Основные механизмы эффективности внутриорганизационных коммуникаций.
Коммуникация— процесс и результат обмена информацией.
Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.
Коммуникации — главное препятствие на пути достижения целей организации. Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, что коммуникация — это обмен.В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию — необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.
Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:
· отправитель — человек (или группа), желающий сообщить информацию;
· сообщение — информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;
· канал — способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;
· код — система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;
· контекст — внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;
· получатель — человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;
· шумы (помехи) — все, что искажает смысл сообщения;
· обратная связь — реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.
Таким образом, процесс коммуникации включает в себя несколько этапов:
· формирование сообщения отправителем — формулирование идеи, осознание необходимости передать сообщение;
· выбор канала связи и отображение сообщения с помощью системы кодов;
· передача закодированного сообщения отправителем;
· восприятие закодированного сообщения получателем;
· расшифровка кода и формулирование идеи сообщения;
· реакцияна воспринятое сообщение.
Барьеры на пути организационных коммуникаций:
· искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из менеджеров среднего звена не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации;
· информационные перегрузки — превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию;
· неэффективная структура организации — чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации;
· некомпетентность персонала — коммуникативная, профессиональная и методологическая;
· неэффективный способ организации работ и распределения задач;
· конфликты как между подразделениями, так и между людьми.
Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:
· создавайте системы обратной связи;
· регулируйте информационные потоки;
· предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали;
· развертывайте системы сбора предложений;
· используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интранет и т. п.;
Классификация внутриорганизационных коммуникаций
По подразделениям:
А) горизонтальные (на одном уровне),
Б) вертикальные (на разных уровнях),
В) диагональные (между руководителями и работниками различных подразделений);
По уровням:
А) нисходящие (от руководства к подчиненным),
Б) восходящие (руководителями от подчиненных);
По форме общения:
А) вербальные (с помощью устной речи),
Б) невербальные (мимика, жесты, взгляд, манеры; отсутствует устная речь);
По субъекту общения:
А) межличностные (между двумя и более людьми в непосредственной близости),
Б) организационные (две и более группы, обладающие собственным интересом и собственными целями);
По используемым каналам общения:
А) формальные (возникают в процессе взаимосвязи различных уровней и отделов),
Б) неформальные (источники слухов).