Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. «Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований, обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения. Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом. Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными. Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель. Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации. Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая. Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ. Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам: состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория; состояние заинтересованности; состояние активности. Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.





Билет 17 вопрос 1

Наши рекомендации