Методика социологического исследования досуга.
Разработка программы является первым этапом исследования. В программе излагается логика исследовательских процедур, основные проблемы, цели, задачи исследования, обосновываются методы сбора информации и анализа данных. В программе должны быть четко сформулированы цель и задачи данного исследования на основе анализа конкретнойсоциальной ситуации, т.е. должна быть обоснована необходимость исследования. Конкретным основанием, поводом для проведения исследования является реально возникшее противоречие в этих системах культурно-просветительной деятельности, а именно несоответствие их состояния требованиям и задачам развития культуры в обществе. В частности, такое несоответствие, выражается в невозможности разрешения социальной ситуации, например, формирование личности молодежи, имеющимися средствами и формами организации работы. В таких случаях и обращаются к научному исследованию. Программа исследования начинается с описания конкретной социальной ситуации, с определения изучаемого объекта. Описание ситуации дается, как правило, на основе отдельных наблюдений над отдельным объектом, на опыте работы самого исследователя. Реальные отношения культурно-просветительной деятельности, практика являются основой научного социологического исследования. В свою очередь исследование направлено на разрешение создавшегося противоречия, на улучшение деятельности культурно-просветительных учреждений. Исследование завершается практическими рекомендациями по совершенствованию этой деятельности. Цель определяет направление исследования, следовательно и аспекты анализа проблемы. Поэтому постановка задач без ясно осознанной цели исследования не имеет смысла. Задачи формулируются в вице императивов. Например, в исследовании досуговой деятельности, использования свободного времени молодежью это будут такие задачи: выявить наличие свободного времени; изучить характер использования свободного времени; выявить попусту потраченное, неиспользованное время; определить критерии свободного и рабочего времени у данной социальной группы; изучить формы и средства организации творческой деятельности молодежи в данных учреждениях культуры, учебных заведениях; изучить дефицит свободного времени; дать практические рекомендации по организации деятельности молодежи в свободное время. В процессе анализа проблемы начинает выясняться, новое знание, но пока только в предположительной форме, форме гипотез. Они подтверждаются или опровергаются результатами исследования, особенно в процессе опроса, эксперимента. Поэтому в ходе постановки задач необходимо выдвинуть одновременно несколько различных гипотез о состояний изучаемого объекта и внести их в программу. В процессе исследования фор-мулировка гипотез; может меняться, поэтому в программе они указываются как рабочие гипотезы. После того, как сформулированы задачи и рабочие гипотезы, приступают к отбору и обоснованию методов исследования. При отборе методов исследования руководствуются поставленными задачами, т.е. теми аспектами проблемы, которые отражают существенные стороны изучаемого объекта. Эти различные стороны объекта – человеческой деятельности и условий деятельности, - которые были указаны в описании социальной ситуации, являются конкретными предметами социологического, психологического, педагогического, математического и других исследований. Другими словами, метод определяется предметом исследования. К числу методов абора данных, используемых в современном исследовании социально-культурной деятельности, можно отнести наблюдение, анализ документов, измерение социальных характеристик, выборочный метод, опрос, психологическое тестирование, социометрическую методику изучения коллективов, экспериментальный метод и другие. Применение их в каждом конкретном исследовании должно быть обосновано эмпирически, т.е. на опыте работы с данной социальной группой. Для достижения практических результатов исследования необходимы методы обработки анализа данных. К ним можно отнести редактирование, кодирование, обобщение, группировка данных, описание новых фактов, научное объяснение. Методы и методики, используемые в исследовании должны обеспечить уровень его надежности. Для этого они должны удовлетворять ряду требований. Важнейшими из них являются: точность – соответствие полученных в результате исследования количественных показателей реальным, показателям, достоверность – соответствие полученных качественных характеристик действительным характеристикам изучаемого объекта, устойчивость – повторение результата исследования при многократном использовании метода, репрезентативность – тождество характеристик объекта и изучаемой выборки.
Билет 20 вопрос 1
Сущность и содержание маркетинга в социально-культурной сфере.
Слово «маркетинг» стало широко использоваться с начала нынешнего столетия для обозначения деятельности производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции. Естественно, производители товаров и услуг всегда занимались в той или иной степени такой деятельностью, опираясь при этом на свои знания и опыт, а также на собственный анализ аналогичной деятельности других производителей. Использование же понятия «маркетинг» связано с появлением ряда работ, в которых была проанализирована и обобщена деятельность различных производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции, сформулированы ее принципы, направления и методы реализации, способные привести к успеху в конкурентной борьбе за потребителей. В настоящее время имеются самые различные определения маркетинга. С одной стороны, он рассматривается как концепция предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, в основу которой положено удовлетворение потребительского спроса. Это выражается, например, следующими определениями: «Концепция маркетинга – выявление имеющихся нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов»; «Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»; «Маркетинг – процесс планирования и управления разработкой товаров и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом»; «Маркетинг – система управления и организации деятельности компании и фирмы, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы»; «Концепция маркетинга – получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей посредством выявления их нужд путем проведения комплекса маркетинговых исследований». Как видно из этих определений, маркетинг трактуется в них максимально широко и относится, по существу, ко всей деятельности предприятия или банка, начиная с разработки товаров или услуг и кончая их реализацией потребителям, в основу которого положено выявление и удовлетворение спроса потребителей. С другой стороны, в литературе встречаются более конкретные определения маркетинга, характеризующие его, как только одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие: «Маркетинг – изучение рынка и продвижение товара в нем»; «Маркетинг – комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия». В этих и других подобных определениях под маркетингом понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка товаров и услуг и осуществлением мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке в условиях конкуренции. При этом в различных источниках в качестве синонимов слов «обеспечение продажи» можно встретить такие термины, как «продвижение товаров и услуг», «стимулирование продажи» (сбыта), «развитие рынка», «создание благоприятных условий для продажи». Следует заметить, что между приведенными определениями маркетинга нет противоречий. Действительно, если деятельность того или иного предприятия по производству товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе анализа соответствующей рыночной ситуации, а при реализации товаров или услуг используются различные методы обеспечения их продажи на рынке в условиях конкуренции, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности руководствуется концепцией маркетинга в широком смысле. На практике под маркетингом обычно понимается конкретная рыночная деятельность. Поскольку товары и услуги, предназначенные для продажи, должны удовлетворять потребности покупателей, основным принципом маркетинга является ориентация на потребительский спрос.Распространено мнение, что «маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры», и приводится в этой связи следующий принцип производства, основанного на общеизвестной концепции маркетинга: «Производить и продавать товары, которые безусловно будут куплены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести». С другой стороны, если потребителям предложить ответить на вопрос, какие новые виды товаров и услуг или новое качество существующих товаров и услуг они хотели бы получить, большинство не сможет четко сформулировать ответ, что особенно касается новой, ранее не встречавшейся продукции или нового качества товаров и услуг. В связи с этим предприятия, предполагающие выйти на рынок с новыми видами или новым качеством товаров и услуг, для обеспечения их продажи должны тем или иным образом довести до потенциальных потребителей соответствующую информацию. Следовательно, другим принципом маркетинга является активное влияние на потребительский спрос,или, иначе говоря, формирование потребительского спроса. Обратим внимание на следующие важные принципы: Тщательный учет в принятии хозяйственных решений потребностей клиентов, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры,что предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно существующей и прогнозной величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношения к продуктам данной организации и ее конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, поэтому одна из главных задач маркетинга – это понять, что желают потребители. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.Современная концепция маркетинга в том, чтобы вся деятельность предприятия основывалась на знании потребительского спроса и его поведения в перспективе. При реализации концепции маркетинга центр принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующим пульс рынка. Информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы с целью склонить их приобрести именно данный товар.Разработка и производство эффективных новых продуктов является первой из главных задач большинства организаций, но не менее важной проблемой является их успешное продвижение на рынок. Маркетинговые исследования рынка товаров и услуг в общем случае включают: определение значений показателей, характеризующих спрос на товары и услуги, производимые предприятием, на выбранный момент времени; сравнение полученных значений показателей спроса со значениями, определенными ранее для предшествующего момента времени, и определение темпов их роста или снижения; определение доли предприятия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени, т.е. сегментацию рынка; сравнение цен на продукцию, производимую предприятием, с ценами на аналогичную продукцию конкурентов и определение изменения цен за выбранный интервал времени, т.е. ценовую политику; изучение мнений потребителей о деятельности предприятия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, об используемых способах их доставки, о возможных новых видах (новом качестве) товаров и услуг, которые они хотели бы получить или которые предлагает предприятие, и приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и др.; изучение влияния различных факторов на спрос на товары и услуги, производимые предприятием, и прогнозирование будущего спроса; изучение методов и приемов деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг. Цели маркетинга: Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а, следовательно, и благосостояние общества. Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей. Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их потребности. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей. На основе результатов подобных маркетинговых исследований сотрудники службы маркетинга вырабатывают рекомендации по определению целей и задач предприятия по продаже производимых им товаров и услуг, по улучшению их качества и целесообразности разработки новых видов товаров и услуг в соответствии с пожеланиями потребителей, по ценовой политике, по совершенствованию способов доставки и развитию сети сбыта, а также предложения по программе действий (плану маркетинга), направленные на продвижение товаров и услуг с учетом конкретной рыночной ситуации. После утверждения руководством плана маркетинга осуществляются соответствующие меры, связанные с продвижением товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции. Такие меры осуществляются по основным направлениям: доведение до потребителей при помощи рекламы информации о товарах и услугах, производимых предприятием, и их преимуществах по сравнению с производимыми конкурентами; личное общение с потребителями, в процессе которого могут решаться не только вопросы, связанные с исследованием рынка, но и продвижением товаров и услуг; создание привлекательного образа (имиджа) предприятия в глазах общественности путем спонсорской, благотворительной деятельности, помощи науке, культуре, проведения различных конкурсов, лотерей и др. Следует при этом отметить, что основными факторами, влияющими на продвижение товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции и рост объема их продажи, являются качество товаров и услуг, их цена и возможность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Таким образом, в целом по своему содержанию деятельность специалистов маркетинговой службы предприятия включает два основных направления: деятельность, связанную с анализом рынка товаров и услуг, производимых предприятием (маркетинговые исследования); деятельность, связанную с продвижением (обеспечением продажи) товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции.
Билет 20 вопрос 2