ТЕМА 7. Культура Древней Месопотамии

План:

1. Возникновение и распространение клинописи.

2. Шумеро-вавилонская культура:

а) религия и мифология;

б) развитие научных знаний и образования;

в) литература.

3. Архитектура и изобразительное искусство.

Культура Нововавилонского царства.

Источники и литература:

1. Антонова Е. В. Духовная культура и глиптика Древнего Двуречья // Народы Азии и Африки,
1981, №6. С. 62-71.

2. Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979.

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

4. Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М, 1967, 1971.

5. Бродский Б. Связь времен. М, 1974. (Гл. Город живого божества).

6. Вайман А. А. Шумеро-вавилонская математика. М., 1961.

7. Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990.

8. Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.

9. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги
рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.

10. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. М, 1991.

11. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем. Б. М. Святского. Смоленск, 2001.

12. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

13. Клима П. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1970.

14. Клочко И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

15. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1985.

16. Кьера Э. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. М., 1984.

17. Липин Л. А. Аккадский язык. М., 1964.

18. Липин Л. А., Белов А. М. Глиняные книги. Л., 1956.

19. Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

20. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. М., 1960.

21. Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

22. Матвеев К., Сазонов А. Земля Древнего Двуречья (мифы, легенды, находки, открытия). М.,
1986.

23. Мильчик М. И, Борейко Б. М. Город крылатых быков. Очерки об археологических
открытиях. М., 1967.

24. Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Мн., 1959.

25. Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

26. Редер Д. Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. М., 1965.

27. Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М., 1977.

28. Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт. М., 1962.

29. Тимахович Ю. Н. Семирамида. Мн., 2004.

30. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.Л., 1958.

31. Чабб М. Город в песках. М., 1965.

32. Эпос о Гильгамеше. / Пер. с аккадск. и комм. И. М. Дьяконова. М.; Л., 1961.

33. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981.

Методические рекомендации:

Величайшим достижением жителей Двуречья в области культуры было изобретение клинописной системы письма, развившейся на основе пиктографии. Поэтому, важно усвоить, когда возник этот вид письменности, что он собой представлял, как видоизменялся со временем, какими народами был позаимствован у аккадцев. Определенный интерес представляет история дешифровки клинописи.

Характеризуя шумеро-вавилонскую культуру необходимо отметить вклад шумеров в культурное развитие народов Двуречья, познакомиться с религией и основными культами, существовавшими в этом регионе, мифологией и важнейшими циклами мифов (о сотворении мира и происхождении людей, об изменениях в природе, о потопе и пр.), обратить внимание на роль храмов и жречества в экономической и политической жизни Древней Месопотамии, на классовый характер религии.

Жрецы не только ведали религиозным культом, в их руках были и научные знания. По мере развития хозяйственной жизни уровень научных знаний возрастал, особенно в области математики, астрономии, медицины, географии. Следует уделить внимание системе образования в Двуречье, появлению писцовых школ, библиотек, архивов, зарождению права. Проследить основные этапы становления литературы, ее жанры (религиозно-философские произведения, песни, поэмы, эпос о Гильгамеше и т.д.), особенности архитектуры (дворцы, зиккураты), скульптуры, живописи.

Знакомясь с культурой Ассирии необходимо помнить, что она формировалась под сильным шумеро-вавилонским влиянием. Ассирийцы заимствовали вавилонскую клинопись, многие вавилонские боги вошли в пантеон ассирийских богов во главе с богом Ашшуром. Сильны вавилонские традиции и в литературе Ассирии. Однако, следует определить и самобытные, специфические черты ассирийской культуры: летописи, близкие к историческим романам, преобладание военных сюжетов в изобразительном искусстве, особенности архитектуры и пр.

Изучая культуру Нововавилонского царства желательно уделить внимание достижениям вавилонян в области градостроительства и архитектуры (на примере Вавилона - столицы государства, его оборонительных сооружении, дворцов, зиккурата Этеменанки и пр.)

Подчеркивая историческое значение вавилонской культуры, необходимо вместе с тем отметить несостоятельность теории панвавилонизма, распространившейся в западной науке в конце Х1Х-начале XX в. и объявлявшей Вавилон колыбелью мировой цивилизации, а культурные достижения других древневосточных народов заимствованиями из вавилонской культуры.

Наши рекомендации