Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
Основу менеджмента составляет организация, которая может называться по разному - фирма, ассоциация, фонд, учреждение. Каждый человек, работая, входит в одну или несколько организаций. Организации могут быть производственными или учебными, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Главное, что общество состоит из большого числа различных организаций и большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо вступая с ними в контакт. С управленческой точки зрения под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели. Любая организация характеризуется следующими признаками. Во-первых, наличием по крайне мере 2-х людей, которые считают себя частью группы. Они объединяют свои усилия, помогают друг другу, обеспечивая тем самым поставленные задачи. Во-вторых, наличие по крайней мере одной цели или конечного результата, который принимают как общую все члены данной группы. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действием ее членов. В-третьих, наличие внутреннего координирующего центра, что придает стабильность организации и является важным условием нормального функционирования. Ключевой фигурой в организации является менеджер. Менеджер - это человек, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Быть менеджером предполагает хотя бы наличие одного подчиненного. Это обязательное условие. Таким образом, менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми. Менеджер выступает в трех ролях - как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, своего рода лидер для своих подчиненных. Во-вторых - это информационные роли. В-третьих - это роль по принятию решения. В зависимости от позиций менеджеров в организации, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Учреждения культуры и искусства, как и любые организации, действуют сегодня в рыночных условиях. Они относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследуют цель не получения прибыли, а оказывают обществу социально-значимые услуги. Но несмотря на это, они характеризуются рядом признаков, а именно: экономическая обособленность (получение прибыли); экономическая заинтересованность членов организации; материальная ответственность за результаты труда; самостоятельность, независимость от какого-либо воздействия; Учреждения культуры обладают правом юридического лица и обладают обособленным имуществом, счетами в банке, печатью на право ведения договорных отношений, балансовой книгой, имеют определенные права и обязанности, несут ответственность за свои действия. Все это оформляется в виде Устава предприятия и регистрируется в местных административных органах. В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные (муниципальные) и негосударственные. К первым относятся театрально-зрелищные предприятия (театры, филармонии, концертные залы) и культурно-досуговые учреждения (библиотеки, музеи, клубы, кинотеатры и т.д.). Ко вторым относятся учреждения культуры, общественные организации (профсоюзные клубы и библиотеки), ведомственные гарнизонные Дома офицеров, клубы учителей, милиции, творческих союзов), частно-кооперативные (ночные клубы, дискотеки, развлекательные центр). Менеджмент представляет сложное явление, охватывающее различные процессы, происходящие как внутри организации, так и при ее взаимодействии с внешней средой. Роль менеджмента внутри организации во многом зависит от той роли, которую призвана решать та или иная организация. Но независимо от этого к внутренней среде организации относится: структура организации, т.е. выделение внутри организации подразделений (отделов), находящихся между собой во взаимодействии. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия; технология работы организации, т.е. средства, с помощью чего создаются искомые товары либо услуги. Сюда относится также сочетание навыков, знаний, необходимых для осуществления желаемых целей и результатов; люди, работающие в организации, т.е. персонал организации. Многое в деятельности организации зависит от их квалификации, отношения к труду, способностей, взаимоотношения между собой.
Билет 19 вопрос 1