Основные цели и направления государственной политики регионального туризма.

Экономика регионального туризма является частью эконо­мики единого хозяйственного комплекса региона.

Специфика экономики регионального туризма как науч­ной области знаний заключается в том, что она занимается сле­дующими проблемами: исследованием закономерностей и принципов существова­ния и развития элементов производительных сил и социальной инфраструктуры туристской сферы в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил туристской сферы с учетом общей стратегии социально-экономического развития и эколо­гических требований; изучением экономики территорий регионов и межрегио­нальных экономических связей; исследованием региональной организации хозяйства тури­стской сферы; изучением природно-ресурсного потенциала регионов; изучением проблем народонаселения, тенденций изменения трудовых ресурсов, вопросов демографических проблем и их влияния на развитие производительных сил туристской сферы; анализом стартового уровня экономики туристской сфе­ры регионов в период становления и развития рыночных от­ношении; определением основных факторов размещения производи­тельных сил туристской сферы в переходный период к рынку; определением путей рационализации, направления струк­турной перестройки экономики регионального туризма в ре­гионе. Понимание этого позволяет в общем плане строить государ­ственную политику развития туристской сферы в регионах с учетом: определения основных мест и направлений размещения производительных сил регионального туристского бизнеса; развития и расширения туристского бизнеса по всему ре­гиону, определения его места в едином хозяйственном комплек­се региона; определения основных задач долгосрочной региональной политики в сфере туризма на перспективу. В рыночной системе нормы экономического поведения фор­мируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономи­ческого развития региона путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конку­ренции, а с другой – обеспечение индивидуальной заинтересо­ванности регионов в таком развитии при использовании инсти­тута частной собственности. При этом все регионы подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу дейст­вий каждого обязательными для всех нормами права и граница­ми его владения, но обеспечивающим значительное повышение самостоятельности и экономической активности. В рыночной системе задачу внутрирегиональной экономиче­ской координации решают два типа рынков: региональный ры­нок производственных ресурсов и региональный рынок потре­бительских благ. На туристском рынке сталкиваются спрос на региональный туристский продукт, который предъявляет ту­рист, и предложение туристского продукта. При изучении развития туризма в регионе необходимо глубокое понимание современной экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики часто очень болезненный. Проявляется дезинтеграция Экономи­ческого пространства, разрыв связей между регионами. Основные цели государственной политики регионального туризма:1. Анализ проблемы размещения туристских услуг выводит на глобальную государственную цель – решение проблемы взаимодействия регионов. После того как регион оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, он сталкивается с необходи­мостью координации экономической деятельности, которая включает в себя согласование решений: производителей внутри региона; потребителей, представляющих свой регион; вопроса о производстве и потреблении турпродукт за пре­делами региона. 2. Рациональное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация. Для туристского комплекса это выражается в развитии тех видов туризма и соответствующей инфраструктуры, которые бы по­зволили обеспечить сохранность рекреационного достояния региона при максимальной прибыльности их использования. 3. Реформирование структуры регионального туристского комплекса, его социологизация, преодоление депрессивного состояния, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем, связи, поддержание экологической обстановки. 4. Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением. Неблагополучное состояние туристской работы в регионе с местным населением, а также недоразвитость форм кратковременного отдыха – конкретный результат стремления провести экономическое нормирование потребления платных услуг в туризме без учета социального и натурального нормативов. Отсюда – искаженное представление об использовании имеющейся базы и крайне низкий эконо­мический показатель объема туристско-экскурсионных услуг. 5. Перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению. При этом в основу следовало бы положить экономические и функционально технологические принципы построения. Необходим ускоренный перевод структуры управления туризмом на систему территориальных объединений, комплексов, ассоциаций, а также туристско-экскурсионных предприятий туроператорской и турагентской сети. Данные уровни выступают в качестве исходного звена структуры управления. Практика показывает, что в качестве основы для определения типа организации следует использовать экономические, а не территориальные показатели: объемы предоставляемых услуг, прибыль и функции экономических фонов. Оши­бочной является попытка формировать однотипные управленче­ские фонды на различных по своим функциям предприятиях, в объединениях и структурах. Основные направления государственной политики регионального туризмамогут быть следующие: 1. Региональное финансирование. Можно сказать, что ре­гиональные финансы представляют собой систему экономиче­ских отношений, посредством которых распределяется и пере­распределяется доход на экономическое и социальное развитие территорий. Для преодоления региональной отсталости необхо­дима разработка региональных программ развития туризма. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц и налогов бюджетов. 2. Создание средств субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предпри­ятий и фирм, находящихся в муниципальной собственности; во-вторых, территориальные внебюджетные фонды. Источни­ком таких фондов могут служит заемные ресурсы, доброволь­ные взносы предприятий и населения, страховые сборы, поступ­ления из централизованных внебюджетных фондов. В-треть­их, финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммуналь­ных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникающих на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Большое значение здесь приобретают рентные платежи. 3.Сохранение единого экономического пространства и об­щих принципов функционирования структур туристского биз­неса на всей территории России. При этом важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления. 4. Привлечение общественности и различных служб горо­дов и районов региона к процессу планирования туризма. Раз­витие регионального туризма объединяет интересы руководите­лей туристского бизнеса, поставщиков туристских услуг и мест­ного населения, особенно его инициативной части, стремящейся к более высокому уровню жизни и понимающей экономические возможности регионального туризма. 5. Развитие туристско-экскурсионной активности насе­ления,освоение туристских территорий, возобновление и при­способление памятников истории, культуры, архитектуры, при­роды для целей туризма, экскурсий и отдыха, которые должны быть в полной мере подкреплены поддержкой и заинтересован­ностью со стороны местных исполнительных органов, хозяйст­венных, транспортных служб и учреждений культуры, инфор­мации и образования. 6. Помощь в преодолении различий в уровне жизни населе­ния отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы, концепции и мо­дели хозяйственного развития туристского бизнеса регионов, с учетом их экономического уровня и особенностей на базе уни­кальных природных богатств. 7. Организация и управление экономикой туристского комплексана основе кооперации общественных государствен­ных организаций и личных возможностей граждан. При этом социальная и экономическая направленности кооперации долж­ны сочетаться и взаимодействовать на основе складывающихся тенденций к разгосударствлению и приватизации собственно­сти, переводу ее на режим смешанного и муниципального хо­зяйственного ведения. Предлагаемые формы интеграции от­дельно в структуре государственных объединений, а также со­вместных и малых предприятий могут привести к появлению многовариантности форм и видов туристской деятельности, повсеместному приобщению населения страны к ценностям культуры, истории и природы, удовлетворению разнообразных потребностей граждан в услугах туризма, экскурсий и путеше­ствий, участию в программах и маршрутах международного обмена. Организационной основой социально-хозяйственной коопе­рации в сфере отдыха могут стать хозяйственные и экономиче­ские структуры и ассоциации туризма, деятельность которых целесообразно направлять совместными усилиями граждан и государства. Опыт и практика последних лет показывают, что работа в перечисленных направлениях позволит оптимально сочетать социальные функции туризма, постоянный и ускоренный темп роста его экономических показателей, территориальную и отраслевую структуру управления и организации туристско-экскурсионной системы в тесном взаимодействии с задачей расширения сферы платных услуг населению на территориальном уровне.





Наши рекомендации