Основные цели и направления государственной политики регионального туризма.
Экономика регионального туризма является частью экономики единого хозяйственного комплекса региона.
Специфика экономики регионального туризма как научной области знаний заключается в том, что она занимается следующими проблемами: исследованием закономерностей и принципов существования и развития элементов производительных сил и социальной инфраструктуры туристской сферы в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил туристской сферы с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики территорий регионов и межрегиональных экономических связей; исследованием региональной организации хозяйства туристской сферы; изучением природно-ресурсного потенциала регионов; изучением проблем народонаселения, тенденций изменения трудовых ресурсов, вопросов демографических проблем и их влияния на развитие производительных сил туристской сферы; анализом стартового уровня экономики туристской сферы регионов в период становления и развития рыночных отношении; определением основных факторов размещения производительных сил туристской сферы в переходный период к рынку; определением путей рационализации, направления структурной перестройки экономики регионального туризма в регионе. Понимание этого позволяет в общем плане строить государственную политику развития туристской сферы в регионах с учетом: определения основных мест и направлений размещения производительных сил регионального туристского бизнеса; развития и расширения туристского бизнеса по всему региону, определения его места в едином хозяйственном комплексе региона; определения основных задач долгосрочной региональной политики в сфере туризма на перспективу. В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития региона путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой – обеспечение индивидуальной заинтересованности регионов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все регионы подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающим значительное повышение самостоятельности и экономической активности. В рыночной системе задачу внутрирегиональной экономической координации решают два типа рынков: региональный рынок производственных ресурсов и региональный рынок потребительских благ. На туристском рынке сталкиваются спрос на региональный туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта. При изучении развития туризма в регионе необходимо глубокое понимание современной экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики часто очень болезненный. Проявляется дезинтеграция Экономического пространства, разрыв связей между регионами. Основные цели государственной политики регионального туризма:1. Анализ проблемы размещения туристских услуг выводит на глобальную государственную цель – решение проблемы взаимодействия регионов. После того как регион оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, он сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности, которая включает в себя согласование решений: производителей внутри региона; потребителей, представляющих свой регион; вопроса о производстве и потреблении турпродукт за пределами региона. 2. Рациональное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация. Для туристского комплекса это выражается в развитии тех видов туризма и соответствующей инфраструктуры, которые бы позволили обеспечить сохранность рекреационного достояния региона при максимальной прибыльности их использования. 3. Реформирование структуры регионального туристского комплекса, его социологизация, преодоление депрессивного состояния, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем, связи, поддержание экологической обстановки. 4. Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением. Неблагополучное состояние туристской работы в регионе с местным населением, а также недоразвитость форм кратковременного отдыха – конкретный результат стремления провести экономическое нормирование потребления платных услуг в туризме без учета социального и натурального нормативов. Отсюда – искаженное представление об использовании имеющейся базы и крайне низкий экономический показатель объема туристско-экскурсионных услуг. 5. Перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению. При этом в основу следовало бы положить экономические и функционально технологические принципы построения. Необходим ускоренный перевод структуры управления туризмом на систему территориальных объединений, комплексов, ассоциаций, а также туристско-экскурсионных предприятий туроператорской и турагентской сети. Данные уровни выступают в качестве исходного звена структуры управления. Практика показывает, что в качестве основы для определения типа организации следует использовать экономические, а не территориальные показатели: объемы предоставляемых услуг, прибыль и функции экономических фонов. Ошибочной является попытка формировать однотипные управленческие фонды на различных по своим функциям предприятиях, в объединениях и структурах. Основные направления государственной политики регионального туризмамогут быть следующие: 1. Региональное финансирование. Можно сказать, что региональные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется доход на экономическое и социальное развитие территорий. Для преодоления региональной отсталости необходима разработка региональных программ развития туризма. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц и налогов бюджетов. 2. Создание средств субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий и фирм, находящихся в муниципальной собственности; во-вторых, территориальные внебюджетные фонды. Источником таких фондов могут служит заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, страховые сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов. В-третьих, финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникающих на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Большое значение здесь приобретают рентные платежи. 3.Сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования структур туристского бизнеса на всей территории России. При этом важной стороной региональной политики является разграничение компетенции федеральных и региональных органов управления. 4. Привлечение общественности и различных служб городов и районов региона к процессу планирования туризма. Развитие регионального туризма объединяет интересы руководителей туристского бизнеса, поставщиков туристских услуг и местного населения, особенно его инициативной части, стремящейся к более высокому уровню жизни и понимающей экономические возможности регионального туризма. 5. Развитие туристско-экскурсионной активности населения,освоение туристских территорий, возобновление и приспособление памятников истории, культуры, архитектуры, природы для целей туризма, экскурсий и отдыха, которые должны быть в полной мере подкреплены поддержкой и заинтересованностью со стороны местных исполнительных органов, хозяйственных, транспортных служб и учреждений культуры, информации и образования. 6. Помощь в преодолении различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы, концепции и модели хозяйственного развития туристского бизнеса регионов, с учетом их экономического уровня и особенностей на базе уникальных природных богатств. 7. Организация и управление экономикой туристского комплексана основе кооперации общественных государственных организаций и личных возможностей граждан. При этом социальная и экономическая направленности кооперации должны сочетаться и взаимодействовать на основе складывающихся тенденций к разгосударствлению и приватизации собственности, переводу ее на режим смешанного и муниципального хозяйственного ведения. Предлагаемые формы интеграции отдельно в структуре государственных объединений, а также совместных и малых предприятий могут привести к появлению многовариантности форм и видов туристской деятельности, повсеместному приобщению населения страны к ценностям культуры, истории и природы, удовлетворению разнообразных потребностей граждан в услугах туризма, экскурсий и путешествий, участию в программах и маршрутах международного обмена. Организационной основой социально-хозяйственной кооперации в сфере отдыха могут стать хозяйственные и экономические структуры и ассоциации туризма, деятельность которых целесообразно направлять совместными усилиями граждан и государства. Опыт и практика последних лет показывают, что работа в перечисленных направлениях позволит оптимально сочетать социальные функции туризма, постоянный и ускоренный темп роста его экономических показателей, территориальную и отраслевую структуру управления и организации туристско-экскурсионной системы в тесном взаимодействии с задачей расширения сферы платных услуг населению на территориальном уровне.