняя Русь IX - XII вв. находилась в «дофеодальном», а точнее - в переходном периоде от родоплеменных к раннеклассовым отношениям.